Сравнительная характеристика инструментов деятельности по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока (по сайтам и публикациям в научных изданиях) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.10.2021

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Петрова, В. А. Сравнительная характеристика инструментов деятельности по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока (по сайтам и публикациям в научных изданиях) / В. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 191-196. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84897/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы кадрового обеспечения ключевых отраслей Дальнего Востока, основные инструменты для подготовки кадров, которые ориентированы на профориентацию подрастающего поколения, обучение студентов по востребованным специальностям, на взаимодействие студентов с работодателем и постоянное повышение качество самого образования.

Ключевые слова: ДВФО, трудоустройство, образование, экономика, востребованные специальности.

Дальневосточный федеральный округ занимает 36 % территории Российской Федерации. Это стратегически важный экономический район, который обладает большим производственным, экономическим и социальным потенциалам. Особенностями и основными проблемами региона являются отсутствие разветвленной транспортной и социальной инфраструктуры, тяжелые климатические условия, малая пригодность земель для ведения сельского хозяйства на большой части территории, отсутствие развитых сетей для сбыта продукции малого и среднего предпринимательства, повышенная миграционная подвижность населения, снижение их трудовой активности.

Для решения этих проблем 29 марта 2019 г. была утверждена государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», целями которой являются:

− повышение уровня социально-экономического развития ДВФО;

− обеспечение потребности в трудовых ресурсах и закрепление населения в ДВФО;

− повышение качества жизни граждан в ДВФО. [5.С.67]

Для закрепления квалифицированных кадров в дальневосточном регионе важную роль играют государственные программы, которые создают комфортные условия для проживания молодежи. Их деятельность направлена на содействие трудоустройству молодежи, обеспечение жильем молодых семей и поддержку молодых специалистов. Важно создать условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей, поскольку развитие этого потенциала регион может использовать для инновационного развития Дальнего Востока, впоследствии — России в целом. Так, в регионе прослеживается неоднородность проявления молодежной политики: в Амурской области, Республика Саха (Якутия), Сахалинской области, Магаданской области, Камчатском крае отсутствуют мероприятия по профориентации и трудоустройству молодежи; в Приморском крае, Хабаровском крае, ЕАО встроены меры экономического характера поддержки молодежи.

На трудоустройство выпускников вузов влияет несбалансированный характер регионального рынка труда, возникший на основе усиливающихся дефицита кадров; квалификационных диспропорций; территориального дисбаланса. [12, с.4]

Несбалансированный характер рынка труда приводит к тому, что в регионе лишь 64 % выпускников трудоустраиваются по специальности. Анализируя статистические данные, можно заметить, что ситуация с трудоустройством выпускников в дальневосточных регионах неоднородна. Так, 70 % выпускников трудоустраиваются по специальности на Камчатке, а в Якутии, Амурской и Еврейской автономной областях — только 30 %. В Республике Саха, Магаданской и Сахалинской областях выпускники после окончания вуза чаще всего трудоустраиваются по специальности. [9, с.12] Многие молодые специалисты принимают решение покинуть пределы региона. Отток дипломированных специалистов связан с материальным фактором. Несмотря на то, что на сегодняшний день одной из стратегической целей развития Дальнего Востока является реализация геополитической задачи закрепления населения, в регионе продолжается миграционный отток (см. таблицу 1). [2, с.8]

Таблица 1

Миграционный отток населения ДВФО в 2017, 2018,2019 гг. (чел.)

Территория выбытия

Год

Территория прибытия

ДВФО

Центральный

Северо-Западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Всего

2017

21075

15475

14873

7502

3409

17068

45,1

2018

26764

18803

18510

8530

4569

25284

51,7

2019

-

-

-

-

-

-

53,4

Наиболее привлекательными регионами для жителей ДВФО являются Центральный, Сибирский и Северо-Западный. Наибольшие потери в населении несут Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области. Стоит отметить, что приграничные регионы — Амурская область, Приморский и Хабаровский края — вовлечены в международную трудовую миграцию. Молодежь этих регионов ориентирована на работу в соседних Китае, Японии, Южной Корее. География трудоустройства выпускников ДВФО представлена в таблице 2.

