Правовые основы дистанционного обучения в вузах России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Гербатовская, А. О. Правовые основы дистанционного обучения в вузах России / А. О. Гербатовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118214/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанционного обучения.

Ключевые слова: обучение, нормативное обеспечение, вуз, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии.

The author of the article examines the current state of legal support for distance learning in higher educational institutions of Russia. Gaps in regulatory regulation have been identified, and directions for improving the quality of legal support for distance learning have been proposed.

Keywords: education, regulatory support, university, distance learning, distance learning technologies.

Основной тенденцией развития современных общественных отношений выступает цифровизация всех сфер деятельности. Использование цифровых технологий сегодня существенно облегчает жизнь человека, делает информацию более доступной. Распространение коронавирусной инфекции актуализировало вопросы применения цифровых технологий в части организации дистанционного доступа к образовательным ресурсам. В таких условиях актуальной тенденцией развития высшего образования в России и мире выступило применение электронных образовательных ресурсов. А. Е. Воробьёв, А. А. Мусина, подчёркивая вынужденный характер перевода обучения в вузах на дистант во время пандемии, отмечают, что уже в апреле 2020 года в 72 % российских ВУЗов были приняты локальные нормативные правовые акты, определяющие условия дистанционного обучения студентов [7].

Вместе с тем, несмотря на активное использование на практике дистанционного обучения в высших учебных заведениях, до настоящего времени нормативно-правовая база дистанционного вузовского обучения в стране пока не сформирована [8]. Как отмечают некоторые исследователи [12], фактически практика принудительного внедрения технологий дистанционного обучения в высших учебных заведениях показала, что ВУЗы страны оказались не готовыми к полному переходу на дистанционное обучение.

Следует отметить, что Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] предусмотрена возможность реализации в учебных заведениях образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. На основе действующего нормативного регулирования на федеральном уровне высшими учебными заведениями страны принимаются локальные акты, устанавливающие условия цифрового обучения, применение дистанционного обучения в виде реализации дистанционных образовательных технологий в учебном процессе.

Учитывая относительную новизну, а также критические условия перехода на дистанционное обучение (ввиду распространения коронавирусной инфекции) понятия, сопровождающие дистанционное обучение в вузах, до настоящего времени не нашли достойного отражения ни в нормативных правовых актах, ни в исследованиях современных отечественных учёных. Отсутствие нормативно закреплённых понятий «электронный образовательный ресурс», «дистанционное обучение», не способствует единообразию локального регулирования дистанционного обучения на уровне высших учебных заведений страны.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 [2] утверждён порядок применения образовательными организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. При этом до настоящего времени комплексных, системных исследований, посвящённых данной тематике в российской юридической доктрине недостаточно. В виду отсутствия терминологической определённости, закреплённой в нормативных актах, руководством ВУЗов страны на уровне локальных нормативных актов чаще всего используется определение электронных образовательных технологий или ресурсов, отражённое в пункте 3.2.12 ГОСТ 52653–2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» [3]. В данном случае электронным образовательным ресурсом называется ресурс, имеющий электронно-цифровую форму, включая структуру, предметное содержание, метаданные о них.

О. В. Купцова [10] справедливо отмечает, что в современных отечественных вузах чаще всего либо используется определение электронных образовательных ресурсов, закреплённое в ГОСТ 52653–2006, либо их развёрнутое определение, включающее в качестве признаков электронных образовательных ресурсов: наличие учебных, учебно-методических, контрольно-измерительных материалов, использование электронных ресурсов в процессе обучения, а также применение форм и методов электронного, сетевого, смешанного обучения.

В ГОСТ Р 55751–2013 [4] (п. 3.1.26) под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности, взаимодействие субъектов образовательного процесса, если такое обучение реализуется с помощью информационных технологий. В п. 3.1.27 устанавливается обязательность наличия информационно-образовательной среды в случае реализации образовательных программ исключительно в виде электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В ГОСТ Р 53620–2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное образовательные ресурсы. Общие положения» [5] в пункте 4.2 закреплена развёрнутая классификация электронных образовательных ресурсов по различным признакам, способу применения, установлены основные элементы электронных учебно-методических комплексов применительно к уровню высшего образования (п. 4.1.5).

