Подготовка инженерно-технических кадров для промышленных предприятий Республики Саха (Якутия) (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Дата публикации: 20.11.2015

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Уварова, Л. М. Подготовка инженерно-технических кадров для промышленных предприятий Республики Саха (Якутия) (из опыта работы) / Л. М. Уварова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/171/9189/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Согласно Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года необходимо обеспечить опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов РФ. Одним из первоочередных задач для решения этой цели является формирование трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом, и повышение качества человеческого капитала [4]..

Современный научно-технический прогресс требует от вузов организацию подготовки будущих трудовых кадров на базе новейших технологий, тесного взаимодействия с органами государственной власти, институтами развития, научно-исследовательскими структурами и передовыми предприятиями. В условиях поставленных стратегических задач подготовка высококвалифицированных инженерно-технических кадров для промышленных предприятиях, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), в ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» является важнейшей задачей.

По последним данным Департамента занятости населения РС (Я), сегодня наиболее востребованными промышленными предприятиями являются кадры инженерно-технического профиля по следующим видам производств: добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, сельское хозяйство, ремонт автотранспортных средств, транспорт и связь [3]. К наиболее востребованным в настоящее время на рынке труда республики инженерно-техническим профессиям с высшим образованием относятся: горные инженеры; геодезисты; теплоэнергетики и теплотехники; программисты и специалисты по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем; инженеры по телекоммуникациям и связи; инженеры по технике безопасности; инженеры по теплогазоснабжению и вентиляции, инженеры для нефтяной и газовой отраслей.

Одним из основных направлений работы в подготовке инженерно-технических кадров в СВФУ является регулирование объемов подготовки на основе контрольных цифр приёма, т. е. количества мест для обучения за счёт средств федерального бюджета и бюджета Республики Саха (Якутия).

Анализ приема на 1 курс в СВФУ за счёт средств федерального бюджета с 2013 по 2015 годы показал, что с 2013 года наблюдается увеличение доли приема студентов по инженерно-техническому направлению подготовки в общем объеме приема по годам с 2013 года: 2013г. — 33,3 %; 2014г. — 36,7 %; 2015г. — 42,6 (таблица 1).

Таблица 1

Контрольные цифры приема на 1 курс в СВФУ за счёт средств федерального бюджета с 2013/1 учебном году (очная форма; с филиалами; ВО)

Год

Ср.балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 2015

Количество студентов, зачисленных на бюджетные места

Доля студентов по инженерно-техническому направлению, в %

2011*

59,6

2108

37,4

2012

58,6

2039

34,0

2013

60,1

2074

33,3

2014

59,2

2118

36,7

2015

62,4

2059

42,6

*- с учетом переведенных на 1 курс студентов в результате присоединения ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт».

 

Из анализа приема на 1 курс в СВФУ за счёт средств федерального бюджета в 2015 году по таблицам 1 и 2 видно, что доля приема студентов на 1 курс по инженерно-техническому направлению подготовки в общем объеме приема в этом году составлял 42,6 % [1].

В этом году среднее значение баллов ЕГЭ по всем специальностям инженерно-технического профиля подготовки в СВФУ в этом году составляет 60,5 баллов, в то время как среднероссийское значение этого показателя составляет 61,6 балла. Если рассматривать баллы ЕГЭ студентов, поступивших в этом году по инженерно-техническим специальностям, по нижеприведенной таблице 2, то выявляется, что 45,8 % от всех студентов сдали ЕГЭ выше среднероссийских показателей, 54,2 % — ниже. Таким образом, одна из проблем кадрового обеспечения отраслей промышленности квалифицированными инженерами кроется в низком качестве регионального школьного образования по базовым дисциплинам.