Таблица 2

География трудоустройства выпускников ДВФО

Состав ДВФО

Число выпускников (чел.)

Трудоустроено выпускников (чел.)

Средняя сумма выплат выпускникам

Амурская область

4470

3786

26607

Республика Бурятия

6520

3407

22775

Еврейская автономная область

568

435

26794

Забайкальский край

3480

2871

29003

Камчатский край

1143

1312

53765

Магаданская область

696

790

56767

Приморский край

11800

7068

30381

Республика Саха (Якутия)

5600

5454

42386

Сахалинская область

1626

2517

56782

Хабаровский край

12535

7828

35155

Чукотский автономный округ

225

80532

На несбалансированность рынка труда Дальнего Востока влияют и профессиональные ориентиры молодежи. Список популярных профессий среди школьников и студентов возглавляют профессия юриста, экономиста и управленца. [4, с.360]. В ДВФО же существует переизбыток таких специалистов, выпускники по этим направлениям являются невостребованными.

В то время как экономика ДВФО нуждается в кадрах для следующих отраслей: добыча угля, металлических руд и алмазов; добыча и переработка нефти и газа; лесная промышленность; машиностроение; рыболовство и аквакультура; сельское хозяйство и пищевая промышленность; строительство и производство строительных материалов; транспорт и логистика; туризм и сервис. [9, с.23]

Востребованность инженерных профессий определяется соотношением емкости спроса и емкости предложения на рынке труда ДВ. Четыре региона — Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Республика Саха (Якутия) — являются основными ориентирами спроса, на которые приходится 66 % всей кадровой потребности. [11, с.13] В Приморском крае наиболее востребованы логисты, сварщики, инженеры-судостроители и инженеры-строители. Хабаровский край нуждается в следующих специалистах: инженер по машиностроению, инженер по добычи полезных ископаемых, в том числе инженеры горного дела и нефтегазового дела. В Амурской области востребованы машинисты на открытых горных работах, технологи по лесозаготовке и мастера общестроительных работ. В Республике Саха (Якутия) — горнорабочие на открытых и подземных работах, а также подземные электрослесари.

Вузы ДФО являются главными площадками по взращиванию молодых специалистов. В Таблице 5 представлены вузы ДВФО, которые ведут подготовку кадров для ключевых отраслей региона. Их деятельность реализуется в рамках государственной программы ««Программа мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики ДФО и поддержке молодежи на рынке труда на период до 2025 г.», целью которой является «подготовка необходимого числа специалистов со средним профессиональным и высшим образованием для заполнения созданных в ДФО новых рабочих мест» [15, с.45].

Таблица 3

Подготовка кадров для ключевых отраслей Дальнего Востока

Отрасль

Вуз

СВФУ

ДВФУ

ВГУЭС

АмГУ

КнАГТУ

ТОГУ

Добыча угля, металлических руд и алмазов

+

+

+

+

Добыча и переработка нефти и газа

+

+

+

+

Машиностроение

+

+

Строительство и производство строительных материалов

+

+

+

+

Транспорт и логистика

+

Туризм и сервис

+

+

+

Для увеличения кадрового потенциала вузы ДВФО в образовательный процесс внедряют особые модели и разрабатывают уникальные проекты. Остановимся подробнее на рассмотрение деятельности ДВФУ и ВГУЭС (Приморский край), КнАГТУ и ТОГУ (Хабаровский край), СВФУ (Республика Саха (Якутия) и АмГУ (Амурская область).

