Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности метода визуализации учебной информации

Педагогика
17.01.2023
1397
Поделиться
Библиографическое описание
Середа, Д. Е. Особенности метода визуализации учебной информации / Д. Е. Середа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99026/.


Встатье рассматриваются базовые положения о визуализации учебной информации, предоставляются характеристики визуальной информации, ее свойства и условия формирования.

Ключевые слова: информация, визуальная информация, образное мышление, образовательный процесс, учебная информация, процесс обучения, форма мышления, действие, знание, схема.

В настоящее время вся информация, в основном, преподносится посредством метода визуализации при этом в современном обществе формируется новая культура, в которой визуализация выступает главным принципом коммуникации и донесения информации. Так, еще в начале XXI века выдающийся специалист в области компьютерных технологий Джей Болтер подчеркивал важность осознания и развития визуальных средств коммуникации, особенно в образовательном процессе, поскольку сочетание различных способов представления учебной информации развивает когнитивные стили не только передачи этой информации, но и ее восприятия [1, с. 2]. Это объясняется тем, что визуальная информация обрабатывается правым полушарием и, взаимодействуя с вербальной, развивает межполушарные связи и в целом «пластичность» мозга, что следует учитывать и использовать в образовательном процессе, как и то, что благодаря этому явлению современные обучающиеся не приемлют формальные подходы к обучению [2, с. 52].

Важным фактором изменений в современном информационном пространстве выступает смена приоритетов в социальном, рабочем и личном общении, которое характеризуется увеличивающимся преобладании визуальной информации над вербальной. В практическом отношении все это приводит к новым требованиям, таким как написание новых визуализированных учебников, пособий, тренажёров и т. п.

Важно отметить, что главным видом восприятия является зрительное, что приводит как к развитию традиционно — наглядных, так и инновационных методов, позволяющих активизировать работу зрения в процессе обучения. До 90 % информации человек получает через зрительный канал, поэтому в современной науке принято различать визуальное, наглядно — действенное и наглядно — образное мышление. Форму мышления как способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования можно назвать визуальным мышлением (от лат. visualis — зрительный). Основой такой формы мышления выступает наглядно — действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно — практических и чувственно-практических действий свойствам объектов, формируются внешние перцептивные действия, а в дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. [4, с. 121].

Наглядно-действенное мышление представляет собой совокупность методов и процедур решения практических задач при условии, что мы визуально наблюдаем ситуацию и совершаем действия с использованием представленных в ней объектов.

Визуально- образное мышление включает в себя ряд методов и процессов воображаемого решения проблем, визуального представления ситуаций и манипулирования изображениями составных объектов без фактического выполнения каких-либо реальных действий. Такой способ мышления позволяет в совершенстве воспроизвести все различные реальные характеристики предмета.

Эффективность визуализации и, следовательно, применимость полученных знаний зависит от многих факторов, таких как выбор метода визуализации (таблицы, схемы и т. д.), ясность причин и целей этой связи. Интеллектуальный потенциал получателя (способность мыслить абстрактно и логически), опыт работы в конкретной области, способность к обучению и мотивация.

Визуализация облегчает восприятие знаний, позволяет рассматривать проблемы с разных сторон, облегчает процесс обучения за счет интеграции полученных знаний в существующие структуры знаний, стимулирует логическое и ассоциативное мышление учащихся.

На практике используются более сотни методов визуального структурирования — от традиционных диаграмм и графов до «стратегических» карт (roadmaps), лучевых схем-пауков (spiders), каузальных цепей (causal chains) и интеллектуальных карт (mind maps).

Структурно -логическая схема обладает наибольшей информативностью и универсальностью. Этот метод организации и визуализации учебной информации и основан на выявлении значимых связей между элементами при переводе языковой информации в невербальную (визуальную) и синтезе целостной системы элементов знаний.

Согласно достижениям нейропсихологии «обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей» [4, с. 123].

