Физическое воспитание в учреждениях дополнительного образования: история и современность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Новикова, Т. В. Физическое воспитание в учреждениях дополнительного образования: история и современность / Т. В. Новикова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11832/ (дата обращения: 25.04.2024).



Меняется время, меняются задачи реформирования школы, но одна проблема остается неизменной — проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников.

Сегодня активные инновационные процессы в российском образовании проводятся на фоне низкого качества здоровья детей. Внедрение новых форм обучения и информатизации учебно-воспитательного процесса сопровождаются увеличением учебной нагрузки. Созданные в последние десятилетия программы и учебники, в 40 % ориентированы на «продвинутый» уровень образования, в то время как по данным Министерства образования Российской Федерации доля одаренных школьников составляет не более 6 %, с высокими учебными возможностями — 15 %. Гиподинамия в настоящее время рассматривается как один из факторов риска развития заболеваний. До 70 % продолжительности дня ребенок проводит время в стенах школы. С учетом домашних заданий учебный день школьника удлиняется до 10–12 часов в начальных классах и до 15–16 часов — в старших. Сегодня просматривается явная тенденция к понижению не только спортивной двигательной активности, но и бытовой. Ухудшение качества здоровья детей в современных условиях отмечается появлением новых феноменов (децелерации, феминизации) и синдромов (трофологический, психосоматической астенизации, дисклазии соединительной ткани и др.).

Учитывая, что, по данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, среди факторов, влияющих на здоровье, наибольший удельный вес занимает образ жизни (более 50 %), участие системы образования в разрешении данной проблемы является чрезвычайно важным [2, с. 42].

Для детей и подростков здоровьесберегающей средой может стать школа, которая взаимодействует с другими социальными объектами, в том числе с учреждениями дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Поэтому, мы и хотели бы остановиться именно на развитии системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, и в частности, в Кемеровской области и городе Кемерово, и рассмотреть исторические предпосылки создания этой системы и перспективные направления ее дальнейшего совершенствования.

Министерству образования и науки Российской Федерации определены полномочия в области развития массовой физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни подрастающего поколения.

Для решения поставленных задач в российском образовании сложилась определенная система по развитию физической культуры и массового спорта в образовательных учреждениях различных типов и видов.

Немного из истории. 21 апреля 1932 года ЦК ВКП(б) издал постановление «О работе пионерской организации», которое обязывало Советы физической культуры, органы просвещения, здравоохранения, комсомол улучшить физкультурную и спортивную работу с детьми. Во многих добровольных спортивных обществах (ДСО), при отделах народного образования стали создаваться детские группы, отделения, которые работали на базах образовательных школ, а в начале 40-х годов они стали преобразовываться в спортивные школы.

В 1945 году открылось 80 спортивных школ.

В 1946 году их уже насчитывалось 400 ДЮСШ по России, созданных при местных отделах народного образования и добровольных спортивных обществах. К 1957 году их число увеличилось до 1000, а число занимающихся достигло 200 тыс. человек.

11 августа 1966 года Совет министров СССР принял постановление № 671 о создании на базе существующих детских спортивных школ, специализированных школ (СДЮШОР) в системе органов народного образования.

Для упорядочения и руководства работой спортивных школ в 60-е годы образуются областные, краевые, республиканские спортивные школы, которым отводится роль координатора физкультурно-спортивного движения в регионах. В 1971 году при Министерстве просвещения Российской Федерации открывается Республиканская СДЮСШОР, ныне Федеральная, которая отвечает за развитие детско-юношеского спорта в системе образования. Таким образом, к 1972 году выстраивается логическая «вертикаль» и «горизонталь» внешкольных учреждений физкультурно-спортивной направленности. С 1992 года они переименовываются в учреждения дополнительного образования детей, в которых физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации.

Сегодня в Кемеровской области работает 30 образовательных учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (27 — ДЮСШ, 3 Центра). За последние три года наблюдается тенденция снижения количества учреждений дополнительного образования и количества обучающихся в них, что обусловлено общей ситуацией в России: экономический и демографический кризис. За период с 1975 по 2000 гг. число молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет составляло от 10 до 13 млн. человек. По подсчетам ООН, к 2025 году в России останется не более 6 млн. молодых людей этой возрастной категории. В учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности создано 335 отделений по 45 видов видам спорта. Из общего количества занимающихся в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности 82 % составляют дети и подростки 6–15 лет.