В Приморском крае осуществляют свою деятельность 2 ведущих вуза Дальнего Востока — ДВФУ и ВГУЭС. Каждый из них заинтересован в высококачественных учебных программах и технической базе для организации учебной практики, в наиболее квалифицированных преподавателях и наставниках, в максимальном количестве студентов и их гарантированном трудоустройстве, востребованности выпускников на рынке труда. Вузы задействуют большинство механизмов подготовки востребованных кадров: профориентация будущих специалистов, подготовка молодых специалистов, налаживание связи между студентом и работодателем; повышение качества образования. Сравнительные характеристики ДВФУ и ВГУЭС представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Образовательные программы и модели ДВФУ и ВГУЭС

Инструменты подготовки востребованных кадров на Дальнем Востоке

ДВФУ

ВГУЭС

Профориентация

Проект «Город профессий»

Мероприятия профессиональной ориентации в конкурсно-игровой форме

Обучение

Наличие образовательных программ подготовки востребованных молодых специалистов на Дальнем Востоке; Проект ГосПрофи.РУ

Наличие образовательных программ подготовки востребованных молодых специалистов на Дальнем Востоке;

Взаимодействие с работодателями

Модель «тройная спираль»

Модель «практико-интегрированного обучения»

Повышение качества образования

Модель образовательного кластера; взаимодействие с зарубежными вузами

Программа «Подготовка высококвалифицированных специалистов среднего звена в области судостроения»; Взаимодействие с зарубежными вузами

Результаты деятельности ДВФУ и ВГУЭС проследить трудно; некоторые моменты представлены в публикациях, образовательных сайтах, но многие аспекты остаются не осведомлены.

Стратегическая цель ДВФУ «создание на острове Русского международного научно-образовательного и технологического кластера мирового уровня». [6, с.4] Такое целеполагание определяет Дальневосточный федеральный университет как один из ключевых субъектов новой государственной стратегии «поворота России на Восток». Модель образовательного кластера ДВФУ, которая предоставляет качественные образовательные услуги на основе сетевого взаимодействия, позволяет готовить студентов востребованного направления «Технология химических и нефтеперерабатывающих производств» совместно с Российский химико-технологический университетом имени Д. И. Менделеева, что обеспечивает конкурентное преимущество выпускников на рынке труда.

Проект «ГосПрофи.ру» своей целью ставит подготовку управленческих кадров новой формации, которым предстоит рассмотреть задачи опережающего развития регионов. Участники проекта решают проблемы создания комфортных общественных пространств, удобной для человека среды в «умных» городах, подготовки спортивного резерва и закрепления молодежи в регионе.

Благодаря реализации модели «Тройная спираль», целью которой является взаимодействие государства, ОПК и науки, ДВФУ в 2018 года разработал новую модель образовательного партнерства с работодателями Дальнего Востока, и на основе этой модели подписал ряд соглашений по совместной подготовке кадров с НК «Роснефть», ПАО «СИБУР Холдинг», Амурским газоперерабатывающим заводом, группой компаний FESCO, авиакомпанией «Аврора» и другими крупными предприятиями. Несмотря на то, что модель существует 2 года, точные данные о количестве подготовленных студентов отсутствуют.

Стратегический ориентир ВГУЭС направлен на «реализацию государственных интересов в области образования» [13, с.17]. Университет занимает лидирующие позиции в реализации программ обучения новых специалистов для ОПК. В рамках программы «Подготовка высококвалифицированных специалистов среднего звена в области судостроения», целью которой является повышение качества подготовки кадров за счет реализации практико-ориентированной образовательной программы по специальности «Судостроение» в 2017 году успешно трудоустроены по специальности 9 выпускников на предприятие АО «Восточная верфь».

Важно университету в образовательной практике налаживать «прямой» контакт с предприятием, который предоставит место работы студентам после окончания образования, также дать возможность студенту во время обучения выбрать место практики. Это позволит молодым людям познакомиться с деятельностью самой организации. Например, реализация модели ВГУЭСа практико-интегрированного обучения, целью которой является формирование профессионального опыта студентов в период обучения в вузе, позволило в 2015–2016 году 986 студентам пройти стажировку на крупнейших предприятиях ДФО, в компаниях малого и среднего бизнеса, государственных и муниципальных структурах, а в 2016-2017 гг. – 852.

