Инновационная форма дошкольной образовательной деятельности «Интерактивный музей»
Авторы: Леонова Вита Леонидовна, Ермолаева Марина Валентиновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 24.10.2013
Статья просмотрена: 2111 раз
Библиографическое описание:
Леонова, В. Л. Инновационная форма дошкольной образовательной деятельности «Интерактивный музей» / В. Л. Леонова, М. В. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4343/ (дата обращения: 17.12.2024).
Современный ребенок растет в динамичном, изменчивом мире, и система дошкольного образования должна быть гибкой, уметь приспосабливаться к социальным запросам родителей и в тоже время помочь ребенку проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи, развиваться творчески и духовно.
Идея создания интерактивного музея в детском саду представляет собой новую форму работы с детьми и их родителями и удивляет своей многозадачностью: формирует у дошкольников представления о музее; формирует проектно-исследовательские умения и навыки; формирует активную жизненную позицию; развивает креативное и логическое мышление; вовлекает родителей в жизнь ГБДОУ; формирует умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; обогащает кругозор дошкольника; овладение миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов
Именно интерактивность позволяет ребенку самому участвовать в жизни музея, видеть результаты своего труда и формирует принципиально новое отношение ребенка к музеям в целом.
Проект рассчитан на работу с детьми трех–семи лет и предлагает новые организационно–методические формы работы; содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и других источников. Интерактивный музей позволяет и внедрение столь популярных сегодня инновационных технологий, так как предполагает ряд различных форм работы с детьми:
- Беседы
- Проекты
- Моделирование
- Конструирование
- Видеопросмотры
- Встречи с гостями музея
- Фольклорные и тематические праздники
- Театрализованные представления
- Музыкальная гостиная
- Игры с экспонатами музея.
Принципы работы музея предельно просты: наглядность, освоение детьми окружающей территории и полученных знаний, учет возрастных особенностей ребенка, дифференцированный подход к каждому ребенку. Технология дифференцированного подхода хорошо известна в методике воспитания. В группе всегда разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии дифференцированного подхода воспитанники делятся на условные группы с учетом типологических особенностей: аудиалы, визуалы и кинестетики. При формировании групп учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к познанию нового материала. Таким образом, сложились формы деятельности работы музея:
- рассказ педагога
- чтение художественной литературы
- демонстрации музейных предметов из вспомогательного фонда, просмотр видео, слайдов, репродукций, фотографий
- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, конструирование, шитье и декорирование)
- народные подвижные игры, обыгрывание обрядов и фольклорные праздники
Музей состоит из нескольких образовательных сред:
- Материальная среда: оформление музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование
- проектно-процессуальная среда: информационный элемент (первоисточники), технологический (образовательные технологии), результативный элемент (диагностика уровня развития, оценка, анализ)
- личностная среда: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности
Ребёнок овладевает миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов.
В рамках работы интерактивного музея был осуществлен мини-проект «В гостях у народных мастеров». Были проведены следующие виды деятельности: беседы о народном творчестве, пополнение музея новыми экспонатами, лепка, пластинография, аппликация игрушек, роспись дымковской игрушки, изготовление элементов народного костюма, авторские дидактические игры «народные промыслы», просмотр видеосюжетов и сказок, фольклорный праздник «деревенские посиделки», проведение детьми экскурсий по музею. На более широком уровне предусматривается проведение презентации мини-музеев на городском уровне, показ открытых мероприятий в рамках проектной деятельности для педагогов детских садов города
Нужно также отметить, что немаловажным фактором в работе с детьми является работа с их родителями. Многочисленные опросы и анкетирования показали, что наиболее привлекательным для родителей является новизна, красочный дизайн игровых пособий, который закрепляет игровую мотивацию в обучении детей, а также возможность выстраивания индивидуальной модели взаимодействия педагога с ребенком. Принимая участие в жизни интерактивного музея, родители не только видят результаты работы с ребенком, но и являются полноправным партнерами и участниками наравне с детьми и педагогами.
По завершению мини-проекта было выявлено, что уровень познавательной активности дошкольников вне детского дошкольного учреждения (дома, на улице) значительно увеличился. Таким образом, инновационная деятельность в ГБДОУ принесла свои плоды и результаты. Воспитанники принимают активное участие в районных и городских конкурсах, соревнованиях; награждены дипломами. Родители стали более активно включаться в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи. Ведь совместный труд родителей и педагогов помогает сформировать комфортное пространство для развития дошкольников.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что интерактивный музей является эффективной формой дошкольного образования, который, несомненно, привлек внимание как детей, так и родителей и педагогов, стал отражением инициативы детей, обогатил развивающую среду детского сада и внедрил использование новых форм и технологий обучения.
В ходе проекта было выявлено, что единое образовательное пространство музея способствует целостному эстетическому развитию детей. Оно достигается при полном погружении ребенка в атмосферу изучаемой темы, работе с подлинником, воплощается в творческой деятельности ребенка, взаимной работы педагога и родителей.
Музей — форма диалога между детьми и педагогами — совмещает элементы игры, творчества и разнообразных способов подачи и усвоения информации и может считаться современной и инновационной формой образовательной деятельности.