Анализ времени, затрачиваемого на освоение материала в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 336 раз

Библиографическое описание:

Бронов, С. А. Анализ времени, затрачиваемого на освоение материала в вузе / С. А. Бронов, А. В. Мартынов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38162/ (дата обращения: 22.12.2024).



Учебный план — это сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.

В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, победившая концепция формирования содержания. Он разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору). В большинстве стран учебные планы разрабатываются и утверждаются центральными органами просвещения. Типовые учебные планы не всегда подходят для новых типов учебных заведений (гимназий, лицеев), которые могут разрабатывать свои собственные документы. [3]

Понятие «Дидактическая единица» не имеет нормативного определения, это понятие находится в сфере педагогической науки. Однако, анализируя нормативно-правовые акты, содержащие ссылки на данное понятие, можно сформулировать следующее определение. Дидактическая единица — элемент содержания учебного материала, изложенного в виде утвержденной в установленном порядке программы обучения в рамках определенной профессиональной дисциплины или общеобразовательного предмета. Дидактическая единица — одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению в процессе подготовки специалистов, обучающихся по данной дисциплине (предмету). При разработке примерного содержания учебной дисциплины рекомендуется по каждой учебной теме (разделу) указывать — номер и наименование темы (раздела) (в соответствии с примерным тематическим планом); — обобщенные требования к знаниям и умениям студентов; — содержание учебного материала (дидактические единицы); — лабораторные и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование). (Письмо Министерства образования РФ от 31 января 2002 г. N 18–52–116ин/18–15 «О рекомендациях по разработке примерных программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования» Дидактические единицы служат ориентиром для сравнения учебных программ тех или иных учебных заведений с целью установления преемственности содержания образования. Структура дидактической единицы рассматривается сквозь призму трех составляющих учебной программы:

‒ теоретическая, формирующая мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к предмету изучения;

‒ практическая;

‒ контрольная, определяющая дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности обучающихся. (Физическая культура. Примерная учебная программа для высших учебных заведений, утв. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26 июля 1994 г. 777)

Допускается создание учебника по отдельному курсу (части учебной дисциплины) при условии, что этот курс входит самостоятельной дидактической единицей в примерный учебный план и для него разрабатывается учебная программа (Письмо Министерства образования РФ от 23 сентября 2002 г. 27–55–570/12) В качестве примера разбивки дисциплины на дидактические единицы приводится один из элементов Обязательного минимума содержания дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании», обеспечивающий получение дополнительной квалификации «Менеджер образования». ОПД.01. Экономическая теория. Предмет экономической науки; введение в экономику; основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты; введение в макроэкономику; деньги, денежное обращение и денежная политика; национальный доход, совокупные расходы, спрос, предложение, ценовый уровень, фискальная политика; макроэкономические проблемы инфляции и безработицы; основные макроэкономические школы и др. (Государственные требования к минимуму содержания программ и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования» (для руководителей органов управления образованием субъектов российской федерации и местных (муниципальных) органов управления образованием), утв. Заместителем Министра образования Российской Федерации Ю. В. Шленовым 14 ноября 2003 года ГТППК 30/36).

Ответ дан по состоянию законодательства на 01.08.2005 [9]

В соответствии с учебным планом на каждый семестр выделяется определенное количество часов на лекции и самостоятельные занятия. Такое планирование учебного времени не учитывает время на повторное освоение не освоенных дидактических единиц, которое заключается в поиске этих единиц, предоставлении повторного материала по данным единицам, и повторной проверке освоенности дидактических единиц.

Необходимо закладывать время не только на освоение основного материала, но и на возможное повторное его освоение, в случае, если какие-то из дидактических единиц не были освоены за основное время. Так как, студенту придется проходить дополнительные тесты, для определения не освоенных дидактических единиц, а после подобрать соответствующий материал, и повторно его освоить. Для подтверждения окончательного освоения материала, студенту вновь необходимо будет пройти тестирование, что также необходимо учитывать

Поскольку, учебный материал представляет собой тот же набор дидактических единиц, то можно полностью сократить время на поиск учебного материала для восполнения пропущенной дидактической единицы, за счет составления структуры учебного материала.

