Специфика и возможности социализации и самореализации подростков, занимающихся рукопашным боем | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Перелыгин, А. В. Специфика и возможности социализации и самореализации подростков, занимающихся рукопашным боем / А. В. Перелыгин, А. С. Петров, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3765/ (дата обращения: 26.04.2024).

Исторически сложилось в нашем государстве и обществе, что первооткрывателями и отцами разнообразных теорий и практик педагогической науки и науки в целом являются наши соотечественники, определившие базисы, ориентиры, модели и оптимальные пед. условия того или иного изучаемого педагогического процесса или феномена, но, с другой стороны, у нас, как ни в одном из других государств, нет такого небрежного отношения к историческим научным заслугам и открытиям. Не исключение и физическая культура. Отцом физического воспитания является Петр Францевич Лесгафт, продолжателем идей о целесообразности физического воспитания и формирования потребности в здоровом образе жизни в советской педагогике становится Анатолий Васильевич Луначарский, работы которого без должной на то причины игнорируются и забываются. Практика незнания общепедагогических, общедидактических и теоретико-прикладных основ будущей профессиональной деятельности с течением времени нивелируется, но не всегда данный процесс своевременен. Хотелось бы отметить важность работ, повлиявших на определение теоретико-эмпирических идей и моделей социализации и самореализации подростков в целом (А. В. Мудрик, М. А. Галагузова, Ю. А. Василькова, Т. А. Василькова, Л. В. Мардахаев, Л. Е. Никитина, В. А. Плешаков и др.), основ гуманистического и здоровьесберегающего построения тренировочного процесса (Э. Н. Вайнер, М. Я. Виленский, В. В. Черняев, О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов, Э. М. Казин, Ж. М. Глозман, В. А. Собина, Ю. В. Сысоев, А. А. Рожков и др.), определения прикладного значения и специфики подготовки по рукопашному бою (Кадачников А. А., Ощепков В. С., Ознобишин Н. Н., Ретюнских А. И., Спиридонов В. А., Медведев А. Н., Тарас А. Е., Быков В. Д. и другие).

Продолжая прогрессивные идеи, определяющие общепедагогические, общедидактические, частно-предметные особенности тренировочного процесса и, как следствие, возможность и специфику социализации и самореализации подростков через занятия рукопашным боем, мы попытались сформулировать систему принципов педагогического взаимодействия в контексте реализации идей и моделей культурологического подхода, предопределяющих постановку проблемы, выбор педагогических средств и методов тренировочного процесса, а также результаты процесса социализации в микро-, мезо-, макромасштабах. Итак, система принципов педагогического взаимодействия:

I. Принцип научного построения основ тренировочного процесса, выбора специфики и модели взаимодействия, реализующего составные в воспитании, обучении, самоопределении, самореализации через рукопашный бой и, как следствие, социализации в различных социальных и социально-профессиональных средах:

-          принцип последовательности, системности и систематичности в организации занятий по рукопашному бою;

-          принцип учета индивидуальных особенностей личности (возрастных, интеллектуальных, физических, половых и пр.);

-          принцип природосообразности культуросообразности в планировании и организации тренировочного процесса и досуга;

-          принцип воспитания в коллективе и через коллектив;

-          принцип включения личности в значимую деятельность;

-          принцип единства составных цели (задач) воспитательных, образовательных, тренировочных, здоровьесберегающих и пр. в процессе проведения занятий по рукопашному бою;

-          принцип ценностно-смысловой направленности системы занятий по рукопашному бою;

-          принцип продуктивного начала в построении и реконструкции всех звеньев тренировочного и соревновательного периодов, определяющих все составные достижений в составляющих ЗУН-ов, СУД-ов, компетенций, качествах и пр.

II. Принцип создания оптимальных условий для достижения наивысших результатов в структуре занятий по рукопашному бою:

-          принцип единства теории и практики организации занятий рукопашным боем в структуре всех звеньев педагогического взаимодействия, регламентирующих и ситуативно подстраивающих способность личности и среды принимать гибкие решения и определять своевременные перспективы развития;

-          принцип доступности тренировочных и воспитательных воздействий;

-          принцип сотрудничества тренерского состава с подростками;

-          принцип сознательности и активности в организации занятий по рукопашному бою;

-          принцип создания позитивного эмоционального фона в структуре тренировочного процесса и досуга подростков, занимающихся рукопашным боем;

-          принцип учета физического и морально-нравственного развития личности в системе подбора методов, форм, нагрузок в структуре ОФП и СФП.

