Прогностический подход развитию творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Джамалханова, Л. А. Прогностический подход развитию творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора / Л. А. Джамалханова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3820/ (дата обращения: 17.12.2024).

Общеизвестно, что все процессы в природе и обществе совершаются при наличии определённых условий. «Под условиями в науке понимается определённая среда, необходимая совокупность объектов, обусловливающая возникновение, существование или изменение данного объекта, явления». «Условие — обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; правило, установленное в какой-нибудь области жизни, деятельности; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь; данное требование, из которого следует исходить». То есть под условиями понимаются причинно-следственные обстоятельства. В философии под условиями понимается «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Весь этот комплекс в целом называют достаточными условиями явления. Если из всех возможных наборов достаточных условий отобрать общие, получим необходимые условия, то есть условия, которые представлены каждый раз, когда имеет место обусловливаемое явление. Полный набор необходимых условий, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности, и к которому нельзя добавить ни чего, что не было бы излишним с точки зрения обусловливания данного явления, называют необходимыми и достаточными условиями. Чаще всего условия рассматриваются как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия причины, включающего как внешние, так и внутренние факторы». Е. Никитин рассматривает условия как совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и др.), необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта [2].

Педагогический процесс также осуществляется при наличии определённых условий. Более того, следует отметить, что эффективность всякой педагогической деятельности зависит от наличия соответствующих условий. В современных педагогических исследованиях понятие «условие» используется для характеристики целостного педагогического процесса, отдельных его сторон и составляющих частей. Под педагогическими условиями понимают обстоятельства, от которых зависит развитие человека, обстановку, в которой происходит это развитие. «Условия — это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся». Для нас важной представляется точка зрения В. А. Немкина, считающего, что «педагогические условия — это всё (вещи, явления, процессы, отношения, обстоятельства, обстановка), что ускоряет или замедляет учебно-воспитательный процесс, опосредованно влияет на его результат через воздействие на его причины, которые, являясь движущими силами, выступают в виде факторов».

В педагогическом процессе используется большое количество условий, обусловленных его сложностью и многоуровневостью. Как правило, выделяют социально-педагогические, психолого-педагогические, педагогические и социальные условия. Кроме того, существуют субсистемы биологических, психологических и социальных условий, которые в педагогическом процессе слиты в целостную систему многостороннего развития личности. Ю. К. Бабанский выделяет две группы условий функционирования педагогической системы. К первой группе он относит внешние условия, в которые включает природно-географические, общественные, производственные, культурные и др. Вторую группу определяет как внутренние условия, состоящие из учебно-материальных, школьно-гигиенических, морально-психологических, эстетических условий [4].

Особо в педагогике рассматриваются дидактические условия, которые представляют собой «результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приёмов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей».

В настоящее время исследователи по проблемам вузовской подготовки специалистов выделяют следующие группы педагогических условий:

-          учебники, программы, задания (в том числе системы творческих задач), проблемные ситуации (И. М. Богданова, В. М. Горбунова и др.);

-       комплексные методы и формы в зависимости от содержания и специфики изучаемого материала (И. В. Алехина, А. А. Вербицкий, Н. И. Виноградов и др.);

-       особенности познавательных процессов и мотивации студентов (З. С. Шевчук, В. П. Пустовой и др.).

В психолого-педагогической литературе классификация педагогических условий происходит с точки зрения активизации познавательной деятельности. Выделяют (Т. И. Шамова)

1.      условия, с доминированием цели — обеспечения формирования мотивов деятельности;

2.      условия, цель которых — обеспечение успеха формирования знаний и умений на основе управления процессом обучения;

3.      условия, в которых главное — включение индивида в активное учение.

С точки зрения выявления условий эффективного управления деятельностью по усвоению знаний различают (Н. Ф. Талызина)

1)        необходимость точного указания объекта, процесса управления, наличие конструктивной однозначно понимаемой цели, наличие про граммы воздействия на управляемый объект (процесс) с учётом переходных составляющих;

2)        получение и переработку информации с целью выработки корректирующих воздействий;

3)        реализацию корректирующих воздействий.

