Встатье рассматриваются базовые положения о визуализации учебной информации, предоставляются характеристики визуальной информации, ее свойства и условия формирования.
Ключевые слова: информация, визуальная информация, образное мышление, образовательный процесс, учебная информация, процесс обучения, форма мышления, действие, знание, схема.
В настоящее время вся информация, в основном, преподносится посредством метода визуализации при этом в современном обществе формируется новая культура, в которой визуализация выступает главным принципом коммуникации и донесения информации. Так, еще в начале XXI века выдающийся специалист в области компьютерных технологий Джей Болтер подчеркивал важность осознания и развития визуальных средств коммуникации, особенно в образовательном процессе, поскольку сочетание различных способов представления учебной информации развивает когнитивные стили не только передачи этой информации, но и ее восприятия [1, с. 2]. Это объясняется тем, что визуальная информация обрабатывается правым полушарием и, взаимодействуя с вербальной, развивает межполушарные связи и в целом «пластичность» мозга, что следует учитывать и использовать в образовательном процессе, как и то, что благодаря этому явлению современные обучающиеся не приемлют формальные подходы к обучению [2, с. 52].
Важным фактором изменений в современном информационном пространстве выступает смена приоритетов в социальном, рабочем и личном общении, которое характеризуется увеличивающимся преобладании визуальной информации над вербальной. В практическом отношении все это приводит к новым требованиям, таким как написание новых визуализированных учебников, пособий, тренажёров и т. п.
Важно отметить, что главным видом восприятия является зрительное, что приводит как к развитию традиционно — наглядных, так и инновационных методов, позволяющих активизировать работу зрения в процессе обучения. До 90 % информации человек получает через зрительный канал, поэтому в современной науке принято различать визуальное, наглядно — действенное и наглядно — образное мышление. Форму мышления как способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования можно назвать визуальным мышлением (от лат. visualis — зрительный). Основой такой формы мышления выступает наглядно — действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно — практических и чувственно-практических действий свойствам объектов, формируются внешние перцептивные действия, а в дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. [4, с. 121].
Наглядно-действенное мышление представляет собой совокупность методов и процедур решения практических задач при условии, что мы визуально наблюдаем ситуацию и совершаем действия с использованием представленных в ней объектов.
Визуально- образное мышление включает в себя ряд методов и процессов воображаемого решения проблем, визуального представления ситуаций и манипулирования изображениями составных объектов без фактического выполнения каких-либо реальных действий. Такой способ мышления позволяет в совершенстве воспроизвести все различные реальные характеристики предмета.
Эффективность визуализации и, следовательно, применимость полученных знаний зависит от многих факторов, таких как выбор метода визуализации (таблицы, схемы и т. д.), ясность причин и целей этой связи. Интеллектуальный потенциал получателя (способность мыслить абстрактно и логически), опыт работы в конкретной области, способность к обучению и мотивация.
Визуализация облегчает восприятие знаний, позволяет рассматривать проблемы с разных сторон, облегчает процесс обучения за счет интеграции полученных знаний в существующие структуры знаний, стимулирует логическое и ассоциативное мышление учащихся.
На практике используются более сотни методов визуального структурирования — от традиционных диаграмм и графов до «стратегических» карт (roadmaps), лучевых схем-пауков (spiders), каузальных цепей (causal chains) и интеллектуальных карт (mind maps).
Структурно -логическая схема обладает наибольшей информативностью и универсальностью. Этот метод организации и визуализации учебной информации и основан на выявлении значимых связей между элементами при переводе языковой информации в невербальную (визуальную) и синтезе целостной системы элементов знаний.
Согласно достижениям нейропсихологии «обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей» [4, с. 123].
Процесс изучения нового материала можно описать как восприятие и переработку новой информации с использованием усвоенных психических функций и соотнесение их с известными учащимся понятиями и способами действия. Информация, поступающая в мозг по разным путям, концептуализируется и организуется, образуя в уме концептуальную сеть. Новая информация включается в существующие когнитивные схемы, трансформируя их и формируя новые когнитивные схемы и психические функции. При этом осуществляется связь между известными понятиями и новыми знаниями, сопровождающаяся появлением новых знаний [Лозинская, 2014, 81].
По мнению психологов, когда знания и навыки «отпечатываются» в системе зрительно-пространственной памяти, новая информация лучше усваивается и запоминается, поэтому представление материала в структурированном формате может помочь усвоить новые знания, а работа усваивается быстрее и лучше с ними [5, с. 77].
Визуализация материала открывает возможность не только быстрого усвоения и воспроизведения материала, но и применения схем для оценки степени усвоения изучаемого предмета. При визуализации учебного материала следует учитывать, что зрительные образы могут укорачивать цепь словесных рассуждений, составляя схематические образы большей «способности» интегрировать информацию. В процессе освоения учебно-методического материала звенья логической цепи при необходимости полностью восстанавливаются обучающимся. Посредством словесно-логического или линейно-письменного опознания учащийся получает более точную информацию, но из-за ослабленной направленности внимания в памяти сохраняется только 20 % и имеется возможность в последствии вспомнить исходную информацию. Мы больше слышим на уроках и читаем в учебниках, чем видим. Хотя и используется зрительно-трансляционный метод подачи информации, полученные данные представляют собой зрительный образ в памяти учащихся., содержит важную информацию в сжатой форме.
В повседневной жизни люди зависят от ментальных структур, моделей, карт и схем того, как устроен мир, чтобы организовать свое восприятие событий и определить стратегии следующих действий для достижения своих целей. Эти модели составляют большую часть бессознательных структур, лежащих в основе нашего сознательного мышления и принятия решений. Большое разнообразие структурно-логических схем позволяет, во-первых, преподавателям варьировать способ подачи материала, а во-вторых, учащимся находить наиболее комфортный способ запоминания и усвоения полученных знаний.
Можно сделать вывод, что визуальное представление информации является наиболее эффективным способом общения, понимания и последующего использования полученных знаний. С помощью средств визуализации можно использовать конкретные методы управления учебной деятельностью и влиять на деятельность. Саморегуляция в обучении учащихся. Использование систематических и грамотных приемов визуализации позволяет вывести учащихся на более высокий уровень познавательной деятельности и стимулировать овладение предметным содержанием с элементами творчества.
Литература:
1. Болтер Д. Изучение и изменение мира средств массовой информации // Гуманистические перспективы в технологическом мире. Джорджия: Технологический институт Джорджии, 2014. С. 211–215.
2. Катханова Юлия Федоровна, Корзинова Елена Игоревна, Игнатьев Сергей Евгеньевич Визуализация учебной информации как педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. № 4 (228). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-uchebnoy-informatsii-kak-pedagogicheskaya-problema
3. Лозинская Анна Михайловна Фреймовое структурирование содержания обучения физике в рамках модульной технологии // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/freymovoe-strukturirovanie-soderzhaniya-obucheniya-fizike-v-ramkah-modulnoy-tehnologii
4. Полякова Евгения Вадимовна Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sposobov-i-metodov-vizualnogo-myshleniya-v-sovremennom-obrazovanii
5. Хакимова, Л. Г. Визуализация учебного материала / Л. Г. Хакимова, О. А. Горлицына // Педагогический журнал Башкортостана. — 2012. — № 4(41). — С. 76–84. — EDN PJDVLP.