Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Косникова Н. В., Лаптенок Т. С., Мусатова Н. А. Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 96-99. — URL https://moluch.ru/archive/181/46610/ (дата обращения: 19.04.2019).



На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области», которая создаёт оптимально-благоприятные условия для индивидуализации образования детей раннего возраста.

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму

Конфуций

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом детском саду необходимо создавать условия для полноценного индивидуально-личностного развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.

В рамках воспитательно-образовательного процесса – деятельность воспитателя должна быть направлена на содействие благоприятного процесса индивидуализации детей раннего возраста.

Одним из условий индивидуализации детей раннего возраста является качественно организованная предметно-пространственная среда в группе в соответствии с возрастом детей, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Предметно-пространственная среда является источником становления опыта ребенка, т. к. каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Основная часть. «В период от года до трех ведущей становится предметно‑манипулятивная деятельность. Это значит, что при благоприятных условиях ребенок будет активно осваивать мир, манипулируя (экспериментируя) с различными предметами. Одним из таких благоприятных условий является создание развивающего пространства.

Создать развивающее пространство для малыша от года до трех лет– значит сделать окружающий мир насыщенным» [2, c.13].

D:\ФОТОМОНТАЖ\ФОТО 2016 - 2017\c_c26c0c30716c1bd11378010f0d97fbfc.jpgРазвивающую среду в группе мы организуем так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Игровой материал систематически обновляется и усложняется. Мы стараемся обеспечить эмоционально-тёплую атмосферу в группе и формируем у детей положительное отношение к пребыванию в детском саду.

«Для благополучного развития ребенку необходимо не только выделять, обособлять себя от окружающих, но и идентифицировать себя со значимыми взрослыми, прежде всего с родителями. Именно им он подражает, когда «варит суп», «водит машину», «стирает», «вяжет носки» или «чинит компьютер». У ребенка формируется убеждение в том, что мир состоит из разных людей, и он – один из них; как и другие люди, он может совершать разные действия и испытывать разные потребности и эмоции» [2, с. 14].

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Для формирования у детей раннего возраста познавательно-поисковой активности мы в группе используем приемы, повышающих общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого:

- приемы эмоционально-речевого воздействия (комментирование всех действий с предметами, игрушками: молоток стучит – тук, тук; машина едет – би, би); изменение интонации, высоты голоса, ласковый взгляд и разговор, использование потешек, стихов, подвижных игр с речевым сопровождением и т. д.);

- приемы тактильного воздействия (поглаживания, прижатие к себе, демонстрация доброжелательного отношения к ребенку, ласковое обращение к ребенку по имени, зрительный контакт «глаза в глаза» и т. д.);

- приемы поощрения (похвала, возможность поиграть с новой игрушкой после занятия, иногда – долька мандарина или печенье и т. д.);

- приемы, привлекающие внимание ребенка (волшебные мешочки, сюрпризные моменты, различные механические игрушки, игрушки с музыкальным сопровождением, с различными звуковыми эффектами, включающие элементы новизны, неожиданности и т. д.);

- прием отсроченного речевого сопровождения;

- подхватывание встречных действий ребенка – манипуляций с предметом.

G:\для статей\DSC_0590.JPGПознавательная деятельность дошкольника обращается не только на внешний мир, но и на самого себя. Появляется инициативность: ребёнок учится сначала отделять себя от взрослого, противостоять ему, а потом строить партнёрские отношения. Потребность в реализации и утверждении своего «я» является доминирующей.

Цели и задачи организации работы в группе с детьми 1,5-3 лет

Педагогическая поддержка поисково – практической активности – готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками (вместе или рядом).

Стимулирование и поддержка развития пассивного и активного словаря, готовности ребёнка использовать речь для выражения своих желаний, чувств, состояний, обозначения действий, предметов.

Воспитание интереса и доброжелательного отношения к окружающим (людям, объектам природы и т.п).

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Воспитание интереса к разным видам двигательной активности. Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического благополучия.

G:\для статей\DSC_0586.JPGРаботая в группе раннего возраста формируем поисково-ориентировочные действия наводящими вопросами «Что это?, Что с этим можно делать?» Обучаем детей сравнивать и различать предметы в соответствии с их функциональным назначением, применяя такое же действие к другим сходным, но не одинаковым предметам;

Мы формируем у ребенка практическую направленность на свойства объектов, сопоставляя их с сенсорными эталонами: величина (большой – маленький, форма (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, цвет (красный, синий, желтый, зеленый, объем (шар, кубик, кирпичик, крыша);

Обучаем ребенка использовать предметов обихода по назначению, формируя у ребенка способы ориентировки (целенаправленные пробы, практическое «примеривание»), обучая умениям осуществлять действия с предметами-заместителями.

Формируем соотносящие действия используя такие игры «Спрячь зайку», «Собери бусы». Игровые задания: «Спрячь матрешку», «Собери паровозик» и др.

Задача таких игр – обучать ребенка соотносить обе части предмета в соответствии с их свойствами и качествами.

Формируем орудийные действия используя игры: «Причеши куклу», «Поймай рыбу», «Перелей воду из тазика в ведерко», «Из чего Маша будет пить?».

Задачи:

- закреплять у детей ранее усвоенные предметные действия;

- закреплять собственный опыт действий ребенка с предметами-орудиями, знаний о назначении предметов.

Приемы и направления работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста способствуют развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и к действиям с предметами; мотивируют к самостоятельным действиям с игрушками в соответствии с их функциональным назначением; положительно влияют на становление у детей ведущего вида деятельности (предметно-игровой, на развитие связной речи; способствуют появлению предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, самостоятельности в быту, овладении бытовыми навыками.

C:\Users\Metodist\Desktop\для статей\DSC_0622.JPGС большим удовольствием дети играют с водой. Вода совершенно уникальная среда. Она очищает, успокаивает, расслабляет, дарит возможные тактильные ощущения: может быть горячей, холодной, бежать тоненькой струйкой, или разлетаться в разные стороны весёлыми брызгами. А сколько положительных эмоций! С водой можно на ходу изобретать множество простых игр и забав. Такие игры дети придумывают сами. Игра «Хлоп – хлоп» – шлепаем ладошками по воде. Игра «Ручной дождик», «Волшебная лейка», «Бумажные рыбки», «Кораблик – плыви», «Тонет – не тонет»

C:\Users\Metodist\Desktop\для статей\DSC_0628.JPGИсследовательские игры с красками, бумагой. «Дождик капает», «Мышка пробежала». «Волшебные пальчики», «Кисточки- карандаши».

Этот вид деятельность особенно привлекает малышей. Краски радуют, дают возможность творить, исследовать, оставлять свой след на бумаге и на ладошках.

C:\Users\Sergey\Desktop\фотки\лето\SAM_8737.JPGПесочные игры, целью которых является так же тактильное восприятие, развитие мышления и восприятия, а также помогает снять эмоциональное напряжение, что очень важно в адаптационный период. На песке мы можем сделать отпечатки. Рисунки, спрятать игрушки и найти их. А так же вместо песка можем использовать пуговицы, горох, фасоль. бусины. Это такие игры «Секрет», «Волшебная пуговичка», «Яркая бусинка», «Путаница»

Игры с песком – это самая первая созидательная деятельность, которая позволяет проявлять выдумку, творчество и фантазию.

Игры с камушками – оказывают положительное эмоциональное влияние на детей.

Из камушков можно выкладывать дорожку разной длины, по размеру, по форме. Сложить узор.

«Для каждого человека взаимодействие с миром открывает множество возможностей. Сделал первые шаги – появилась возможность самостоятельно добраться до желаемого предмета, благодаря практическим действиям узнать его свойства и качества, найти способы использования.

Вступая в многоплановые отношения с окружающим миром, ребёнок учится, получает своё персонифицированное образование. Постепенно формируется и проявляется индивидуальный стиль его деятельности, вызревает интегральная индивидуальность личности. Сплав потенциальных и реализованных возможностей, результаты взаимодействия с миром у каждого ребёнка свои. Вместе они составляют сущность индивидуализации образования» [1, с.7].

Индивидуальный подход означает, что при ежедневном нахождении ребенка в группе мы учитываем потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Материалы и оборудование, которые находятся в группе, интерьер, способствует развитию каждого из детей, все предлагаемые виды деятельности учитывают уровни развития разных детей.

Ребёнок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут поняты и поддержаны, а его стремление познать окружающий мир и себя будет дополнено актуальной информацией – здесь и сейчас.

Литература:

  1. Михайлова – Свирская Л. В. «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Издательство Просвещение. М., 2015»
  2. «Развитие личности ребенка от года до трех. Издание третье»: Рама Паблишинг; Екатеринбург; 2014
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний возраст, окружающий мир, игра, детский сад, действие, предмет, группа, доброжелательное отношение, воспитание интереса.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, эмоционально-положительное отношение ко всему живому

У детей формируется доброжелательное отношение к живым существам.

Воспитание доброжелательности у детей старшего...

Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения друг к другу является на современном этапе одной из главных задач нравственного воспитания. В детском саду создаются все условия для реализации этой задачи.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

игра, ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, поведение детей, организация работы, задача развития, социально-коммуникативное развитие, разновозрастная группа.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые

— 368с. 2. Бабаева, Т. Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: автореф. дис... канд. пед. наук.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья...

Учимся общаться через игру (игры для детей раннего...)

Особую группу игр, способствующих развитию общения между детьми, составляют совместные игры с различными предметами и игрушками.

Необходимым условием организации всех игр является доброжелательное отношение

Аралова М. А. Игры с детьми раннего возраста.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, эмоционально-положительное отношение ко всему живому

У детей формируется доброжелательное отношение к живым существам.

Воспитание доброжелательности у детей старшего...

Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения друг к другу является на современном этапе одной из главных задач нравственного воспитания. В детском саду создаются все условия для реализации этой задачи.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

игра, ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, поведение детей, организация работы, задача развития, социально-коммуникативное развитие, разновозрастная группа.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые

— 368с. 2. Бабаева, Т. Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: автореф. дис... канд. пед. наук.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья...

Учимся общаться через игру (игры для детей раннего...)

Особую группу игр, способствующих развитию общения между детьми, составляют совместные игры с различными предметами и игрушками.

Необходимым условием организации всех игр является доброжелательное отношение

Аралова М. А. Игры с детьми раннего возраста.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера...

Задать вопрос