Р. А. Абдусаламов отмечает, что при правильном подходе к организационному построению и правовому регулированию дистанционного обучения в сфере высшего образования можно прогнозировать спрос и на высшее образование в целом [6]. В частности, дистанционное обучение в вузах, в случае набора обучающихся на определённые образовательные направления в рамках дистанционного обучения, позволит обучающимся экономить время, получить доступ из удалённых уголков страны к образовательным ресурсам, совмещать работу и учёбу. Указанный исследователь, как и многие другие [6] считает, с чем можно согласиться, что дистанционное обучение при его реализации в среде высшего образования должно быть выборочным, то есть, организованным либо по определённым образовательным направлениям, либо как полноценный элемент смешанного обучения.

О. В. Купцовой отмечено, что современные российские ВУЗы по-разному подходят к формированию положений об электронных образовательных ресурсах [10]. Указанным автором отмечается отсутствие единообразия в типизации электронных образовательных ресурсов высших учебных заведений. С одной стороны, полагаем, что такое состояние локального нормативного регулирования определяется требованиями автономии образовательных организаций, свободы организации образовательной среды и преподавания. В то же время, считаем необходимым встать на позицию О. В. Купцовой, разделяемую и иными исследователями [8; 10] о том, что целесообразным было бы установление единых федеральных правовых норм, устанавливающих терминологическую определенность, определяющих сущностные признаки, виды, типы и категории электронных образовательных ресурсов. Единство нормативного регулирования дистанционного обучения в локальных нормативных актах вузов облегчит процесс обмена студентами в вузах, а также перехода из одного учебного заведения в другое при получении образования с помощью электронных образовательных ресурсов. Полагаем, что установление единообразного терминологического аппарата сферы дистанционного обучения позволит снизить риски возможных правовых коллизий и проблем правоприменительной практики.

На современном этапе развития нормативно-правового регулирования дистанционного обучения нерешёнными остаются проблемы правового и организационного характера. Полагаем, что становление правовой базы дистанционного обучения в вузах находится в начальной стадии. Единообразию в практике применения вузами России электронных образовательных технологий будет способствовать усиление правового регулирования дистанционного обучения. Это, возможно, например, посредством формирования самостоятельной главы о дистанционном обучении в действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Реализация данного предложения позволит не только нормативно закрепить понятия, сопровождающие данную сферу, но также и виды электронных образовательных ресурсов, установить требования к их структуре и содержанию.

Итак, в настоящее время нормативная база дистанционного обучения в вузах России фактически находится в стадии образования. На уровне федерального законодательства отсутствует терминологическая определённость, нет единообразия в отношении видов электронных образовательных ресурсов, не установлены требования к ним в части содержания, используемых методов, структуры. Проведенное исследование позволяет заключить, что в отсутствие адекватного нормативного регулирования на уровне федерального законодательства, основы вузовского дистанционного обучения формируются стихийно посредством локального нормативного регулирования. Результатом выступило предложение о включении в действующий Закон об образовании в Российской Федерации главы, устанавливающей нормативные основы дистанционного обучения в стране.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745
  2. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/436767209 (дата обращения: 04.06.2023)
  3. ГОСТ Р 52653–2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200053103 (дата обращения: 24.08.2023).
  4. ГОСТ Р 55751–2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 24.08.2023).
  5. ГОСТ Р 53620–2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 24.08.2023).
  6. Абдусаламов Р. А. Правовое регулирование использования информационных технологий в сфере высшего образования в Российской Федерации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. — 2023. — № 2 (102). — С. 34–41.
  7. Воробьев А. Е., Мусина А.А, Нормативно-правовое обеспечение обучения студентов российских и казахстанских вузов в условиях пандемии COVID-19 // Цифровая наука. — 2022. — № 3. — С. 4–21.
  8. Иванова М. М., Гордиенко О. Н., Харлова Е. В. Правовое регулирование образования в процессе дистанционного обучения студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 74–1. — С. 92–95.
  9. Краснобаева-Черная Ж. В., Бороденко Л. Н. Дистанционное обучение в научной парадигме высшей школы: эволюция взглядов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. — 2024. — № 1. — С. 114–124.
  10. Купцова О. В. Понятие и виды электронных образовательных ресурсов: федеральное и локальное регулирование // Теория и практика общественного развития. — 2023. — № 8 (184). — С. 221–225.
  11. Ларионова В. А., Семенова Т. В., Мурзаханова Е. М., Дайнеко Л. В. Экономические аспекты вынужденного перехода на дистанционное обучение, или какую цену заплатили вузы за дистант // Вопросы образования. — 2021. — № 1. — С. 138–157.
  12. Осипов М. Ю. Проблемы разработки стратегии цифровизации высшего образования и возможные пути их решения // Россия: тенденции и перспективы развития. — 2022. — № 17–1. — С. 859–862.


Задать вопрос