Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Малкова Е. Ю. Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 70-72. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3267/ (дата обращения: 19.12.2018).

Ключевое место в истории развития педагогики раннего возраста занимает период начала 20 века.Л. Н. Павлова писала: «Уместно вспомнить, что именно в России сложилась уникальная система общественного воспитания детей раннего возраста, сыгравшая стратегическую важную роль в социальной помощи материнству и детству, сохранности генофонда в наиболее сложные, переломные периоды жизни нашего государства». [8. c.27].

В первые годы после революции в организации общественного воспитания детей принимали участие педагоги, начавшие свою деятельность в конце 19 века А. С. Симонович, Е. Н. Водовозова, П. Ф. Лесгафт, Е. И. Тихеева. Они стремились сохранить гуманистические традиции, основной целью которых был поиск способов реализации в процессе воспитания индивидуального подхода к детям раннего возраста.

В своей книге T. B. Тихеева пишет: «Следует всемерно содействовать тому, чтобы этот ответственейший период в жизни ребенка, период овладения всей своей моторной сферой, и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно». (10. с.6).

Но в 30-е годы на смену целостному подходу, пришли исследования, ограниченные задачами изучения той или иной стороны развития. За основу были взяты исследования закономерностей нервно-психического развития учёного В. М. Бехтерева.

В основанном В. М. Бехтеревым институте мозга, работали такие известные ученые, как И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. И. Касаткин.

Научное открытие И. П. Павлова о высшей нервной деятельности позволило понять, как устанавливается взаимосвязь организма с окружающей средой, как под влиянием внешних раздражителей в коре головного мозга формируются нервные процессы.

Известный учёный И. М. Сеченов изучал развитие органов чувств ребенка. И. М. Сеченов был убежден, что взаимодействие организма с внешней средой осуществляется с первых дней жизни младенца с помощью органов чувств. Он писал: «Все без исключения психические акты, не осложнённые страстным элементом, развиваются путём рефлекса». [9. 85 c.]

Их коллега учёный Н. И. Касаткин, обнаружил, что процесс созревания всех без исключения реакций ребенка раннего возраста происходит как результат их ответа на раздражители окружающей его среды. В процессе изучения этого явления он с другими учёными приходит к выводу, что на базе безусловных рефлексов, образуются первые условные рефлексы. [2].

В это же время М. М. Кольцова с другими учёными доказывают возможность формирования стереотипов у детей раннего возраста, которые как они считают, облегчают реагирование маленького ребёнка на внешние воздействия.

Научные исследования Н. М. Щелованова свидетельствовали об огромном достижении в области физиологии, что и было признано сообществом всего мира. Он и его коллеги в своих выступлениях говорили о том, что нужно активно включаться в развитие малыша с первых дней его жизни и не надо ждать, когда морфологически созреет мозг новорожденного ребёнка.

Он сделал важное научное открытие, он доказал, что функции полушарий головного мозга развиваются на протяжении жизни под влиянием внешних и внутренних раздражителей, а не фиксированы наследственно.

После Октябрьской революции в стране открываются первые приюты и ясли. В октябре 1917 г. Совет народных комиссаров издаёт декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. В самом первом документе по дошкольному образованию подчеркивалось, что «общественное воспитание должно начинаться с первого дня рождения». В декабре 1917 г. создаётся Отдел охраны материнства и младенчества.

В Москве в институте им. В. П. Лебедевой организуют отдел развития и воспитания детей.

Во время проведения 4 Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию вопрос о необходимости организованных занятий в дошкольных учреждениях и составлении специальной программы для детского сада активно обсуждался.

Но по вопросу обучения детей первых лет жизни в силу влияния теории свободного воспитания высказывались полярные мнения. Одни педагоги придерживались теории саморазвития. Они считали, что занятия с детьми следует начинать лишь после двух лет. Другие выступали за дозирование времени игры и количества игрушек.

Постановление 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» повлияло на организацию работы с детьми до трех лет.

В процессе накопления материала научных экспериментов педагогика раннего детства получала новые средства педагогического воздействия на ребёнка раннего возраста.

Известный учёный, профессор Н. М. Щелованов впервые в своих научных изысканиях применяет онтогенетический метод, и этот факт даёт право учёным теоретически обосновать необходимость воспитания ребенка раннего возраста с первых дней его существования.

После перевода клиники Н. М. Щелованова в 1931 году из Ленинграда в Москву он привлекает к работе прогрессивных ученых Н. И. Касаткина и Н. Л. Фигурина. Научное исследование Н. И. Касаткина и Н. Л. Фигурина о раннем формировании условных рефлексов стало теоретическим обоснованием необходимости воспитания детей раннего возраста с первых дней их жизни. Изучение проблемы формирования сна и бодрствования детей раннего возраста стало основой для построения возрастных режимов.

Целенаправленно Н. М. Щеловановым и его сотрудниками изучался вопрос о развитии движений детей. Благодаря этому исследованию было доказано что, развитие движений детей зависят от условий воспитания. На протяжении первого года жизни детей раннего возраста Н. Л. Фигурин и

М. П. Денисова ежедневно фиксировали особенности развития. Именно эти исследования стали основой работы «Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни», которой пользуются педагоги всех дошкольных учреждений в наше время.

В это же время коллеги профессора Н. М. Щелованова, Н. М. Аксарина, Е. К. Каверина, Р. Я. И др. занимались изучением деятельности детей в условиях дошкольного учреждения: они изучали игры детей раннего возраста, развитие и формирование их взаимоотношений, развитием речи.