Таблица 2

Контрольные цифры приема на 1 курс в СВФУ за счёт средств федерального бюджета в 2015/16 учебном году (очная форма; с филиалами; ВО)

Наименование направлений подготовки, специальностей (НПС)

Ср.балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 2015

Количество студентов, зачисленных на бюджетные места

Доля студентов по инженерно-техническому направлению в %

Архитектура

71

19

2,2 %

Информатика и вычислительная техника

64,6

65

7,4 %

Ядерная энергетика и технологии

63

10

1,1 %

Техника и технологии строительства

61,8

216

24,6 %

Технологии легкой промышленности

63,6

30

3,4 %

Химические технологии

62,8

20

2,3 %

Электро- и теплоэнергетика

67,4

42

4,8 %

Машиностроение

48,9

31

3,5 %

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

55,4

222

25,3 %

Техника и технологии наземного транспорта

53,1

93

10,6 %

Техносферная безопасность и природообустройство

57,7

60

6,8 %

Электроника, радиотехника и системы связи

56,4

70

8,0 %

ВСЕГО

60,5

878

100 %

 

По состоянию на 01.10.2015 года, в СВФУ с филиалами по всем программам высшего и среднего профессионального образования доля подготовки кадров по инженерно-техническим специальностям составляет 40,1 % (6201 чел.). Подготовка кадров инженерно-технического профиля с ВО осуществляется по 22 программам бакалавриата, 16 программам специалитета и 6 программам магистратуры. Доля подготовки кадров по инженерно-техническим специальностям составляет 38,2 % (5637 чел.) от общего объема обучающихся по уровню высшего образования. Подготовка технических кадров по СПО ведется по 7 программам по очной и заочной формам, где обучается всего 707 чел. Из них 564 чел. (79,8 %) — это будущие специалисты со средним техническим образованием.

Из нижеприведенной таблицы 3 видно, что за последние пять лет СВФУ количество выпускников по инженерно-техническим направлениям подготовки составляет всего 4239 чел., что составляет 29,1 % в общем объеме выпуска за 5 лет. С 2011 по 2015 годы наблюдается увеличение количества и стабильный рост доли выпуска кадров по инженерно-техническим специальностям.

Таблица 3

Количество и доля выпускников инженерно-технических специальностей СВФУ с 2011 по 2015 годы (с филиалами; ВО/СПО; план/комм; %)

 

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Всего

Количество всего выпускников

2425

2678

2603

2767

4102

14575 чел.

Из них количество выпускников по инженерно-техническому направлению

526

774

791

849

1299

4239 чел.

Доля выпускников по инженерно-техническому направлению, в %

21,7 %

28,9 %

30,4 %

30,7 %

31,7 %

29,1 %

 

Качество подготовки молодых специалистов в вузах находится в прямой зависимости от глубины полученных знаний в ходе теоретического курса обучения, отработки и закрепления практических навыков, полученных знаний в процессе производственного обучения и производственной практики в предприятиях. Студенты технических направлений ежегодно проходят производственную практику на промышленных предприятиях, расположенных на территории Саха (Якутия) и за ее пределами. На 2014 и 2015 годы по организации практик обучающихся по техническим направлениям и специальностям действует 204 долгосрочных и 654 краткосрочных договоров с предприятиями. В 2014/15 учебном году прошли практику 4624 студента, обучающихся по техническому направлению, в т. ч. учебную — 1788 обучающихся; производственную — 1936 обучающихся; преддипломную– 900 обучающихся (таблица 4).

Таблица 4

Количество обучающихся по инженерно-техническим специальностям в СВФУ в 2014–2015 учебном году, прошедших практику в разрезе крупных промышленных предприятий

Наименование крупных промышленных предприятий

Количество обучающихся, прошедших практику на данном предприятии

ОАО АК «Алроса» с филиалами

82

ООО «Газпром трансгаз Томск»

10

ОАО «Сахаэнерго»

30

Филиал «Краснодар бурение» ООО «Газпромбурение», г. Мирный

10

ОАО «Алмазы Анабара»

49

ОАО «Водоканал»

6

ГУП «ЖКХ РС (Я)» с филиалами

72

ОАО «Крансервис»,

12

ОАО «Сахатранснефтегаз»,

38

ОАО «ЯТЭК»,

6

НПК «ЭплДаймонд»

