Система формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор: Денисова Инна Викторовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 30.09.2020
Статья просмотрена: 133 раза
Библиографическое описание:
Денисова, И. В. Система формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в системе среднего профессионального образования / И. В. Денисова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16055/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлен опыт внедрения системы работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами с целью формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Изложенные принципы и подходы могут быть внедрены в образовательный процесс на неязыковых специальностях в других учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: иностранный язык, мотивация, будущая профессиональная деятельность, современный специалист, профессионально-ориентированные интернет-ресурсы.
В условиях глобального научно-технического развития во всех сферах жизни общества, повышения требований к конкурентоспособности будущих специалистов меняются и требования к языковой подготовке в системе среднего профессионального образования. В настоящее время подготовка высококвалифицированного медицинского специалиста, способного ориентироваться в стремительном потоке научной и медицинской информации на иностранном языке, является первоочередной задачей образовательных учреждений [1]. В документе, определяющем стратегию развития страны — «Инновационная Россия — 2020», в разделе «Образование» указывается на «владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению», как на одно из ключевых инновационных компетенций современного специалиста [2].
Однако ни для кого не секрет, что между запросами общества и имеющейся образовательной действительностью пропасть: средний балл при входящем контроле по дисциплине «Иностранный язык» порой не дотягивает до 3,0…, а некоторые в школе вообще изучали другой язык. Дополнительная трудность, с которой сталкиваются преподаватели иностранного языка на неязыковых специальностях — низкая мотивация обучающихся. Многие студенты не понимают, для чего иностранный язык им нужен в будущей профессиональной деятельности. А через 3–4 года они должны уметь читать и переводить профессионально-ориентированные тексты, поддерживать беседу на профессиональные темы, ориентироваться в профессиональных документах на иностранном языке.
В сентябре 2017 года для выявления отношения к изучению иностранного языка и тенденций в целеполагании и основных мотивов изучении английского языка в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж» в частности нами был проведен опрос обучающихся специальностей «Сестринское дело» и «Лечебное дело» 2 курса.
Мы получили следующие результаты:
- Больше половины опрошенных обучающихся (55 %) испытывают трудности при изучении дисциплины «Иностранный язык» в колледже.
- Кроме того, большая часть респондентов (65 %) считает, что иностранный язык им не пригодится в будущей профессиональной деятельности.
- Из пяти преобладающих мотивов изучения английского языка в медицинском колледже цель понимать и использовать современные профессиональные англоязычные источники оказалась на последнем месте (8 %). Данные представлены на диаграмме 1.
Рис. 1. Основные цели изучения иностранного языка в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж», сентябрь 2017 г.
- На вопрос о способах изучения иностранного языка современная молодежь, «живущая в интернет-пространстве», отдала предпочтение современным образовательным технологиям (55 %).
Полученные данные демонстрируют актуальность повышения «профессиональной» мотивации к изучению иностранного языка, так как очевидно, что студенты колледжа недостаточно осознают, насколько полезным и необходимым является владение иностранным языком именно в будущей профессиональной деятельности.
Для решения данной задачи нами была разработана и внедрена в образовательный процесс система работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами — проект «iLearning». Название проекта не случайно. «iLearning» — i nteractive learning — интеративное обучение, вовлечение каждого в образовательный процесс; «iLearning» — i am learning — самостоятельное обучение, где преподаватель только направляет, а обучающийся сам проектирует, осуществляет и анализирует свою деятельность; «iLearning» — i nternet learning — обучение с помощью интернет-ресурсов.
В период с декабря 2017 года по декабрь 2019 года преподаватели иностранного языка ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж» включали в образовательный процесс работу с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами.
На постоянной основе в этот период обучающиеся работали с двумя сайтами — сайт Всемирной организации здравоохранения (WHO) и сайтом Международный совет медицинских сестер (International Council of Nurses). Кроме того, при организации занятий и внеаудиторных мероприятий использовались материалов международных организаций по актуальным вопросам здравоохранения, а также медицинских онлайн-журналов на английском.
При этом использовались разнообразные технологии и формы проведения мероприятий, что позволило привлечь максимальное количество обучающихся в зависимости от исходного уровня владения иностранным языком. Например, WEB-quest по теме «Инфекционные заболевания» по материалам сайта MedlinePlus, мастер-класс по пошаговому использованию сайта Международного совета медицинских сестер (ICN), конкурс информационных бюллетеней, посвященных вопросам иммунизации, по материалам сайта Всемирной организации здравоохранения (WHO), разбор клинических случаев по материалам онлайн-журналов British Journal of Medicine, Dynamic Medical, New England Journal of Medicine (NEJM).
Дополнительно преподавателями иностранного языка были проведены мастер-классы и тренинги по интернет-серфингу с целью поиска профессионально-ориентированной информации для подготовки проектов, курсовых работ и выпускных квалификационных работ.