III. Принцип формирования самостоятельной, креативной, состоятельной, устойчивой, морально-нравственной личности:

-          принцип перехода от воспитания к самовоспитанию, от обучения — к самообучению, от контроля — к самоконтролю;

-          принцип формирования адекватной, позитивной самооценки в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса;

-          принцип формирования внутренней мотивации деятельности и достаточного уровня притязаний развивающейся личности;

-          принцип социально и личностно значимого, профессионального самоопределения;

-          принцип единства социализации и самореализации в структуре ведущей деятельности и общения личности, включенной в микро-, мезо-, макро- и мегасреды;

-          принцип формирования культуры самостоятельной работы как вектора преобразования в структуре дальнейшего непрерывного профессионального образования подростка, занимающегося рукопашным боем.

IV. Принцип гуманизации основ социальных взаимоотношений при учете триединой структуры личности, раскрывающейся через единство духовного, телесного и умственного:

-          принцип социализации и адаптации в процессе организации занятий по рукопашному бою;

-          принцип уникальности веры в структуре определения человеческих возможностей и способности достигать вершины в совместной и самостоятельной деятельности;

-          принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия (время, материально — технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т. д.).

Попытаемся уточнить дефиниции понятий «социализация», «самореализация».

Социализация — это процесс своевременного, активного, ситуативного, индивидуально обусловленного вовлечения индивида в социум через науку, культуру, искусство, спорт, а также включения его в общественную жизнь, стимулирующую поиск и своевременную смену социальных ролей, обусловленных принадлежностью к трем направлениям ретрансляции социального опыта — гражданского (гражданско-патриотического), семейного (семейно-коммуникативного), трудового (профессионально-трудового), предопределяющих устойчивость личности и жизнеспособность общества.

Самореализация — это механизм и средство планирования и осуществления индивидуально-личностных возможностей через деятельность и общение в различных составных и видах, пропущенных через призму значимости, состоятельности, востребованности, самопрезентабельности и конкурентоспособности; выступает как функция и механизм самосохранения личности и среды, предопределяет качество и уровень жизнедеятельности, устойчивость личности, ее самочувствие и здоровье.

Определим в контексте выше заявленных идей и моделей результаты деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» (г. Междуреченск) в структуре разработанной в 2001 г. и успешно реализуемой до настоящего времени программы дополнительного образования детей «Рукопашный бой».

Рукопашный бой — это боевая часть самбо — наиболее эффективная система самообороны. Сегодня русский рукопашный бой превратился в боевую систему, которая максимально адаптирована к современным условиям, уделяется особое внимание именно прикладной направленности боевых приемов, то есть умению принять верное решение в экстремальной ситуации. Другими словами — правильно думать и действовать в экстремальной обстановке. Умение защищаться, правильно реагировать на внештатную ситуацию — это просто жизненная необходимость, ведь случаи хулиганских или бандитских нападений очень часты. Причем, предугадать такие ситуации практически невозможно, а вот правильно на них реагировать — вполне под силу каждому. При этом для того чтобы постоять за себя, совсем необязательно иметь при себе холодное оружие или иные средства самозащиты. Дело в том, что всякий человек, который владеет рукопашным боем и основами самообороны, сможет дать достойный отпор. Сегодня основным средством отражения нападений, по-прежнему, остаются единоборства.

В программу изучения рукопашного боя входят: специальная акробатика (техника падений, кувырков, перекатов); техника нанесения ударов и защиты от них; выведения из равновесия и броски противника на землю; специальные приемы обезоруживания, работа с холодным оружием, палкой, автоматом и другими подручными средствами; метание холодного оружия и других подручных средств; женская самооборона; умение падать без травм.

В настоящее время рукопашным боем в Детско-юношеском центре занимаются — более 200 детей. Ежегодно количество детей занимающихся рукопашным боем растет, еще в 2011 году их было 72 человека.

Детско-юношеский центр также может гордиться достижениями своих воспитанников. За последние пять лет 150 раз воспитанники занимающиеся рукопашным боем становились победителями и призерами областных, региональных и всероссийских соревнований:

-          Исаев Александр — Чемпион всероссийского мастерского турнира по рукопашному бою;

-          Кадыяков Денис — Чемпион Сибирского федерального округа и первенства Кузбасса по рукопашному бою;

-          Усманова Альфия, Айбашев Арап — Чемпионы Кузбасса по рукопашному бою;

-          Гусев Илья — Чемпион первенства Российской Федерации по рукопашному бою;

-          Малюгин Тимофей, Кадыяков Денис, Килина Мария — призеры первенства Российской Федерации по рукопашному бою;

-          Александр Аграфенин — молодой перспективный спортсмен неоднократный победитель и призер областных соревнований.

Таким образом, программа рукопашного боя позволяет выявить и реализовать следующие педагогические условия самореализации и социализации личности:

1.    Создание условий для привлечения к занятиям физической культурой вообще и рукопашным боем в частности многих категорий граждан вне зависимости от их материального или социального положения позволяет выявить тот контингент, который будет успешен в выбранном направлении деятельности (в нашем случае — рукопашном бое).