62

ГУ ГПП «Якутскгеология»

17

ОАО «Якутцемент»

74

ОАО АК «Якутскэнерго»

68

ОАО ХК «Якутуголь» с филиалами

48

 

Наш университет на протяжении многих лет является основным поставщиком инженерно-технических кадров для промышленных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия). На предприятиях строительной, дорожной, нефтегазовой, транспортной, угольной, алмазодобывающей, энергетической, жилищно-коммунальный и других отраслей промышленности республики основной состав руководителей предприятий, инженерных служб — выпускники СВФУ/ЯГУ.

Востребованность выпускников СВФУ на региональном рынке труда определяется их трудоустройством по полученной специальности. Так, по итогам мониторинга эффективности деятельности вузов, проведенного Министерством образования и науки РФ в 2015 году [2], СВФУ имеет положительный результат по показателю трудоустройства выпускников и составляет 75 %. В результате анализа выявилось, что наиболее востребованными на рынке труда являются инженерные направления подготовки. Выпускники инженерных направлений подготовки имеют высокую заработную плату в регионе. Доля трудоустройства выпускников по инженерно-техническому направлению, по итогам мониторинга, проведенного Минобрнауки РФ в 2015 году, составляет по магистрам — 81,64 %; специалистам — 79,46 %; бакалаврам — 70,12 % от выпуска по направлению.

Таким образом, задача кадрового обеспечения отраслей промышленности Республики Саха (Якутия) осуществляется Северо-Восточным федеральным университетом имени М. К. Аммосова на основании комплекса мер, направленных на совершенствование системы, структуры и качества подготовки в соответствии с реальной потребностью предприятий в трудовых ресурсах.

 

Литература:

 

  1.                Мониторинг качества приема в вузы [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшей школы экономики» [Офиц.сайт]. URL: http://www.hse.ru/ege/ (дата обращения: 12.11.2015).
  2.                Портал мониторинга трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки РФ [Офиц.сайт]. URL: http://graduate.edu.ru/ (дата обращения: 15.11.2015).
  3.                Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения в разрезе видов экономической деятельности Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01.08.2015 [Электронный ресурс]// Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия) [Офиц.сайт]. URL:http://www.sakha.gov.ru/node/60841 (дата обращения: 11.11.2015).
  4.                Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждено Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2009г. N 2094-р [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации[Офиц.сайт]. URL:http://government.ru/docs/all/71171/ (дата обращения: 11.11.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): инженерно-техническое направление, федеральный бюджет, Якутия, предприятие, инженерно-техническое направление подготовки, ОАО, специальность, филиал, высшее образование, Северо-Восточный федеральный университет.

Похожие статьи

Профессиональная ориентация и профессионально-психологический отбор молодежи в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы)

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы)

Повышение уровня физической подготовленности младших школьников через деятельность дополнительных учреждений спортивно-оздоровительной направленности (из опыта работы)

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Внедрение инновационных технологий в сельскохозяйственных перерабатывающих кооперативах по производству молока Республики Саха (Якутия)

Подготовка кадров для органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации

Повышение роли управления проектами в сфере малого и среднего бизнеса Республики Казахстан

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин

Развитие консалтинговой деятельности в условиях технического переоснащения сельского хозяйства

Похожие статьи

Профессиональная ориентация и профессионально-психологический отбор молодежи в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы)

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы)

Повышение уровня физической подготовленности младших школьников через деятельность дополнительных учреждений спортивно-оздоровительной направленности (из опыта работы)

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Внедрение инновационных технологий в сельскохозяйственных перерабатывающих кооперативах по производству молока Республики Саха (Якутия)

Подготовка кадров для органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации

Повышение роли управления проектами в сфере малого и среднего бизнеса Республики Казахстан

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин

Развитие консалтинговой деятельности в условиях технического переоснащения сельского хозяйства