Одно из учреждений системы дополнительного образования, реализующее задачи физкультурно-оздоровительной деятельности в городе Кемерово, это Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 5».

ДЮСШ-5 сегодня — это центр спортивной и оздоровительной работы в городе и Кировском районе. Спортивная школа занимает важное место в образовательной системе города Кемерово: во-первых, это методический центр для учителей физической культуры общеобразовательных школ; во-вторых, это центр по проведению спортивно-массовых мероприятий среди школ района.

В ДЮСШ-5 занимаются дети в возрасте от 4 до 18 лет. Среднее ежегодное количество обучающихся составляет 1500 человек. Обучающиеся занимаются по общеразвивающим и предпрофессиональным программам по видам спорта: баскетбол, футбол, волейбол, хоккей с шайбой, настольный теннис, борьба самбо, пауэрлифтинг, плавание, плавание в ластах.

Задачами физкультурно-оздоровительной деятельности в учреждении являются: снижение негативных последствий учебной нагрузки; обеспечение достаточного объема двигательной активности учащихся; обучение основам двигательной деятельности; формирование системы знаний по методике самостоятельных занятий физическими упражнениями; формирование мотивационно-ценностного отношения к ведению здорового образа жизни.

В процессе любой деятельности возникают различные проблемы, решение которых не всегда является возможным в настоящий момент. Наличие таких проблем позволяет более скрупулезно относиться к возникшим трудностям, но одновременно с этим заставляет продвигаться вперед в поисках путей их решения. Можно сказать — наличие проблем есть то, что определяет перспективы роста и развития, создание новых форм и методов работы, путей продвижения вперед, что в конечном итоге позволяет сформулировать новые цели и задачи [3, с.28]. На основе выработанного опыта можно определить ряд проблем, решение которых формирует перспективы и направления развития детско-юношеского спорта.

Проблемы можно сгруппировать по следующим аспектам:

– нормативно-правовая база: приведение в соответствии с действующим законодательством нормативно-правовых документов в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности; повышение статуса тренера-преподавателя, изменение нормативов учебно-тренировочной нагрузки;

– кадровое обеспечение: создание методического центра для подготовки и переподготовки педагогических кадров, повышения их квалификации, проведение совместной методической работы с различными социальными структурами города;

– финансирование: увеличение финансовых вложений на содержание детско-юношеских школ, спортивных площадок за счет привлечения средств от спонсоров и благотворителей;

– материально-техническая база: улучшение материально-технической базы, проведение косметических ремонтов, строительство спортивных площадок;

– организационно-содержательные: создание информационного банка данных для координирования и проведения совместной работы с различными социальными структурами города, проведение выездных консультаций специалистов, информационная поддержка, введение в штатное расписание учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности психологов для работы с детьми и тренерами-преподавателями [1, с.56].

Вместе с тем, в целях дальнейшего успешного развития детско-юношеского спорта необходимо решить следующие задачи:

  1. Добиться интеграции основного общего и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего образования. Повышать роль дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в деятельности образовательных учреждений всех типов и видов; создавать спортивные клубы на базе общеобразовательных школ.
  2. Законодательно закрепить доступность занятий массовым детско-юношеским спортом.
  3. Расширить перечень образовательных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.
  4. Финансировать учреждения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности согласно нормативам из бюджетов всех уровней.
  5. Привести деятельность учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности согласно нормативам из бюджетов всех уровней.
  6. Повысить эффективность работы учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в реализации программных мероприятий, направленных на развитие детско-юношеского спорта и физкультурно-спортивного движения в Кемеровской области.
  7. Сохранить и развить сеть учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности системы образования для удовлетворения образовательных потребностей формирующейся личности и профилактики криминогенного поведения подростков.
  8. Укрепить материально-техническую базу, компьютеризировать учебно-тренировочный процесс и оснастить техническими средствами обучения.
  9. Внедрять в деятельность учреждений современные технологии обучения, реализовывать инновационные проекты, программы, в том числе для обучающихся, имеющих отклонения в развитии.

