Использование открытых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бородич, С. А. Использование открытых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку / С. А. Бородич, А. Н. Тепляковская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9628/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Реалии современного мира сделали технологии неотъемлемой частью нашей жизни, повсеместное распространение информационно-коммуникационных технологий привело к резкому увеличению объемов информации получаемой и передаваемой каждым человеком. И если, для старшего поколения, отсутствие технологий сделало бы жизнь более сложной и менее информационно насыщенной, то молодежь уже не мыслит себя без разнообразных устройств с обязательным доступом в Интернет. Интернет в свою очередь предоставляет нам массу возможностей, как для саморазвития, так и для использования этих ресурсов в образовательном процессе. А их доступность создает потенциал для привлечения все большего количества студентов и максимального охвата их потребностей, включая людей с особыми потребностями и ограниченными возможностями. Таким образом, можно говорить о формировании новой образовательной среды, как для педагогов, так и для обучаемых и их родителей.

Такое внедрение технологий в нашу жизнь не могло не отразиться на системе образования. Сама идея открытого доступа к образовательным ресурсам зародилась в конце 1990-х гг., а в 2001 году Массачусетский технологический институт первым запустил проект OpenCourseWare, где предоставил свободный доступ к учебным материалам вуза. Эта идея была поддержана многими учебными заведениями мира и в 2002г. на Конференции ЮНЕСКО был принят термин Открытые Образовательные ресурсы (ООР).

Существует множество определений ООР, например, Организация по Экономическому Сотрудничеству и развитию определяет открытые образовательные ресурсы как: «оцифрованные материалы, предлагаемые свободно и открыто для педагогов, студентов и самоучеников, чтобы использовать и снова использовать для обучения, изучения и исследования. ООР включает изучение содержания, программные средства, чтобы развить, использовать и распределить содержание и ресурсы внедрения, такие как открытые лицензии». [1]

Изначально говорилось о ООР как о способе обеспечения свободного доступа к знаниям максимального числа людей [2], однако это было и остается эффективным для высокомотивированных людей с высоким уровнем навыков самообучения. Для тех же, кто выбирает традиционный путь получения знаний, ООР может оказаться невостребованным, так как в настоящее время не разработана система мотивации использования ООР в образовательном процессе как обучаемых, так и педагогов. Следует отметить, что многие образовательные учреждения уже внедряют системы дистанционного обучения, предоставляют обучаемым свободный доступ к учебным материалам и дают профессорско-преподавательскому составу возможность выкладывать свои методические разработки в сеть, что, несомненно, оптимизирует образовательный процесс и делает его более доступным для студентов всех форм обучения. [3]

Но даже в тех учебных заведениях, где еще централизованно не применяются электронные методы обучения, преподаватели все активнее используют любые открытые образовательные ресурсы с целью разнообразить и обогатить учебный процесс. Тем более что и политика ЮНЕСКО в настоящее время направлена на смещение акцентов в образовании: с предоставления технологий на создание обучающей среды. Каким же образом современный преподаватель может поспособствовать этому процессу?

Не исключая наставничество из учебного процесса, преподаватель может использовать ООР как дополнительные способы подачи и отработки учебного материала. Это может быть альтернативное изложение грамматических правил и введение нового лексического материала. В таком случае обучаемым предлагаются следующие виды работы:

                   самостоятельное изучение указанного преподавателем материала всеми студентами группы до занятий и обсуждение его в аудитории;

                   самостоятельное изучение материала одним из студентов группы и объяснение его остальным обучаемым;

                   изучение дополнительного образовательного контента и совместное обсуждение его в аудитории с выделением наиболее значимой/редко встречающейся/ наиболее полной информации по изучаемой теме.

ООР обладают огромным потенциалом для использования их как способа отработки и совершенствования навыков. Как известно, любое новшество вызывает больший интерес и легче усваивается, чем привычный и временами даже надоевший вид занятий. Так типичные домашние задания можно заменить выполнением сетевых тестов по лексике или грамматике, написание эссе на бумаге — созданием электронного сообщения по заданной теме. Помимо стимуляции познавательного интереса преимущество подобных заданий заключается в том, что каждый обучаемый может выполнить эту работу несколько раз, проверяя себя и совершенствуя свои навыки, а наличие обширной базы заданий дает возможность отшлифовывать собственные знания, не повторяя абсолютно идентичный материал снова и снова.

Требуется также учитывать фактор развития фонетической базы у студентов, изучающих иностранный язык, и именно ООР на сегодняшний день помогают перевести эту проблему в разряд решенных. Наличие доступа в сеть Интернет в аудитории позволяет наполнить занятие любыми аудио и видео материалами, начиная от постановочных фонетических упражнений заканчивая лекциями (или их фрагментами) по той или иной дисциплине которые читают преподаватели ведущих вузов мира. В зависимости от целей занятия преподаватель в аудитории может дополнить эти видео или аудио материалы собственными заданиями, направленными на развитие и совершенствование различных фонетических, лексических или грамматических навыков. В таком случае, после просмотра (прослушивания) адио- или видеоматериалов облучаемым предлагаются следующие виды заданий:

                   прослушайте фрагмент записи и запишите указанные фонетические/грамматические явления;

                   дополните представленный преподавателем текст информацией из аудио/видео фрагмента;

                   укажите верные/ложные утверждения;

                   запишите ответы на вопросы;

                   составьте план-конспект выступления (лекции)

Как мы видим, современные технологии дают нам возможность разнообразить учебный процесс в аудитории и вне ее стен, сделать его ближе и доступнее любому студенту вне зависимости от формы обучения. Это особенно важно для студентов изучающих иностранный язык, так как социокультурные различия, особенности лексико-грамматического строя языка затрудняют самостоятельное изучение предмета.