2.    Вовлечение детей и молодежи в регулярные занятия рукопашным боем, физической подготовкой в целях воспитания этой категории населения в духе патриотизма обеспечивает стабильность формирования и развития личности, востребованность в различных направлениях деятельности, связанных со специализацией данного вида спорта.

3.    Формирование у молодежи устойчивых навыков здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом повышает уровень активности и сохраняет позитивный эмоциональный фон в различных ситуациях выбора.

4.    Создание сбалансированной системы целевой подготовки и переподготовки специалистов рукопашного боя определяется в выборке как наиболее подготовленных для службы в вооруженных силах, мыслящих в духе патриотизма, определяющих свое будущее только в России.

5.    Повышение эффективности использования средств, вкладываемых в патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, способствует повышению уровня сформированности гражданской позиции и ценности патриотизма.

6.    Повышение степени социализации и самореализации подростков в современном обществе стимулирует среду в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах к повышению внимания к социальным проблемам нашего государства, создания условий для достойного труда и отдыха.

Литература

1.         Козырева, О. А. Социальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. — [+прил. на CD]. — ISBN 978–5-85117–495–7.

Основные термины (генерируются автоматически): рукопашный бой, тренировочный процесс, детско-юношеский центр, педагогическое взаимодействие, принцип формирования, Российская Федерация, самореализация подростков, физическая культура, позитивный эмоциональный фон, физическое воспитание.

Похожие статьи

Система принципов педагогического взаимодействия...

Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре.

принцип создания и реализации условий для позитивного эмоционального фона в педагогическом взаимодействии

Спортизация физического воспитания как фактор...

Спортизацию рассматривают как модернизацию физического воспитания и тренировочного процесса, а также как создание условий для развития детско-юношеского спорта...

Физическое воспитание в учреждениях дополнительного...

Физическое воспитание в учреждениях дополнительного образования: история и современность.

Сегодня активные инновационные процессы в российском образовании проводятся на фоне низкого качества здоровья детей.

Некоторые особенности социализации, самореализации...

Система принципов педагогического взаимодействия тренера-преподавателя и мальчиков-подростков, занимающихся регби

- принцип формирования опыта отношений, моделей социализации, самореализации, саморазвития и самосовершенствования в...

Возможности социализации и самореализации обучающихся...

Возможности социализации и самореализации обучающихся в спорте и физической культуре.

Социальное взаимодействие предполагает в своей основе изменение социального опыта, несущее в себе позитивное обогащение в эмоционально-нравственной...

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

5) высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями (нередко

8. «Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ.

Организационно-методические особенности подготовки...

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

В специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва создаются группы

Тренировочный процесс студентов Российского университета...

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Спортизация физического воспитания как фактор формирования... Спортизацию рассматривают как модернизацию физического воспитания и тренировочного процесса, а также как создание условий для развития детско-юношеского спорта, его вседоступности и...

Особенности самореализации и социализации спортсменов...

Под самореализацией будем понимать процесс самостоятельной постановки цели и задач развития и взаимодействия субъекта

2. Принцип формирования самостоятельности, культуры самостоятельной работы и профессионально-педагогической культуры спортсмена.

Похожие статьи

Система принципов педагогического взаимодействия...

Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре.

принцип создания и реализации условий для позитивного эмоционального фона в педагогическом взаимодействии

Спортизация физического воспитания как фактор...

Спортизацию рассматривают как модернизацию физического воспитания и тренировочного процесса, а также как создание условий для развития детско-юношеского спорта...

Физическое воспитание в учреждениях дополнительного...

Физическое воспитание в учреждениях дополнительного образования: история и современность.

Сегодня активные инновационные процессы в российском образовании проводятся на фоне низкого качества здоровья детей.

Некоторые особенности социализации, самореализации...

Система принципов педагогического взаимодействия тренера-преподавателя и мальчиков-подростков, занимающихся регби

- принцип формирования опыта отношений, моделей социализации, самореализации, саморазвития и самосовершенствования в...

Возможности социализации и самореализации обучающихся...

Возможности социализации и самореализации обучающихся в спорте и физической культуре.

Социальное взаимодействие предполагает в своей основе изменение социального опыта, несущее в себе позитивное обогащение в эмоционально-нравственной...

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

5) высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями (нередко

8. «Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ.

Организационно-методические особенности подготовки...

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

В специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва создаются группы

Тренировочный процесс студентов Российского университета...

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Спортизация физического воспитания как фактор формирования... Спортизацию рассматривают как модернизацию физического воспитания и тренировочного процесса, а также как создание условий для развития детско-юношеского спорта, его вседоступности и...

Особенности самореализации и социализации спортсменов...

Под самореализацией будем понимать процесс самостоятельной постановки цели и задач развития и взаимодействия субъекта

2. Принцип формирования самостоятельности, культуры самостоятельной работы и профессионально-педагогической культуры спортсмена.