В формирование кадрового потенциала важную роль играю вузы Хабаровского края — КнАГТУ и ТОГУ. Их деятельность в большей мере направлена на обучение студентов по востребованным специальностям (см. Таблица 5).

Таблица 5

Образовательные программы и модели КнАГТУ и ТОГУ

Инструмент подготовки востребованных кадров на Дальнем Востоке

КнАГТУ

ТОГУ

Профориентация

Проект «Образование для жизни, образование для будущего»

Обучение

Наличие образовательных программ подготовки востребованных молодых специалистов на Дальнем Востоке;

Наличие образовательных программ подготовки востребованных молодых специалистов на Дальнем Востоке; Программа «Старт»

Взаимодействие с работодателями

Модель «Тройная спираль»

Повышение качества образования

«Проект Образование 5.0»

«Проект Образование 5.0»

КнАГТУ и ТОГУ ведут инновационную деятельность на основе проекта «Образование 5.0», который «реализует программу непрерывного инженерного образования; развивает программы «дуального» и дистанционного образования; формирует классический университет и университет профильной направленности». [6, с.7] Данный проект позволяет улучшить качество образования в вузах.

КнАГТУ в рамках программы «Тройная спираль», цель «которой разработка и внедрение сквозных учебных планов, программ, практикумов инженерно-технической направленности, которые будут реализовываться, начиная с детского сада и школы и заканчиваться в цехах и лабораториях вузов и предприятий», подготавливаются инженерные кадры для ОПК, а именно для авиационного, судостроительного, нефтеперерабатывающего, металлургического завода, предприятий энергетики. [1, с.176]

ТОГУ является «разработчиком инновационных технологий на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае» и реализует программу «Старт», с помощью которой вуз формирует кадровый потенциал по направлениям телекоммуникационные технологии, материаловедение и металлообработка, высокотехнологическое машиностроение, малая энергетика, деревообработка и лесопользование. для развития инноваций в регионе. [3, с.7] Университет осуществляет международное сотрудничество в сфере информационных технологий: с японской компанией “Tokyo Seimitsu”, специализирующейся на разработке программного обеспечения для сопровождения технологических процессов производства полупроводникового оборудования; с германским университетом г. Саарленд по разработке и внедрению аппаратного программного комплекса. Оценить результаты деятельности КнАГТУ и ТОГУ по подготовки кадров для ключевых отраслей сложно; в публикациях, образовательных сайтах не представлена информации о количестве студентов, трудоустроенных по специальности.

В Республике Саха(Якутия) самым крупных образовательным центром является СВФУ, который ведет подготовку студентов по всем востребованным образовательным направлениям в регионе. Деятельность направлена на реализацию двух важнейших программ. Первая программа — это «Аналитическая и кадровая поддержка инновационного социально-экономического развития Северо-Востока России, с помощью которой «формируется система непрерывного образования (от довузовской подготовки до постдипломного обучения)» [7, с.39]. В результате были открыты новые направления подготовки, расширен круг реализуемых исследовательских направлений, проведена модернизация инфраструктуры и организационной структуры в рамках общесистемного проекта «Новое качество университета». Вторая — «Разработка и внедрение здоровьесберегающих и медицинских технологий, обеспечивающих повышение качества жизни населения на Севере», на основе которой вуз ведет подготовку не только медицинских кадров, но и повышает квалификацию действующих работников в республике. Для решения этих задач в университете функционируют Институт здоровья и Медицинский институт.