Помимо использования ООР современный преподаватель должен учитывать тот факт, что жизнь современной молодежи во многом проходит в социальных сетях, что наводит на мысль о необходимости и их использования в процессе обучения.

Все социальные сети предоставляют платформу для наполнения информацией интересующей пользователя, а значит, мы можем создавать страницы и группы наполненные нашим образовательным контентом. А именно, выкладывать в сеть учебные пособия, грамматические правила, презентации по изучаемой теме, а также ссылки на другие сетевые образовательные ресурсы. Обязательный условием эффективности работы такой группы будет обязательство всех обучаемых посещать ее и проверять наличие новой информации перед каждым аудиторным занятием и участие во всех образовательных мероприятиях заявленным преподавателем. Такими мероприятиями могут быть:

                   форум-обсуждение какой-либо проблемы

                   марафон блогов по изучаемой теме

                   онлайн викторина.

Социальные сети предоставляют возможность дополнить свое сообщение или высказывание фото и видеоинформацией, а также ссылками на другие источники, что стимулирует познавательную активность и других студентов группы. Кроме того открытость социальных сетей позволяет всем участникам группы обсуждать заявленную проблему, приводить свои доводы в поддержку или опровержение спорных утверждений. То, что для всех сообщений в сети автоматически устанавливается время их добавления, дает преподавателю возможность задать временные рамки дискуссии.

Наряду с множеством позитивных факторов использования ООР в процессе образования надо отметить тот факт, что многие преподаватели с осторожностью относятся к использованию образовательных материалов предложенных другими людьми, сомневаясь в корректности предложенного фактического материала. Мы считаем, что эта проблема целиком и полностью решается самим преподавателем при подготовке к занятию, ведь именно от него зависит, какие материалы он посчитает достойными быть представленными на рассмотрения своим студентам, как он адаптирует их к нуждам и интересам групп, как интегрирует обобранный материал в учебный процесс. Еще одним фактором, вызывающим настороженность преподавателей, является этическая сторона вопроса, а именно, корректность использования учебных материалов подготовленных другими людьми на своих занятиях. Надо отметить, что «Рекомендации по работе с открытыми образовательными ресурсами (ООР) в сфере высшего образования» открыто призывают преподавателей публиковать собственные ООР, вовлекая всех научно педагогических работников в этот процесс. Выражая надежду на то, что со временем такая практика станет основой общей крупной коллекции материалов, охватывающих широкий круг предметов и доступных для использования. [4]

На сегодняшний день в сети можно встретить сайты, которые предлагают воспользоваться разработками других преподавателей в обмен на ваши собственные учебные материалы. Только при условии, что ваши наработки понравятся другим пользователям, вы получаете доступ к остальным учебным материалам.Такой подход, на наш взгляд, полностью снимает этические проблемы. Тем более что для эффективного использования ООР преподавателям необходимо развивать навыки в области адаптации и согласования существующих ООР с учетом разнообразных образовательных потребностей студентов.

Таким образом можно признать необходимость и обоснованность использования ООР и других доступных сетевых ресурсов при обучении иностранному языку студентов любой формы обучения и рекомендовать преподавателям иностранного языка активное использование всех видов ООР как для аудиторных занятий, так и внеаудиторной деятельности.

 

Литература:

 

  1.              Электорнная экциклопедия: ru.knowledgr.com //Откройте образовательные ресурсы. — Режим доступа: ru.knowledgr.com/00905767/ Откройтеобразовательные ресурсы- Дата доступа: 6.11.2015
  2.              Лейн А. Глобальные тенденции в развитии и использовании открытых образовательных ресурсов и их роль в реформе образования. Аналитическая записка — 2010 с.6 — Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214676.pdf — Дата доступа: 16.11.2015.
  3.              Бородич С. А., Тепляковская А. Н., Использование систем дистанционного обучения в высшей школе. //Материалы IХ Международной научно-практической конференции «Информационное общество и актуальные проблемы экономических, гуманитарных, правовых и естественных наук». — Рязань: Рязанский филиал МЭСИ, 2013. — стр. 26–29
  4.              Алексеева Ю. Н., Бергер Е. М., Бочарова Н. А. и др. Образовательный потенциал открытого образовательного ресурса «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены»: научно-методический комментарий. -СПб., 2011. — 65с.
  5.              Рекомендации по работе с открытыми образовательными ресурсами (ООР) в сфере высшего образования. — Москва, Содружество обучения, 2011- 22с.
Основные термины (генерируются автоматически): преподаватель, учебный процесс, иностранный язык, материал, образовательный процесс, ресурс, сеть, студент группы, современный преподаватель, форма обучения.