Процесс изучения нового материала можно описать как восприятие и переработку новой информации с использованием усвоенных психических функций и соотнесение их с известными учащимся понятиями и способами действия. Информация, поступающая в мозг по разным путям, концептуализируется и организуется, образуя в уме концептуальную сеть. Новая информация включается в существующие когнитивные схемы, трансформируя их и формируя новые когнитивные схемы и психические функции. При этом осуществляется связь между известными понятиями и новыми знаниями, сопровождающаяся появлением новых знаний [Лозинская, 2014, 81].

По мнению психологов, когда знания и навыки «отпечатываются» в системе зрительно-пространственной памяти, новая информация лучше усваивается и запоминается, поэтому представление материала в структурированном формате может помочь усвоить новые знания, а работа усваивается быстрее и лучше с ними [5, с. 77].

Визуализация материала открывает возможность не только быстрого усвоения и воспроизведения материала, но и применения схем для оценки степени усвоения изучаемого предмета. При визуализации учебного материала следует учитывать, что зрительные образы могут укорачивать цепь словесных рассуждений, составляя схематические образы большей «способности» интегрировать информацию. В процессе освоения учебно-методического материала звенья логической цепи при необходимости полностью восстанавливаются обучающимся. Посредством словесно-логического или линейно-письменного опознания учащийся получает более точную информацию, но из-за ослабленной направленности внимания в памяти сохраняется только 20 % и имеется возможность в последствии вспомнить исходную информацию. Мы больше слышим на уроках и читаем в учебниках, чем видим. Хотя и используется зрительно-трансляционный метод подачи информации, полученные данные представляют собой зрительный образ в памяти учащихся., содержит важную информацию в сжатой форме.

В повседневной жизни люди зависят от ментальных структур, моделей, карт и схем того, как устроен мир, чтобы организовать свое восприятие событий и определить стратегии следующих действий для достижения своих целей. Эти модели составляют большую часть бессознательных структур, лежащих в основе нашего сознательного мышления и принятия решений. Большое разнообразие структурно-логических схем позволяет, во-первых, преподавателям варьировать способ подачи материала, а во-вторых, учащимся находить наиболее комфортный способ запоминания и усвоения полученных знаний.

Можно сделать вывод, что визуальное представление информации является наиболее эффективным способом общения, понимания и последующего использования полученных знаний. С помощью средств визуализации можно использовать конкретные методы управления учебной деятельностью и влиять на деятельность. Саморегуляция в обучении учащихся. Использование систематических и грамотных приемов визуализации позволяет вывести учащихся на более высокий уровень познавательной деятельности и стимулировать овладение предметным содержанием с элементами творчества.

Литература:

1. Болтер Д. Изучение и изменение мира средств массовой информации // Гуманистические перспективы в технологическом мире. Джорджия: Технологический институт Джорджии, 2014. С. 211–215.

2. Катханова Юлия Федоровна, Корзинова Елена Игоревна, Игнатьев Сергей Евгеньевич Визуализация учебной информации как педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. № 4 (228). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-uchebnoy-informatsii-kak-pedagogicheskaya-problema

3. Лозинская Анна Михайловна Фреймовое структурирование содержания обучения физике в рамках модульной технологии // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/freymovoe-strukturirovanie-soderzhaniya-obucheniya-fizike-v-ramkah-modulnoy-tehnologii

4. Полякова Евгения Вадимовна Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sposobov-i-metodov-vizualnogo-myshleniya-v-sovremennom-obrazovanii

5. Хакимова, Л. Г. Визуализация учебного материала / Л. Г. Хакимова, О. А. Горлицына // Педагогический журнал Башкортостана. — 2012. — № 4(41). — С. 76–84. — EDN PJDVLP.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
информация
визуальная информация
образное мышление
образовательный процесс
учебная информация
процесс обучения
форма мышления
действие
знание
схема
Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 283-285):
Часть 4 (стр. 225-299)
Расположение в файле:
стр. 225стр. 283-285стр. 299

Молодой учёный