В статье рассматривается опыт в поддержании интереса к изучению английского языка в профильных классах.
Ключевые слова: мотивация учащихся, интерес к изучению иностранного языка, условия для формирования положительной мотивации, профильные классы.
Когда школьники начинают изучать иностранный язык в начальной школе, то большинство детей посещают уроки с большим желанием и с интересом работают на уроке, так как занятия преимущественно проходят в любимой всеми игровой форме. К сожалению, в среднем звене интерес ослабевает. Это связано с тем, что материал становится объемнее и сложнее, а игровые занятия уходят на второй план. Для многих детей английский язык — трудный предмет и требует приложения определенных усилий, чтобы овладеть им. В итоге происходит снижение мотивации изучения иностранного языка. Тем не менее, в среднем звене учителю удается поддерживать интерес к предмету, используя творческие методы и подходы.
Сложности начинаются в старших классах, когда происходит разделение по профилям. В частности резкое падение интереса к изучению иностранных языков наблюдается в медицинских профильных классах. Основное внимание учащихся направлено на предметы естественнонаучного цикла, такие как химия и биология. Целью данной статьи является определение путей повышения мотивации при изучении английского языка на примере учащихся медицинских профильных классов.
Мотивация — это то, ради чего совершается человеческая деятельность. Будущие медики не хотят тратить свои ресурсы на такие предметы, которые им не принесут пользы в ближайшее время. Отсутствие стратегического мышления типично для большинства учащихся выпускных классов.
Все мотивации можно условно разделить на внешние и внутренние. Р. А. Готлиб полагает, что «мотивация — это такая движущая сила, которая побуждает человека успешному изучению иностранного языка» [2]. Стимулом для внешней мотивации может служить то, что учащиеся должны ощущать продвижение к поставленной цели. Цель обучения в профильных классах — подготовка к поступлению в вуз соответствующего направления. А внутренняя мотивация — это коммуникативная мотивация. Например, общение с иностранцами, чтение книг в оригинале и т. д. Такой тип мотивации труднее всего сохранить, так как он не вписывается в планы будущих абитуриентов медицинских вузов. С этого периода и начинаются проблемы с изучением иностранных языков.
Вот в этот момент учитель, работающий в профильном классе должен проявить все свои умения и правильно выбрать индивидуальные подходы к каждому ученику, применить такие формы и методы обучения и контроля, которые будут эффективны в данных классах. Наивысшим выражением мотивации является интерес. Интерес помогает сохранить направленность внимания. Поддерживать и постепенно повышать интерес учащихся к уроку -задача каждого педагога. Важно нащупать, какие именно методы и способы вызывают позитивные эмоции учеников, и делать акцент именно на такие формы работы.
Большую роль в поддержании интереса в любом возрасте играет чередование разнообразных видов деятельности. В рамках урока иностранного языка в своей практике учителя используют различные нестандартные виды уроков: уроки-драматизации, уроки литературного чтения, видеоуроки, уроки-игры, уроки-викторины, уроки-конференции. Для повышения мотивации учащихся старших классов целесообразно включать в свои уроки элементы новых технологий с использованием компьютера. Очень хорошо в последнее время зарекомендовали себя презентации, которые готовят сами учащиеся и используют как опору для сообщений при изучении отдельных тем.
При создании положительной мотивации, важное место занимает проблема отбора содержания предмета. Центральным звеном обучения в медицинских классах можно считать обучение на основе межпредметной интеграции с химией, биологией, экологией, различными областями медицины. Отлично проходят в медицинских классах такие уроки по темам «Фотосинтез», «Зубы», «Нервная система» и т. д. Эти темы им понятны и актуальны, они охотно делают индивидуальные презентации в PowerPoint. Многие ученики умеют создавать презентации и делают это достаточно хорошо. Демонстрируя удачную презентацию, учащиеся испытывают удовлетворение и ситуацию успеха. Они используют разнообразный иллюстративный материал: рисунки, фотографии, схемы. Благодаря этому происходит воздействие сразу на несколько видов памяти — зрительную, слуховую, эмоциональную. Уроки с использованием презентации помогают не только формировать коммуникативную компетенцию учащихся, но и развивать навыки самостоятельной работы. Подготовка презентаций самими учащимися имеет важную практическую направленность, так как в будущем им придется использовать приобретенные навыки в дальнейшей учебе и на работе.
Главное, что должны приобрести школьники, выходя из школы, — не столько собственно знания английского языка, сколько развитие универсальных учебных действий. УУД по ФГОС в широком значении — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Другими словами, освоение этих действий формирует способность к обучению, вырабатывает познавательную мотивацию, помогает ставить перед собой цель и задачи при обучении, выстраивать стратегию их достижения. На уроках иностранного языка наиболее успешно реализуются коммуникативные учебные действия: умение выражать себя, свою точку зрения устно и письменно; взаимодействовать с педагогическими работниками и сверстниками; участвовать в групповых формах работы; обмениваться мнениями; участвовать в мозговых штурмах; координировать свои действия с другими членами команды; распределять роли и договариваться; обсуждать процесс и результат совместной работы; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта. Все эти действия могут быть востребованы на протяжении всего периода обучения человека, независимо от направления обучения.
Очень важно, чтобы у учеников не возникали отрицательные эмоции на уроках английского языка. Необходимо создавать комфортную психологическую атмосферу. Учитель должен демонстрировать уважительное и доброжелательное отношение к каждому ученику, поощрять творческую работу самих учащихся, хвалить их, всячески показывать заинтересованность в их успехах, поддерживать их ответы одобряющей улыбкой, оценивать не ученика, а допущенные им ошибки, выражать уверенность в возможностях своих учеников и постоянно им об этом говорить, стараться каждому создать ситуацию успеха, помогать решить трудности, подбирать дидактический материал с учетом интересов класса.
Мотивирующее значение имеет и проведение различных мероприятий по предмету: неделя иностранных языков, конкурсы песен на английском языке, конкурс постановок на английском языке и другие творческие мероприятия. Здесь обычно раскрываются все таланты школьников, независимо от профиля обучения. В данном случае для учеников важна не цель обучения иностранному языку, а увлечение процессом.
Проект по профильному обучению в Удмуртской Республике был запущен в 2018 году и продолжает набирать обороты. Медицинские классы пользуются большой популярностью среди учащихся старших классов. Это делает актуальным вопрос адаптации обучения, чтобы удовлетворить запросы и ожидания учащихся старших классов. Перечисленные выше способы поддержания интереса и повышения мотивации к изучению английского языка могут быть полезны при работе с будущими медиками.
Литература:
- Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы: Учебное пособие / И. Л. Бим. — М.: Просвещение, 2007. — 168 с.
- Вовненко, С. И. Способы повышения мотивации при изучении английского языка / Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 443–446. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15844/ (дата обращения: 05.01.2024).
- Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р. А. Готлиб // Социологические исследования. — 2009. — № 2. — С. 122–127.
- Зимняя И. А., Ильинская Е. С. Психологический анализ урока иностранного языка... 2-е изд., доп., дораб. М., 1990. 89. 175 с.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. –Изд. 2-е, допол. и передел. / В. Д. Шадриков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. –318 с.