Библиографическое описание:

Афанасенко Е. Г. Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 41-43.

Современная школа выдвигает дошкольному образованию серьезные требования к подготовке ребенка к обучению в школе в области математического развития. Современный дошкольник должен получить представление о количестве, счете, научиться измерять, различать геометрические фигуры и формы предметов, получить представление о величине. Изменения, происходящие в дошкольном образовании, указывают на необходимость равных возможностей дошкольников при переходе их из дошкольного периода детства в школу. Особое место в методике математики занимает формирование количественных представлений.

В работах К. Ф. Лебединцева, Ф. Н. Блехер, Н. А. Менчинской, Л. А. Яблокова, А. М. Леушиной показано, что в основе формирования количественных представлений у дошкольников лежат активные практические действия детей с предметами, на основе которых, ребенок осваивает счет и измерение. На современном этапе изучены закономерности становления представлений о числе, развитии счетной деятельности, обоснована необходимость начинать обучение детей с раннего возраста, путем формирования представлений о множестве предметов, с последующим обучением счету, выделению отношений между числами.

Особое место в этой работе занимают познавательные книги, роль которых изучалась и в начале ХХ века Ф. Н. Блехер, Л. К. Шлегер, и сегодня З. А. Михайловой, Л. Г. Петерсон, Е. Я. Фортунатовой, авторы рассматривают вопросы использования иллюстраций книг, содержания текстов в общем познавательном и математическом развитии дошкольников. Познавательная книга является своеобразным «учителем», выступает «наглядной опорой» деятельности и обеспечивает активизацию интереса детей к информации, представленной в ней.

Современные молодые люди и дети иначе относятся к книге, что связанно с наличием других источников информации, существующих в современном обществе. При этом книга не потеряла своего значения «источника знаний», «учителя жизни». «советчика», поэтому на современном этапе важно приобщать ребенка с ранних лет пользоваться книгами познавательного содержания. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. При этом важно отметить, что книга дает возможность домыслить, «дофантазировать», она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие, познавательные способности, умение думать самостоятельно. В познавательных книгах с математическим содержанием детей привлекает сюжетная основа математических сказок, историй, заданий, что способствует более легкому пониманию математического содержания детьми. Занимательный математический материал расположенный в книге является одним из дидактических средств, способствующих эффективному формированию математических представлений у детей.

Первые детские книги математического содержания создавались по аналогии со школьными учебниками. Это позволяло точно определить осваиваемое дошкольником содержание, наметить его последовательное усложнение; облегчить процесс обучения и развития детей дошкольного возраста. В данном аспекте познавательные книги с математическим содержанием были адресованы старшим дошкольникам и младшим школьникам и обеспечивали преемственность математического развития на данных возрастных этапах [6,337]. Относительно математического развития дошкольников ценность познавательной книги заключается в особой форме наглядности передаваемого в ней содержания. Среди познавательных книг с математическим содержанием выделяют: 1) книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников и 2) книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.

К первой группе книг относятся различные альбомы, познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации. В зависимости от возраста детей варьируются содержание и цели их применения. Для детей старшего возраста выбирают различные познавательные книги энциклопедического характера, которые позволяют расширить и углубить представления дошкольников о средствах и способах измерения, нумерации, числах и т. п. Как правило, в данных энциклопедиях информация представлена в занимательной форме, книги содержат иллюстрации и образные примеры, рассчитанные на особенности старших дошкольников. Энциклопедические варианты книг являются средством активизации интереса детей к познанию нового. Объем книги, формат, множество различных фотографий и рисунков, факты, рассчитанные на зону «ближайшего развития», вызывают познавательный интерес дошкольников.

Ко второй группе можно отнести разнообразные книги-альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми заданий. Такие книги могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей, сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Задания в этих книгах представлены в порядке усложнения. Также в книгах второй группы учитываются необходимость тактильно-двигательного обследования и значение практических действий в познании, предусматриваются дорисовывание элементов, соединение по линиям, выкладывание образов из геометрических фигур, которые прилагаются к книге. Часто в данных книгах используются различные символы-подсказки действий (нарисовать, закрасить, вырезать, решить и т. д.), что позволяет детям, не умеющим читать ориентироваться на символы, понять содержание задания.