В 1938 году комиссия во главе с Н. М. Щеловановым и Н. М. Аксариной обработала данные научных исследований и педагогической практики. На основании этих данных были выведены «Основные положения по воспитательной работе в яслях и домах младенца». Этот документ был первым в педагогической практике, направленным на создание единой системы общественного воспитания детей раннего возраста.

В конце 30-х г. профессор Н. М. Щелованов и профессор Н. М. Аксарина издали свой первый учебник «Воспитание детей раннего возраста в яслях». [11. c.9].

С 1950 г. работы отдела развития и воспитания детей раннего возраста под руководством Н. М. Щелованова, а затем Н. М. Аксариной, опираясь на физиологические исследования, разработали педагогическое обоснование основных вопросов развития и воспитания детей в дошкольных учреждениях: это режим, адаптация, самостоятельная деятельность детей.

В 1959 году вышло постановление «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», в нём говорилось об объединение двух типов детских учреждений — яслей и детских садов. Руководствуясь этим постановлением, Академия педагогических наук РСФСР и Академия медицинских наук СССР разработали общую программу воспитания детей от рождения до семи лет.

Под руководством профессора Н. М. Щелованова, и профессора Н. М. Аксариной была составлена программа по воспитанию детей раннего возраста от 1 до 3-х лет.

В новом дошкольном учреждение педагоги начали работать по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, обеспечивая целостность и непрерывность педагогического процесса на всем протяжении детства.

В 1969 г. был создан единственный в мире Институт дошкольного воспитания, руководила которым, член — корреспондентом АПН РСФСР, доктором педагогических наук А. П. Усова. В институте заработала лаборатория раннего возраста под руководством Е. И. Радиной.

Психологические исследования учёных А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др. дали возможность посмотреть на ребенка с позиций культурно-исторической концепции психического развития Л. С. Выготского.

Важное место в психологических исследованиях проблем раннего возраста в науке занимает школа М. И. Лисиной. Концепция генезиса общения ребёнка со взрослым М. И. Лисиной углубило понятие о ребенке, как об активно развивающейся личности в общественном пространстве.

«Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение — главнейший фактор общего психического развития детей» — пишет М. И. Лисина. [4 c.18–19]

Последователи М. И. Лисиной, Е. О. Смирнова, СЮ. Мещерякова, Г. Н. Галигузова, Н. Н. Авдеева, занимались вопросами становления личности ребенка, детско-родительскими отношениями на ранних этапах их развития.

Изменения, в обществе начатые в конце 80-х годах, затронули систему дошкольного образования, разработана новая Концепция образования, принят новый Закон РФ «Об образовании».

Впервые в России в 1996 г. опубликовано для родителей и педагогов учебно-методическое пособие «Кроха», это целостная научно обоснованная программа, авторами которой являются Г.Г Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др. — последователи научной школы Н. М. Аксариной. [1.с.11]

В 2001 г. разработана Концепция образования, обеспечивающая преемственность образования на всех ступенях. В её основу положены принципы демократизации и гуманизации, главный принцип обеспечение полноценности жизни ребёнка на каждом возрастном этапе.

На данном этапе развития науки в нашей стране «Уровень современных научных знаний о ребёнке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства». [7.c.7].

Литература:

1.                 Григорьева Г. Г. «Концептуальные основы программы воспитания детей раннего возраста «Кроха». Сборник статей и документов. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004–220 с.

2.                 Касаткин Н. И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста — Москва: Медгиз, 1951. — 98 с.

3.                 Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.:1980.-195с.

4.                 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986.— 144 с.

5.                 Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанов. Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.

6.                 Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н.и Запорожца А. В. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.: ил.

7.                 Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2005–168 с.

8.                 Павлова Л. Н. «Перспективные направления взаимодействия семейного и общественного воспитания детей раннего возраста». Сборник статей и документов. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004–220 с.

9.                 Сеченов И. М., Рефлексы головного мозга / Элементы мысли, СПб, «Питер», 2001 г., 416с.

10.             Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981 144с.

11.             Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, воспитание детей, первое, общественное воспитание детей, головной мозг, детский сад, дошкольное воспитание, дошкольное образование, маленький ребенок, научное открытие.

Похожие статьи

Особенности воспитания детей раннего возраста

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

Печора К. Л. развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Воспитание является очень ответственным процессом. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании. Воспитание как влияние на формирование личностных качеств фактически идет с первых месяцев жизни ребенка...

Проблема исследования раннего развития детей

Ключевые слова: раннее развитие ребёнка, методики раннего развития, дошкольное образование, гармоничное развитие личности.

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как... Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний...

детский сад, дошкольное образование, ребенок, учреждение...

Особенности воспитания детей раннего возраста. ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как...

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание1 (11) февраль 2017 г.

Обучать детей рисованию нужно с раннего возраста, то есть с двух — трех лет.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Новаторские идеи практика отечественного дошкольного...

дошкольное воспитание, детский сад, общественное воспитание.

Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте выступает новым шагом вхождения в окружающий мир.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности воспитания детей раннего возраста

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

Печора К. Л. развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Воспитание является очень ответственным процессом. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании. Воспитание как влияние на формирование личностных качеств фактически идет с первых месяцев жизни ребенка...

Проблема исследования раннего развития детей

Ключевые слова: раннее развитие ребёнка, методики раннего развития, дошкольное образование, гармоничное развитие личности.

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как... Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний...

детский сад, дошкольное образование, ребенок, учреждение...

Особенности воспитания детей раннего возраста. ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как...

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание1 (11) февраль 2017 г.

Обучать детей рисованию нужно с раннего возраста, то есть с двух — трех лет.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Новаторские идеи практика отечественного дошкольного...

дошкольное воспитание, детский сад, общественное воспитание.

Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте выступает новым шагом вхождения в окружающий мир.

Задать вопрос