АмГУ выстроил непрерывную систему профессионального образования инженерных кадров, «включающую общеобразовательный лицей — факультет СПО — университет (бакалавриат, магистратура, аспирантура) — дополнительное профессиональное образование (переподготовка, повышение квалификации)». [14, с.148] Подобная структура представляется наиболее удобной для реализации модели сетевого взаимодействия — это целенаправленно выстроенная педагогическая модель профессиональной подготовки инженерных кадров посредством сотрудничества университета с различными образовательными учреждениями и организациями, в частности с высокотехнологическими предприятиями Амурской области по подготовке инженерных кадров. Данная модель находится на стадии зарождения. Именно в лицеях начинаю появляться дополнительные образовательные программы, с помощью которых развивают интерес у учеников к инженерным специальностям. Сам университет совместно с ФГУП «ЦЭНКИ» создал на инженерно-физическом факультете базовую кафедру «Эксплуатация объектов наземно-космической инфраструктуры», выпускники которой смогут трудоустроиться на космодром «Восточный».

Таким образом, ДВФУ, ВГУЭС, АмГУ используют эффективнее инструменты для подготовки кадров для ключевых отраслей региона, чем КнАГТУ, ТОГУ, СВФУ. В их образовательную практику внедрены программы и модели, которые ориентированы на профориентацию подрастающего поколения, на обучение студентов по востребованным специальностям, на взаимодействие студентов с работодателем и на постоянное повышение качества образования.

В заключении стоит отметить, главный недостаток — это отсутствие четко фиксированных результатов образовательной деятельности вузов, что создает эффект формального существований нововведений. Выявить эффективность мероприятий университетов возможно с помощью использования потенциала социологических исследований. Для решения этой проблемы следует: во-первых, разработать и внедрить мониторинг трудоустройства выпускников, что позволит отследить количество молодых специалистов, работающих по востребованной профессии; во-вторых, разработать и внедрить анкетирование работодателя, что позволит увидеть уровень подготовки выпускников.

Литература:

  1. Бурдакова Г. И., Бянкин, А. С., Вахрушева, В. О. Развитие технологического предпринимательства в регионе на основе модели «Тройной спирали» // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 6. — С. 172–181.
  2. Внутрироссийская миграция по территориям прибытия и выбытия // Электронный ресурс: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ (дата обращения:17.12.2020).
  3. Гасанов Э. А., Бойко Т. С., Фролова Н. С. Инновационный потенциал мезоэкономики (на примере Хабаровского края) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. № 4–5. С. 1–14.
  4. Голобков А. С., Шлемен Д. С. Особенности и перспективы трудоустройства молодых специалистов на Дальнем Востоке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 1(18). С. 359–361.
  5. Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» // Электронный ресурс: https://minvr.ru/activity/gosprogrammy/ (дата обращения: 02.12.2020)
  6. Кекконен А. Л. Шабаева С. В. Взаимосвязь развития системы непрерывного образования и экономики региона на примере Дальнего Востока // Непрерывное образование: 21 век. 2018. № 1. С. 1–16.
  7. Михайлова Е. И. Саввинов В. М. Университет как институт развития региона // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 37–48.
  8. Навигатор профессий на 2020–2026 гг. // Электронный ресурс: https://hcfe.ru/study-in-the-far-east/navigator/ (дата обращения 7.12.2020)
  9. Навигатор востребованных профессий на Дальнем Востоке 2017–2022 гг. Разработано Министерством развития Дальнего Востока и Арктики и АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» // Электронный ресурс: https://hcfe.ru/news/navigator/ (дата обращения: 21.12.2020)
  10. Портал трудоустройства выпускников // Электронный ресурс: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_monitoring=2016 (дата обращения:05.12.2020)
  11. Самые востребованные профессии 2018 г. // Электронный ресурс: https://hcfe.ru/news/ (дата обращения: 05.12.2020)
  12. Смолин О. Н. Минимальная заработная плата // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 2(12). С. 1–6.
  13. Терентьева Т. В. ВГУЭС в фарватере успеха: новое направление развития — подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса страны // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. № 3. С. 14–27.
  14. Халецка Т. В. Профессиональная подготовка инженерных кадров в университете для высокотехнологических предприятий на основе сетевого взаимодействия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 195. С. 144–154.
  15. Ярашева А. В. Региональный аспект трудовой занятости молодежи // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. № 4(24). С. 45–53.
Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, Хабаровский край, Амурская область, Республика Саха, Якутия, подготовка кадров, Приморский край, программа, образовательная программа подготовки, сахалинская область.