Повторный опрос по выявлению мотивов изучения английского языка, проводимый в декабре 2019 года, выявил, что умение понимать профессиональную литературу и пользоваться англоязычными интернет-сайтами оказалось в числе приоритетных целей для обучающихся ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж» (28 %). Данные представлены на диаграмме 2.
Рис. 2. Основные цели изучения иностранного языка в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж», декабрь 2019 г.
Кроме того, больше половины респондентов (70 %) уверены, что приобретенный навык использования англоязычных профессионально-ориентированных интернет-ресурсов поможет им в решении учебных и будущих профессиональных задач.
Таким образом, анализ внедрения в образовательный процесс работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами свидетельствует о ее эффективности, так как полученные результаты наглядно демонстрируют повышение, так называемой, «профессиональной» мотивации к изучению иностранного языка. Повышение мотивации, в свою очередь, приведет к более успешному формированию компетенции владения иностранным языком, как одной из ключевых инновационных компетенций современного специалиста. Широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, позволит будущим специалистам «идти в ногу» с требованиями современного общества, быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, быть востребованными на рынке труда.
Литература:
- Пушка Ю. С. Роль иностранных языков в медицинском профессиональном обучении медицинских кадров [Электронный ресурс]// Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://scienceforum.ru/2014/article/2014001481 (дата обращения: 22.09.2020).
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [электронный ресурс]. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 23.09.2020).
Ключевые слова
мотивация, иностранный язык, будущая профессиональная деятельность, современный специалист, профессионально-ориентированные интернет-ресурсыПохожие статьи
Условия оптимизации профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах вузов
В статье рассматривается профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам на неязыковых факультета вузов. Автор подчеркивает, что профессионально-ориентированное обучение становится важной частью профессиональной деятельности будущих специ...
Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей (на примере испанского языка)
В статье рассматриваются особенности обучения студентов неязыковых специальностей, описываются подходы в обучении лексике, анализируется проблемы и трудности, которые препятствуют изучению иноязычной лексике. Также рассматриваются цели и задачи неязы...
Связь академической мотивации и личностных характеристик студентов неязыковых вузов при изучении ими иностранного языка
Многие авторы обращаются к проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей, однако вопрос влияния различных факторов на уровень мотивации остается актуальным. Современные тенденции глобализации обществ...
Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе
Статья затрагивает вопрос профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин. Метод кейсов рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранном...
Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка
В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...
К проблеме отсутствия мотивации изучения иностранного языка в ссузах
Статья посвящена проблеме отсутствия мотивации к изучению иностранного языка учащимися средне-специальных учебных учреждений. Цель статьи — уточнить понятие мотивации, определить виды мотивации и структуру ее формирования в контексте учебного процесс...
К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)
В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...
Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе
В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется...
Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода
В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...
Сравнительная характеристика инструментов деятельности по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока (по сайтам и публикациям в научных изданиях)
В статье рассматриваются вопросы кадрового обеспечения ключевых отраслей Дальнего Востока, основные инструменты для подготовки кадров, которые ориентированы на профориентацию подрастающего поколения, обучение студентов по востребованным специальностя...
Похожие статьи
Условия оптимизации профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах вузов
В статье рассматривается профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам на неязыковых факультета вузов. Автор подчеркивает, что профессионально-ориентированное обучение становится важной частью профессиональной деятельности будущих специ...
Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей (на примере испанского языка)
В статье рассматриваются особенности обучения студентов неязыковых специальностей, описываются подходы в обучении лексике, анализируется проблемы и трудности, которые препятствуют изучению иноязычной лексике. Также рассматриваются цели и задачи неязы...
Связь академической мотивации и личностных характеристик студентов неязыковых вузов при изучении ими иностранного языка
Многие авторы обращаются к проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей, однако вопрос влияния различных факторов на уровень мотивации остается актуальным. Современные тенденции глобализации обществ...
Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе
Статья затрагивает вопрос профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин. Метод кейсов рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранном...
Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка
В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...
К проблеме отсутствия мотивации изучения иностранного языка в ссузах
Статья посвящена проблеме отсутствия мотивации к изучению иностранного языка учащимися средне-специальных учебных учреждений. Цель статьи — уточнить понятие мотивации, определить виды мотивации и структуру ее формирования в контексте учебного процесс...
К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)
В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...
Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе
В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется...
Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода
В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...
Сравнительная характеристика инструментов деятельности по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока (по сайтам и публикациям в научных изданиях)
В статье рассматриваются вопросы кадрового обеспечения ключевых отраслей Дальнего Востока, основные инструменты для подготовки кадров, которые ориентированы на профориентацию подрастающего поколения, обучение студентов по востребованным специальностя...