Перспективы развития межрегионального отраслевого ресурсного центра в области добычи полезных ископаемых
Авторы: Ельденёв Максим Леонидович, Казаков Роман Сергеевич, Сьянова Татьяна Юрьевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 199 раз
Библиографическое описание:
Ельденёв, М. Л. Перспективы развития межрегионального отраслевого ресурсного центра в области добычи полезных ископаемых / М. Л. Ельденёв, Р. С. Казаков, Т. Ю. Сьянова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4032/ (дата обращения: 16.12.2024).
Целенаправленной опережающей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов требуют становящиеся региональные и национальные рынки труда. В тоже время анализ результатов социальных опросов обучающихся профессиональных образовательных учреждений показывает, что они затрудняются в решении интеллектуально насыщенных задач и ситуаций, не обладают умениями использовать теоретические знания и практический опыт в конкретной учебной, учебно-практической и производственной деятельности.
В 2011 году в рамках реализации федерального проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» на базе Кемеровского горнотехнического техникума был создан межрегиональный отраслевой ресурсный центр в области добычи полезных ископаемых.
На сегодняшний день в состав межрегионального отраслевого ресурсного центра входят 15 учреждений профессионального образования Кузбасского региона и республики Тыва. Ведутся переговоры по вовлечению в деятельность центра других регионов.
Целью ресурсного центра является формирование кадрового резерва высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных рабочих и специалистов в области добычи полезных ископаемых, что способствует эффективному экономическому развитию страны.
Одним из важных моментов деятельности ресурсного центра являются вопросы по взаимодействию образовательных учреждений, входящих в его состав с работодателями — представителями горнодобывающих предприятий.
Основными формами социального партнерства «учебное заведение — работодатель» в рамках межрегионального отраслевого ресурсного центра в области добычи полезных ископаемых являются:
- разработка механизмов и методик прогностического рынка труда для совместного принятия решений относительно профилей и объемов требуемых специальностей;
- разработка и осуществление на постоянной основе мониторинга рынка труда, демографической структуры и моделей занятости для сокращения разрыва между потребностью и реально возможной подготовкой будущих работников;
- участие работодателей в определении квалификационных требований, разработке основных профессиональных образовательных программ, проведении квалификационных испытаний;
- организация экскурсий, проведение мастер — классов, обеспечение мест для прохождения производственной практики, стажировки мастеров и преподавателей, трудоустройства выпускников;
- реализация программ переобучения и повышения квалификации сотрудников предприятий на базах образовательных учреждений;
- оказание материальной поддержки на укрепление учебно-материальной базы образовательного учреждения.
Опыт положительной деятельности с представителями предприятий-работодателей в большинстве случаев сопровождается выстроенными договорными отношениями. Данные соглашения носят характер долгосрочного взаимовыгодного партнерства по многим направлениям.
С целью повышения качества образования и актуализации образовательной программы был проведен мониторинг по вопросу требований работодателей к содержанию программ обучения по наиболее востребованным специальностям и профессиям горной отрасли, условиям и технологиям их совместной реализации и образовательным результатам — профессиональным компетенциям специалистов.
В опросе приняли участие представители следующих предприятий угледобывающей отрасли: ОАО «Северный Кузбасс», ОАО «Шахта «Первомайская», ОАО «Шахта «Северная», ОАО «Шахта «Березовская», ЗАО «Сибирский Антрацит», ЗАО «Шахта «Антоновская», ООО «Управление по монтажу, демонтажу и ремонту горного оборудования».
Следует отметить высокий уровень заинтересованности руководителей горнодобывающих предприятий в сотрудничестве с ресурсным центром, которая выражается в желании участвовать в формировании заказа на подготовку специалистов для предприятия, а также заказа на открытие новых специальностей и направлений подготовки. Также руководители предприятий заинтересованы в участии в совместной профориентационной работе, проводимой ресурсным центром в общеобразовательных учреждениях.
По мнению руководителей, проблема дефицита и качества кадровых ресурсов на сегодняшний день весьма актуальна, что выражается в недостатке кандидатов на рынке труда и их низкой квалификации.
Самая распространенная форма социального партнерства между предприятием и образовательным учреждением это организация производственного обучения и практики обучающихся, что является одним из направлений сотрудничества работодателя и межрегионального отраслевого ресурсного центра. Наиболее интересным проектом совместной деятельности предприятий и ресурсного центра предполагается повышение квалификации работников без отрыва от производства по имеющейся профильной специальности.
Кроме того, вопросы интервью с представителями работодателей касались изменений в новом законе «Об образовании» и реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Также, акценты были направлены на выяснение готовности промышленных предприятий к участию в построении качественного образовательного процесса. И, что является немаловажным, на понимание работодателями роли ресурсного центра в перспективном развитии конкретного предприятия. Уделено внимание построению доступного информационного пространства и совместным образовательным и научным проектам.
Немаловажен и тот факт, что, по мнению работодателей в имеющемся наборе качеств и компетенций выпускников ресурсного центра, наиболее значимые — требуют отдельного, расширенного обсуждения. К числу важнейших можно отнести:
- применение базовых знаний в профессиональной деятельности;
- способность к самостоятельному приобретению и применению знаний;
- навыки работы с компьютерами и современными оргустройтсвами;
- способность к творчеству, исследовательской и инновационной деятельности;
- умение выстроить отношения с коллегами, сотрудниками.
Нужно отметить, что с учетом возрастающего интереса к деятельности ресурсного центра необходимо оценить возможные направления взаимодействия предприятий промышленности с образовательными учреждениями. Например, опираясь на план перспективного развития, предприятие должно продумывать и формировать кадровый потенциал, обеспечивающий выполнение поставленных задач. Это обстоятельство должно способствовать влиянию интересов предприятия на корректировку профиля и объема подготавливаемых в ресурсном центре специалистов. Заинтересованность в такой совместной работе должна быть выражена в рамках договоров о сотрудничестве.
Это же можно сказать о необходимости привлечения представителей предприятий к проведению профориентационных мероприятий, с целью своевременного самоопределения учащимися школ. Данная форма взаимодействия также является наиболее перспективной и исключающей потери контингента студентов в период их обучения в ресурсном центре. То есть, профориентационные мероприятия в данном контексте рассматриваются шире общепринятого смысла.
С целью взаимовыгодного сотрудничества станет эффективным участие представителей ресурсного центра и предприятий в формировании программ стратегического развития либо разработки бизнес-планов. На сегодняшний момент такая форма взаимодействия практически не реализуется, результатом чего является расхождение оценки потенциала партнеров и ставящихся ими целей и задач.
К числу направлений деятельности ресурсного центра относится проведение и научно-исследовательских работ. Большая часть предприятий может заинтересоваться проведением изыскательских мероприятий в интересах производства.
Немаловажным может явиться привлечение опытных сотрудников предприятий к педагогической деятельности в ресурсном центре. Очевидно, что это напрямую повлияет на качество обучения и как следствие на формирование профессиональных компетенций обучающихся.
Кроме того, продолжающееся развитие института частно-государственного управления требует определить готовность руководителей предприятий к участию в попечительских (управляющих) советах, действующих при учреждениях образования. В ряду актуальных остается вопрос привлечения представителей бизнес-сообщества к взаимодействию через долгосрочные соглашения о партнерстве.
Значимым становится личное участие преподавателей и работодателей в разработке информационно-образовательных ресурсов. Форма коммуникации между предприятиями и ресурсным центром, а также внутри сети участников центра может обуславливать своевременность прохождения информационных потоков и насыщенность информационного поля. В зависимости от выбираемых способов коммуникации будет зависеть активность построения Интернет-ресурсов партнеров.
Актуален и вопрос, касающийся подбора специалиста, который будет осуществлять прямое взаимодействие между предприятием и ресурсным центром. Наиболее эффективным станет сотрудник, имеющий профильное образование не ниже уровня высшего профессионального.
Также представляется целесообразным выяснить, какие дополнительные формы сотрудничества могут стать наиболее актуальными для предприятий в ближайшей перспективе. На наш взгляд такими направлениями могут быть: инвестиционные программы в интересах ресурсного центра, совместные профориентационные программы, корректировка и разработка новых образовательных программ с учетом интересов работодателей.