Формирование мыслительных процессов у младших школьников
Автор: Меньшенина Любовь Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 02.02.2016
Статья просмотрена: 4982 раза
Библиографическое описание:
Меньшенина, Л. А. Формирование мыслительных процессов у младших школьников / Л. А. Меньшенина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 165-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9479/ (дата обращения: 22.12.2024).
Модернизация общего образования повлекла за собой модель новой начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Приоритетной целью образования в современной школе стало развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Сущность обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т. к. обучается ради самоизменения. Обучение в начальной школе должно сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению и в последующие годы создать условия для ее максимальной реализации. Процесс мышления чаще всего рассматривается как движение от незнания к знанию, от непонятного к понятному, от неотчетливого к ясному, отчетливому. Но это одна сторона полноценного процесса мышления. Вторая его сторона состоит в противоположном движении " от понятного к непонятному». Правильно построенный процесс мышления характеризуется тем, что возникновение неясных знаний, догадок, вопросов обгоняет процесс формирования ясных знаний. В этом суть саморазвития процесса мышления. Такие основания требуют кардинального изменения всей логики построения обучения и форм взаимодействия учителя и ученика. Главной задачей становится раскрытие принципов действий, и тогда единственно возможным типом активности является деятельность. Естественно, процесс этот развернут во времени, и наиболее четкие итоги могут быть зафиксированы только к концу начального обучения, но для организации эффективного хода формирования мыслительной деятельности учителю важно видеть каждого ученика на всех этапах работы с ним.
Умение анализировать и синтезировать, сравнивать, упорядочивать, классифицировать предметы и понятия, давать определение понятий, подводить итог под понятие, логически правильно рассуждать, делать умозаключения -необходимы на уроке и на любом предмете. В процессе обучения важно эти свойства мышления развивать, как необходимые для решения и теоретических, и практических задач. Одним из важнейших условий построения обучения, которое способствовало бы развитию является пробуждение самостоятельной мысли ребенка, побуждение его к поиску самостоятельных решение вопросов, возникающих перед ним в процессе учения.
На важную роль мыслительных процессов указывали многие психологи. С. Л. Рубинштейн отмечал, что за усвоением знаний стоит процесс мышления. Над этой проблемой работал В. В. Давыдов [Основные проблемы развития мышления в процессе обучения], П. Я. Гальперин [Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий] и другие.
Педагогический опыт показывает, что само по себе содержание образования — без специального формирования приемов мыслительной деятельности- не может в нужной мере развивать мышление учащихся. Оно создает лишь предпосылки, а реализовать их может педагог с помощью специальной методики, в основе которой лежат последовательность, поэтапность, системность формирования мыслительных процессов. Я убеждена, что если пользоваться специально разработанной системой научно обоснованных мер по формированию мыслительных процессов у младших школьников, то можно у большинства учащихся сформировать процессы мыслительной деятельности. Особенность мышления начальных классов — взаимодействие 3-х форм мышления: наглядно-действенное: наглядно-образное, словесно-логическое.
Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.
Мышление — обобщенное и опосредованное отражение действительности. (схема 1)
Суждение- простой акт мышления, основа понимания.
Сложной формой мышления является- умозаключение.
На основе суждений и умозаключений выделяется ряд умственных мыслительных процессов:
Анализ — мыслительное расчленение предмета, явления, понятия и выделение его отдельных частей, признаков, свойств.
Синтез — мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Сравнение -установление сходства и различия между предметом или явлением действительности.
Умение выделять главное.
Умение обобщать.
Особенности мышления учащегося характеризуются:(схема 2)
Мышление играет важную роль в наших каждодневных попытках адаптироваться в реальной жизни. Мышление школьников можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков. Необходимо учить учащихся самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации. В педагогике «знание» рассматривается в двух аспектах: как содержание образования и результаты освоения школьниками этого содержания.
- 1 Самым простым видом знаний являются факты. Они могут быть получены в результате наблюдения, эксперимента, восприняты из других источников. Факты являются базой для возникновения ассоциаций.
- В процессе обучения учащиеся овладевают множеством представлений. Формированию представлений способствую экскурсии, наблюдения, опыты, и другое.
- Наиболее важную роль имеют понятия- форма мышления, отражающая общие существенные признаки предметов. Понятие образуется в результате мыслительной деятельности, с помощью операций -анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, умозаключений и выводов.
- Особую роль в формировании мышления школьников играют законы и закономерности.
Этот вид знаний связывает:
Таким образом прослеживается структура знаний.
Факты
Представления
Понятия
Законы и закономерности
Идеи
Теория
Осмысление является основой усвоения знаний.
Умственная деятельность -логическая операция, или совокупность логических операций, подчиненная разрешению задач, определенного класса.
К основным процессам умственной деятельности относятся:
- Выделение главного.
- Сравнение.
- Обобщение и систематизация.
- Конкретизация.
- Определение и объяснение понятий.
- Доказательство и опровержение.
- Моделирование.
- Системный подход.
Структурная модель тактических способов учебной деятельности(схема 3)
- Анализ-расчленение предмета, явления, понятия и выделение его отдельных частей, признаков, свойств.
Уровни анализа:
- Эмпирический (стихийно), догадался или нет.
- Элементарно- теоретический(простое разделение информации на части, надо знать сущность явления)
- Структурно-генетический.
Виды анализа:
поэлементный (эмпирический)
целостный (требует знания законов, теории, рассматриваются связи)
проблемный (выдвигается проблема)
В процессе анализа информация предстает перед учеником уже как совокупность (структура) различных по важности положений.
Выделение главного.
Выделение главного имеет свою специфику в зависимости от структуры учебного текста и этапа учебного процесса. Существует последовательность действий при выделении главного.
- Определить предмет мысли.(о чем идет речь)
- Найти ключевые слова и понятия.
- Отделить главное от второстепенного.(сортировка материала)
- Обозначить опорные пункты(зафиксировать)
- Озвучить главное.
Сформированное умение выделять главное создает прочную основу для усвоения других способов мыслительной деятельности- сравнения и обобщения.
Сравнение -логический прием, лежащий в основе суждения о сходстве и различии объектов.
Существуют требования к объектам сравнения:
- Сравнивать только однородные объекты.
- Сравнение начинать с двух объектов, постепенно увеличивая их количество.
- Сравнение всегда целенаправленно, осуществляется под определенным углом зрения.
Сравнение может быть полное и частичное и проводится на всех этапах познания. Сравнение связано в учебном познании со всеми основными приемами умственной деятельности.
Обобщение -сложный прием умственной деятельности, который предполагает умение анализировать, сравнивать, абстрагировать, выделять главное.
По особенностям познавательной деятельности различают 2 типа обобщения: эмпирическое и теоретическое.
Эмпирическое обобщение заключается в формировании внешних данных признаков с целью выделения общего признака.
Теоретическое обобщение осуществляется на основе анализа, синтеза и движения абстрактного к конкретному. Явления рассматриваются в развитии, взаимосвязи и зависимости в борьбе противоположностей. В результате такого обобщения формируется система понятий.
Обобщить — значит мысленно выделить и объединить общие, существенные признаки объектов.
Правило- ориентир для эмпирического обобщения (В.Ф..Паламарчук)
Умение обобщать знания с помощью определенных методов и приемов работы обозначает, что мышление школьника приобрело такое качество, как системность.
Таким образом можно сделать вывод:
- Воспитание активной жизненной позиции, научного мировоззрения учащихся органически связано с формированием процессов мыслительной деятельности, развитием и совершенствованием всех качеств ума.
- Мыслительные процессы можно сформировать лишь при прочной основе знаний, умений и навыков.
- Только через четкую структуру знаний можно организовать процесс обучения, позволяющий формировать процессы мыслительной деятельности.
- Основа усвоения знаний — осмысление, которое предполагает осознание целей и освоение тактическими (С1,А,Ср,Гл,С2,Об) и стратегическими (моделирование) приемами, способами учебных действий.
Литература:
- Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А. Г. Асмолова. — М., Просвещение, 2009.
- Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка/ П. Я. Гальперин.-М.,1985
- ДавыдовВ. В. Проблема развивающего обучения/В. В. Давыдов.-М.,2003.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К.Селевко. -- М., 1998.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М. Академия, 2003.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — М., Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)