Для составления структуры материала, необходимо определить все дидактические единицы, см входящие в учебный материал (лекцию, практику) и разбить их по группам, причем можно это сделать в различных масштабах. Каждая группа будет представлять определенный кусок материала. Причем, группа дидактических единиц, это не просто хаотичный набор единиц, а наоборот, это набор именно взаимосвязанных дидактических единиц. Таким образом, после установления ветки не освоенных дидактических единиц, она будет представлять ту же группу, которая входит в определенный материал, что означает, что структура не освоенных дидактических единиц, будет совпадать со структурой материала.

Рис. 1. Пример дидактических единиц первой главы [2]

Структуру материала можно представить в виде блочной схемы, в которой есть входы и выходы, в зависимости от различных входов, будет изменяться и выход материала. К примеру, в более масштабном плане, структуру материала можно представить в виде набора дидактических единиц. представленный на Рисунке 1:

На Рисунке. 2 в качестве входных дидактических единиц выступают единицы: 11, 12, 16, 20, а на выходе, при такой комбинации, появляется 21 единица. Это означает, что в данном материале, содержится информация, оперирующая 4 дидактическими единицами, и позволяющая говорить о получении знаний по 21 дидактической единице.

Рис. 2. Структура материала на основе дидактических единиц

Имея такую структуру, материал становится более гибким, и может подстроиться под любые нужды студентов и преподавателей. На пример, одна и та же теорема при различных входных параметрах, может на выходе иметь различные доказательства, что подразумевает наличие двух подготовленных материалов, для той ситуации, когда студент не знает доказательство при определенных входных параметрах.

Такой подход может применяться и к различным комбинациям дидактических единиц. Например, если на вход блок схемы материала подать дидактические единицы: 8,9,10,13,15 то на выходе могут быть дидактические единицы с номерами: 12,14,16. При такой ситуации, можно говорить, об укрупненном материале, тогда, возможно имеет смысл, иметь более конкретный материал укрупненного материала, который бы отсекал такую вариативность выходов, и всегда бы имел один выход.

Рассматривая материал с такой точки зрения, имеет смысл в более наглядном представлении материала, через список, в котором бы имелась информация о входных выходных дидактических единицах, о различных коэффициентах, времени изучения каждой дидактической единицы, важности дидактической единицы, а так же различные коэффициенты из учебного плана.

В качестве примера, рассмотрим всю схему дидактических единиц, приведенных на Рисунке 2, в качестве единого материала.

Таблица 1

Представление материала в виде списка

Д.Е.

Времянаизучение

Коэффициент весаД.Е.

Количество входныхД.Е.

Д.Е. вх.

1

0.3

1

0

2

1

1

0

3

1.1

11

0

4

0.2

1

1

5

0.3

1

1

6

0.1

1

1

7

0.5

1

1

8

0.6

2

1

9

0.8

2

1

10

0.9

1

1

11

0.1

1

6

12

0.2

1

4

13

1

2

1

14

1.5

1

4

15

0.6

1

0

16

0.6

1

2

17

0.8

1

1

19

1

1

1

20

1

1

2

Д.Е. вых.

21

6,6

0

4

В таблице 1 колонка «Время на изучение», приведена в качестве примера и не является иллюстрацией действительного времени на изучение.

Используя подобную структуру материала, можно сократить время на поиск материала, для покрытия не освоенных дидактических единиц. Но также важно время, которое будет затрачено на освоение данного материала и повторное прохождение теста, для проверки знаний по не освоенным единицам.

Таким образом, итоговое время на освоение материала будет складываться, из времени предназначенного для первого прохождения материала, времени для тестов по проверке пройденного материала, времени для тестов, предназначенных для нахождения не освоенных дидактических единиц, времени для повторного освоения материала и времени для повторного тестирования по не освоенным дидактическим единицам.

Время для первого освоения материала, и проведения проверочных тестов по материалу, закладывается в учебном плане. Что касается остального времени, то в настоящий момент, оно полностью перекладывается на плечи студента. Такой подход не гарантирует, что студент в результате освоит пропущенные дидактические единицы, что не исключает фактор везения при повторном прохождении проверочных тестов. В результате, это может привести к выпуску специалиста, не полностью квалифицированного в своей специализации, данный факт противоречит цели обучения в ВУЗЕ, которая заключается именно в выпуске квалифицированных, грамотных специалистов в своей области. Например, хирург, который не освоил анатомию человека в полной мере, но, при этом, вышедший из вуза с дипломом, может в течение своей карьеры допустить серьезную ошибку, которая повлияет на жизнь другого человека.

Исходя из цели обучения в вузе, имеет смысл учитывать и контролировать время для поиска не освоенных дидактических единиц, для повторного прохождения материала, и время на повторное тестирование, не освоенных дидактических единиц, что сводит к минимуму выпуск не грамотных специалистов.

Литература:

  1. В. Е. Пешкова. Педагогика Часть 4. Теория обучения (дидактика) учеб. пособие для студ. вузов. — 2010: Майкоп, 2010. — 149 с.;
  2. Карчевский Е. М., Карчевский М. М. Лекции по линейной алгебре и аналитической геометрии Учеб. пособие. — 2012: Казанский Университет, 2012. — 303 с.;
  3. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов. — 2004: М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.;
  4. В. В. Конев Векторная. Алгебра: учеб. пособие для студ. вузов. — 2008г: Томский политехнический университет, 2008г. — 34 с.;
  5. В. Е. Пешкова. Педагогика Часть 6. Педагогическая информатика (дидактика) учеб. пособие для студ. вузов. — 2010: Майкоп, 2010. — 151 с.;
  6. Голованова Ю. В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 422–437;
  7. М. В. Кондурар. Понятие компетенция и компетентность в образовании // 2011. — 2011. — № 2(5). — С. 212–220.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 9.10.2016);
  9. Дидактическая единица // Дистанционное обучение ВСГАКИ. URL: http://cdo.vsgaki.ru/mod/glossary/showentry.php?courseid=1&concept= %D0 %94 %D0 %B8 %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %BA %D1 %82 %D0 %B8 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F+ %D0 %B5 %D0 %B4 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %86 %D0 %B0 (дата обращения: 10.01.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): единица, дидактическая единица, учебный материал, учебный план, время, структура материала, материал, повторное тестирование, Российская Федерация, учебная дисциплина.


Похожие статьи

Анализ времени, необходимого на освоение неосвоенных дидактических единиц

Анализ факторов синдрома эмоционального выгорания у преподавателей медицинского института

Современные технологии эффективного усвоения учебного материала на уроках кубановедения

Формирование творческих способностей студентов в процессе обучения в техническом вузе

Внеаудиторное творческое задание как метод обучения в вузе

Роль преподавателя физической культуры в образовательном пространстве университета

Цели и пути повышения эффективности образовательного процесса в вузе

Представления студентов о профессионально важных качествах психолога в процессе обучения в вузе

Сравнительная характеристика субъектной позиции будущих педагогов, обучающихся в ссузе и вузе

Обоснование выбора технологий для дистанционного сопровождения образовательного процесса в вузе

Похожие статьи

Анализ времени, необходимого на освоение неосвоенных дидактических единиц

Анализ факторов синдрома эмоционального выгорания у преподавателей медицинского института

Современные технологии эффективного усвоения учебного материала на уроках кубановедения

Формирование творческих способностей студентов в процессе обучения в техническом вузе

Внеаудиторное творческое задание как метод обучения в вузе

Роль преподавателя физической культуры в образовательном пространстве университета

Цели и пути повышения эффективности образовательного процесса в вузе

Представления студентов о профессионально важных качествах психолога в процессе обучения в вузе

Сравнительная характеристика субъектной позиции будущих педагогов, обучающихся в ссузе и вузе

Обоснование выбора технологий для дистанционного сопровождения образовательного процесса в вузе

Задать вопрос