Эти общие педагогические условия уместны для управления любым процессом усвоения знаний и умений, включая и развитие творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора. При этом мы учитываем не все условия, а только основные, необходимые для решения задач, поставленных в исследовании, и исходим из следующего:

1.   Любое обучение, в том числе и развитие творческих способностей, осуществляется на преемственной основе.

2.   Любая деятельность реализуется на основе осознанной или неосознанной установки.

3.   Любому явлению, процессу свойственны свои специфические характеристики.

4.   Любое явление имеет определённую значимость для развития личности и социума.

Приведённое выше позволило нам высказать предположение об условиях развития творческих способностей с опорой на комплекс педагогических условий. К ним, мы предполагаем, следует отнести

-        преемственное использование музыкальных традиций вайнахского народа как базы развития творческих способностей личности;

-        формирование установки на творческое использование традиций;

-        учёт имманентных характеристик музыкального фольклора;

-        ориентацию в ценностях музыкального фольклора.

Преемственность — это передача, переход чего-нибудь от предшественника к преемнику в порядке последовательности. В педагогике преемственность осуществляется на нескольких уровнях: методологическом, содержательном, процессуальном, развивающем. На методологическом уровне под преемственностью следует понимать, во-первых, руководство едиными принципами в организации педагогического процесса. Под принципами организации педагогического процесса мы понимаем основные, исходные положения, отражающие главные требования к организации педагогической деятельности, указывающие её направление, помогающие творчески подойти к построению педагогического процесса. Среди них следует выделить принцип гуманистической направленности педагогического процесса, принцип связи с жизнью и производственной практикой, принцип единства обучения и воспитания, принцип научности, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности и т. д. Во-вторых, преемственность предполагает опору на идеи — понятия, находящиеся в развитии и нуждающиеся в доказательствах. гТребование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой каждый его следующий этап является логическим продолжением ранее проведённой работы. Это предполагает построение такой системы занятий, которая опиралась бы на целостную программу действий, одновременно решая конкретные задачи, между которыми, в свою очередь, существовала бы логическая взаимосвязь и последовательность, что предполагает наличие межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения. На содержательном уровне преемственность проявляется в форме развития отдельных понятий с постепенным углублением их содержания. Принцип преемственности на практике осуществляется методом планирования изучения содержания предмета, его отдельных разделов, частей, тем. Кроме того, преемственность можно рассматривать на уровне развития умений и навыков в определённой логической последовательности.

Преемственное использование музыкальных традиций предполагает опору на следующие традиции:

-        музыкального исполнительства (вокального, инструментального, вокально-инструментального);

-        накопления и передачи музыкального фольклорного опыта;

-        композиционного построения музыкальных фольклорных произведений и т. д.

В нашем педагогическом процессе мы опираемся на идею, что музыкальный фольклор — это творческое проявление народа. Значит, его освоение должно происходить при руководстве принципами, способствующими максимальному развитию творческих способностей каждого человека.

Литература:

1.           Боровская С. В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой деятельности будущего учителя: Дис.... на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. — Челябинск: 41 НУ, 1999. — 175 с.

2.           Выготский Л. С. Собрание сочинений. — В 6 т. / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 504 с.

3.           Гильгенберг И. В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания: Дис.... на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. — Челябинск, 2002.-169 с.

4.           Гилязов Д. Традиции народной педагогики в действии // Воспитание школьников. — 2000. — № 6. — С. 8–11.

5.           Бабанский Ю. К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). — М.: Педагогика. — 1982.-192 с.

6.           Баскакова Н. П. Новый подход к пониманию культурного содержания музыкально-педагогического образования.// Проблемы взаимодействия музыкального образования и культуры в социальном пространстве региона: Сборник тезисов докладов и выступлений региональной научно-методической конференции. — Барнаул: Изд. АГИИК. — 2003. — 92 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический процесс, музыкальный фольклор, наличие, педагогическая деятельность, преемственное использование, преемственность, процесс, процесс обучения, явление.

Похожие статьи

Индивидуальный подход в развитии познавательного интереса студентов музыкально-педагогических факультетов

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность

Рефлексия развития познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна

Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность

Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Похожие статьи

Индивидуальный подход в развитии познавательного интереса студентов музыкально-педагогических факультетов

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность

Рефлексия развития познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна

Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность

Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования