Приемы структурализации учебного материала | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кучкарова, Ф. М. Приемы структурализации учебного материала / Ф. М. Кучкарова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3769/ (дата обращения: 16.12.2024).

В данной статье изложена сущность структурализации учебного материала на основе принципа концентризма, рассмотрены аспекты умственной деятельности учащихся, которые находят свое выражение в умении сосредоточить внимание на опорных положениях представляемой информации.
В статье охарактеризованы приемы активизации внимания учащихся, описаны способы структурализации учебных материалов, способствующих оптимальному их усвоению.

Учителя средних общеобразовательных школ выполняют в комплексе три задачи:
  1. Обеспечение качественного усвоения учащимися большого объема знаний.
  2. Формирование основ целостного системного мышления учащихся.
  3. Создание оптимальных условий для умственного развития учащихся.
Исследования показывают, что любая деятельность требует глубоких раздумий, активного усвоения информации, качественного выполнения сложных операций, концентрированного внимания учащихся.
Эффективность деятельности учителя определяется тем, насколько он сумеет сосредоточить внимание учащихся на учебной проблеме, поэтому учителю следует обучить своих учеников умениям планировать и структурировать своё внимание. Для этого прежде всего требуется целенаправленная структурализация учебного материала.
Сущность структурализации заключается в том, чтобы после восприятия информации учащиеся смогли бы проектировать рабочий процесс. Изменение информации соответственно влечет за собой изменение учебного материала. При этом требуется распределение знаний и умений в зависимости от характера учебного материала.
Аспекты умственной деятельности учащихся находят свое выражение в следующем:
  1. Внимание учащихся к обобщенным учебным материалам — с помощью их развивается сознание учащихся и сосредоточивается внимание. В данных учебных материалах необходимо выделить объект, явление, доказательство. Учащимися воспринимается этот материал в обобщенном виде — как действие и его результат. В данном случае структурализация материала осуществляется путем метода распределения внимания.
  2. Важное значение имеет координация (приближение) внимания, когда все объекты или группы доказательств контролируются сознанием ученика.
  3. Отвлечение (отдаление) внимания от аргументов связано с подсознанием учащихся.
В этом случае в памяти учащихся сохраняется лишь сама информация.
Значение структурализации учебного материала на основе принципа концентризма состоит в том, что появляется возможность заложить необходимую информацию в обобщенном виде в учебный материал.
Данный учебный материал предназначен для любого ученика, но представлять его следует поэтапно. При отборе учебного материала и его структурализации необходимо опираться на следующие подходы:
  1. Сосредоточение всей информации в одном месте и представление её в качестве учебного материала.
  2. Расширение объёма учебных заданий и определение последовательности их расположения (введения). Первоначально представляются задания по работе с ключевой информацией, при этом требуется выделять типы заданий. Сконцентрировав внимание, учащиеся осмысливают опорные положения. При этом у учащихся развивается умение выделять позиции второго плана (менее главные). В процессе выполнения данных учебных заданий внимание учащихся распределяется, они сознательно планируют свою деятельность и управляют ею.
Основное условие структурализации учебной информации — материализация сведений (данных). При последовательном расположении информации необходимо предусмотреть два взаимно противоположных состояния:
  • с одной стороны, нужно сосредоточить всю информацию в одном месте;
  • с другой стороны, анализ информации в целом требует определенного напряжения.
В этой ситуации учащиеся испытывают затруднения в её усвоении. Поэтому приходится сокращать количество сопутствующих заданий.
Чтобы преодолеть указанные трудности всю информацию в форме учебного материала целесообразно представлять по частям (разделам). Структурализация учебного материала поможет учащимся акцентировать внимание на ключевых положениях и ускорить процесс работы с информацией (текстом).
Управлять своим вниманием в ходе практических работ учащимся помогут нижеперечисленные приёмы:
Первый прием.
  • концентрация внимания, его распределение дадут возможность учащимся выделить наиболее значимые мысли (положения первого уровня). Это поможет учащимся усвоить учебный материал и сохранить его в памяти. Например, на уроках родного языка можно пользоваться уже усвоенными знаниями, имеющимися природными языковыми умениями и привходящими извне опорными материалами. К ним относятся:
  • учебные материалы вербального характера: планы, тезисы, логические схемы, опорные слова или обозначения;
  • разного вида таблицы: план учебного материала, диаграммы, чертежи, схемы, статистические, хронологические таблицы;
Иллюстративные формы выражения: рисунки, портреты, плакаты, графики с рисунками и другие.
Строгий порядок расположения (структура) опорного учебного материала непосредственно связан с централизацией внимания учащихся и механизмами управления им. Опорные (ключевые) положения являются главным источником метода структурализации.
Второй прием — структурализация учебного материала. Проектирование содержания учебного материала и его классификация создают условия для расположения всех компонентов в конкретной логической последовательности, то есть материалы размещаются на основе принципа системности. Благодаря этому компоненты учебного материала: обоснование, явления располагаются в определенном порядке. И соответственно используются таблицы, рисунки, схемы, относящиеся к ним.
Первый и второй приемы используются во взаимосвязи, так как для того, чтобы определить опорные позиции, необходимо использовать дополнительную информацию и информацию «второго уровня», и тогда будет выстроена оптимальная структура учебного материала. В качестве вспомогательного источника могут применяться отдельные слова, термины, фразеологизмы, устойчивые словосочетания, которые облегчают понимание главной мысли.
Для решения названных выше задач применяется также технология визуализации учебного материала. Чтобы представить учащимся материал в визуальной форме, нужно предварительно подготовить учащихся к такой форме восприятия, то есть создать специальные условия для зрительного восприятия и знать его особенности. Визуализация учебного материала на первоначальном этапе протекает в форме восприятия образов.
Представляемые материалы всех типов даются в миниатюрной модели, что помогает учащимся получить представление о явлении, личности, процессе. Изучение текста, его усвоение, размышления есть этап создания образных представлений. В необходимых ситуациях, для более глубокого проникновения в текст можно обратиться к другим приемам. Однако качество и прочность усвоения образов значительно усиливается при использовании изображения. Создание образного представления — чрезвычайно сложный педагогический процесс, и учащихся надо вводить в него постепенно, ступень за ступенью.
При создании модели учебного материала применяется составление технологических карт, группировка материала, изобразительные схемы, связанные с его содержанием.
Важно придерживаться в данном процессе определенных установок:
  • большие по объему учебные материалы связаны с трудностями их запоминания;
  • учебные материалы, занимающие немного места и расположенные в определенной системе, усваиваются и запоминаются легче;
  • учебные материалы, разделенные на значимые части, успешно усваиваются.
Использование визуального способа представления учебных материалов выполняет не только иллюстративные, но и когнитивные функции. В процессе усвоения учебных материалов обеспечивается развитие образного мышления, создаются возможности для систематизации опорных понятий и усвоения системных знаний.

Литература:
  1. Сафарова Р., Рихсиева М. Умумий ўрта таълим мактаблари дарсликларининг янги авлодига қўйиладиган талаблар / Методик қўлланма. –Т.: ЎзПФИТИ, 2001. 28-б.
  2. Усова А. В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: Учебное пособие к спецкурсу. Челябинск: ЧГПИ, 1986. 88-с.
  3. Сафарова Р. Г., Иноятова М. ва б. Ўқув материалларини концентризм тамойили асосида танлашга оид дидактик ёндашувлар — Тошкент: “Fan va texnologiya”, 2012, 72 б.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, материал, учащийся, внимание, внимание учащихся, информация, обобщенный вид, основа принципа, умение, умственная деятельность учащихся.