Ключевые слова

трудоустройство, образование, экономика, ДВФО, востребованные специальности

Похожие статьи

Ключевые компетенции экономистов, необходимые для развития во время подготовки в вузе

В статье представлен анализ исследований, проводимых педагогами и психологами с целью определения востребованных компетенций специалистов в финансово-экономической сфере деятельности. Формирование и развитие данных ключевых компетенций у студентов во...

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...

Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из главных приоритетов государственной политики, направленной на создание эффективной конкурентной экономики, модернизацию и технологическое обновление производственной сферы, обеспечивающ...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Инновационная деятельность учителей в образовании

В данной статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения кадров в образовательных учреждениях в условиях внедрения инноваций. Особое внимание уделяется вопросам внедрения в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях...

Развитие конкурентоспособности казахстанских сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализации

В данной статье рассмотрено развитие конкурентоспособности казахстанских сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализации. Статья посвящена проблемам развития конкурентоспособности сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализа...

Разработка модели информационного кейса в информационной системе профориентирования

Одну из ключевых проблем современного высшего образования можно сформулировать как недостаточность функционала профориентационных информационных систем, предназначенного для демонстрации примеров профессиональной деятельности и связанных с нею образо...

Система формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в системе среднего профессионального образования

В статье представлен опыт внедрения системы работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами с целью формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Изложенные принципы и подходы м...

Интегрированное обучение как эффективный подход для повышения иноязычной компетенции будущих специалистов

Статья охватывает проблему подготовки кадров со знанием иностранных языков в Республики Таджикистан. Необходимость пересмотра путей и подходов, методов и технологии обучения иностранных языков и другие важные аспекты, которые непосредственно связаны ...

Демографические факторы и объем рынка высшего образования (на примере Калининградской области)

В статье рассмотрено влияние демографических факторов на емкость рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. Авторами были построены регрессионная и трендовая модель развития рынка образования в Калининградской области ...

Похожие статьи

Ключевые компетенции экономистов, необходимые для развития во время подготовки в вузе

В статье представлен анализ исследований, проводимых педагогами и психологами с целью определения востребованных компетенций специалистов в финансово-экономической сфере деятельности. Формирование и развитие данных ключевых компетенций у студентов во...

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...

Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из главных приоритетов государственной политики, направленной на создание эффективной конкурентной экономики, модернизацию и технологическое обновление производственной сферы, обеспечивающ...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Инновационная деятельность учителей в образовании

В данной статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения кадров в образовательных учреждениях в условиях внедрения инноваций. Особое внимание уделяется вопросам внедрения в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях...

Развитие конкурентоспособности казахстанских сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализации

В данной статье рассмотрено развитие конкурентоспособности казахстанских сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализации. Статья посвящена проблемам развития конкурентоспособности сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализа...

Разработка модели информационного кейса в информационной системе профориентирования

Одну из ключевых проблем современного высшего образования можно сформулировать как недостаточность функционала профориентационных информационных систем, предназначенного для демонстрации примеров профессиональной деятельности и связанных с нею образо...

Система формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в системе среднего профессионального образования

В статье представлен опыт внедрения системы работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами с целью формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Изложенные принципы и подходы м...

Интегрированное обучение как эффективный подход для повышения иноязычной компетенции будущих специалистов

Статья охватывает проблему подготовки кадров со знанием иностранных языков в Республики Таджикистан. Необходимость пересмотра путей и подходов, методов и технологии обучения иностранных языков и другие важные аспекты, которые непосредственно связаны ...

Демографические факторы и объем рынка высшего образования (на примере Калининградской области)

В статье рассмотрено влияние демографических факторов на емкость рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. Авторами были построены регрессионная и трендовая модель развития рынка образования в Калининградской области ...

Задать вопрос