Таким образом, мы считаем, что реализация и развитие системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности должно оставаться одним из перспективных направлений деятельности государственной политики.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики — к педагогике развития [Текст] / А. Г. Асмолов — Петрозаводск: «Просвещение», 2005. — 220 с.
  2. Кучма, В.Р., Соколова, С. Б. Поведение детей, опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни [Текст] / В. Р. Кучма, С. Б. Соколова. — М.: НИИ Гигиены и охраны здоровья, 2014. — 144 с.
  3. Паршиков, А. Т. Спортивная школа как социально-педагогическая система: социальное проектирование [Текст]: Монография / А. Т. Паршиков — М.: «Советский спорт», 2003. — 352 с.
  4. Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы Всероссийской научно-практ. конф. [Текст]/ Кемерово: Кузбассвузидат, 2006. — 377 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физкультурно-спортивная направленность, дополнительное образование, дополнительное образование детей, детско-юношеский спорт, учреждение, школа, Кемеровская область, материально-техническая база, Российская Федерация, физическая культура.

Похожие статьи

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

− тренировочная направленность уроков физической культуры; − осуществление физкультурного образования обучающихся в форме обязательных учебно-тренировочных занятий, проводимых за пределами академического расписания

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Учреждения дополнительного образования детей художественной направленности (музыкальные школы, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют воспитанию творческой личности, помогают развивать коммуникативные качества...

Педагогические условия организации физического воспитания...

Учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности способствуют формированию здорового образа жизни у детей и молодежи, а также являются важным звеном в физическом воспитании подрастающего поколения.

Повышение квалификации и дополнительное образование...

Образование специалистов в области физической культуры и спорта всегда являлась самостоятельной сложившейся отраслью профессионального образования в нашей стране. В настоящее время в России выделяется три уровня базового физкультурного образования...

Организационно-методические особенности подготовки...

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Подготовка спортсменов ведется в специальных спортивных школах, которые подразделяются на детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные...

Результативные формы педагогического взаимодействия в ОУ...

...взаимодействия в ОУ образовательных учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.

Современная система дополнительного образования детей развивается как открытая, вариативная, ориентированная на...

Педагогическая модель неформального образования детей...

дополнительное образование, неформальное образование, неформальное образование детей, взрослый, детско-юношеская спортивная школа, ребенок, программа...

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения...

Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития...

Развитие вариативных форм неформального образования детей...

дополнительное образование, неформальное образование, неформальное образование детей, взрослый, детско-юношеская спортивная школа, ребенок, программа...

Похожие статьи

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

− тренировочная направленность уроков физической культуры; − осуществление физкультурного образования обучающихся в форме обязательных учебно-тренировочных занятий, проводимых за пределами академического расписания

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Учреждения дополнительного образования детей художественной направленности (музыкальные школы, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют воспитанию творческой личности, помогают развивать коммуникативные качества...

Педагогические условия организации физического воспитания...

Учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности способствуют формированию здорового образа жизни у детей и молодежи, а также являются важным звеном в физическом воспитании подрастающего поколения.

Повышение квалификации и дополнительное образование...

Образование специалистов в области физической культуры и спорта всегда являлась самостоятельной сложившейся отраслью профессионального образования в нашей стране. В настоящее время в России выделяется три уровня базового физкультурного образования...

Организационно-методические особенности подготовки...

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Подготовка спортсменов ведется в специальных спортивных школах, которые подразделяются на детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные...

Результативные формы педагогического взаимодействия в ОУ...

...взаимодействия в ОУ образовательных учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.

Современная система дополнительного образования детей развивается как открытая, вариативная, ориентированная на...

Педагогическая модель неформального образования детей...

дополнительное образование, неформальное образование, неформальное образование детей, взрослый, детско-юношеская спортивная школа, ребенок, программа...

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения...

Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития...

Развитие вариативных форм неформального образования детей...

дополнительное образование, неформальное образование, неформальное образование детей, взрослый, детско-юношеская спортивная школа, ребенок, программа...