В старшем возрасте с развитием навыков познавательной деятельности дошкольники начинают проявлять более устойчивый интерес к многоглавным историям и сказкам, в которых представлено математическое содержание и которые можно слушать на протяжении нескольких дней; дети стремятся «подсказать» решение персонажам, понимают проблемные вопросы и ситуации сюжетной линии.

Также начинают проявлять интерес к энциклопедиям, задавать вопросы о разных средствах и способах измерения. Самостоятельно рассматривают иллюстрации, просят прочитать комментарии к заинтересовавшему их изображению, выполняют разнообразные задания на смекалку, головоломки, занимательные игры, представленные в познавательных книгах с математическим содержанием, вызывают у детей большой интерес. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения: «Два конца, два кольца, а посредине гвоздик» (Ножницы); «Чтобы не мерзнуть, 5 ребят в печке вязанной сидят» (Рукавица);«4 ноги, а ходить не может» (Стол).

Задачи-шутки — это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. (Ты, да я, да мы с тобой. Сколько всего? (двое); У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (четверо) и др.). Занимательный материал позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы, способствуют развитию умственных операций, а также является хорошим средством воспитания у детей интереса к математике.

На первом этапе работы использования книг воспитатель должен отобрать книги. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

При выборе книг учитывается единство содержания и формы. В содержании выделяют тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме — предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

При использовании книги педагог должен следовать определенным принципам отбора книги. Авторами М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной разработано несколько критериев:

  • идейная направленность детской книги;

  • высокое художественное мастерство, литературная ценность;

  • доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;

  • сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

  • конкретные педагогические задачи [1, 206]

Авторы Е.Кузьменкова, Г.Рысина при отборе книг рассматривают такие принципы: соответствие теме и возрастным особенностям ребенка; тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами; книга должна быть яркой, привлекательной, вызывать потребность у ребёнка рассмотреть её, узнать содержание [5,7].

Таким образом, различными авторами разработаны принципы отбора книги, которыми должен руководствоваться педагог при использовании книги.

На втором этапе педагог использует отобранные познавательные книги с математическим содержанием на занятиях и в совместной со взрослым деятельности.

Занимательный математический материал, расположенный в книгах используется педагогом на занятиях по математике. Разнообразные задачи-шутки, загадки могут быть предположены детям в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данном случае состоит в создании у детей положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности. Занимательные вопросы, задачи используются воспитателем в ходе занятия с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, выполнении арифметических действий с числами. Для более глубокого усвоения детьми старшего дошкольного возраста темы по формированию количественных представлений воспитатель может использовать в индивидуальной работе и для организации самостоятельной деятельности детей разнообразные познавательные книги с математическим содержанием по разделу «Количество». Такие книги как: «Учусь считать», «Веселые задачки», «Цифры в стихах», «Математика числа от 0 до 10», «Праздник числа», «Занимательная математика для детей» и др. Задания могут быть такими: «Посчитайте, сколько всего?»; «Дорисуй столько, какая цифра указана»; «Сравни, чего больше, меньше»; «Назови последующее, предыдущее число» и др. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти, преобразовать, которая увлекает его. Основное назначение математического материала в книге — обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел и т. д. Дети упражняются в счете предметов, сравнивают множества, числа; усваивают количественный состав числа из единиц и т. д. Также возможна организация совместного еженедельного чтения книг с обсуждением их содержания. Некоторые главы и разделы познавательных книг могут предварять освоение определенных тем на занятиях.

На следующем этапе педагог предлагает книги с математическим содержанием для самостоятельного использования детьми.

В старшем дошкольном возрасте расширение самостоятельности детей, их познавательных интересов, а также освоение ими средств и способов познания определяет возможность более широкого использования познавательной литературы (детских энциклопедий).

Самостоятельно дети рассматривают иллюстрации, выполняют различные задания и упражнения (нарисовать, закрасить, провести, решить, сравнить и т.д)

Книги с заданиями, направленными на развитие умений и действий, должны располагаться в «уголке книги» (или «уголке познавательного развития»). У детей должна быть возможность воспользоваться ими в любой момент.

Таким образом, правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, вопросы и др.) по формированию количественных представлений у детей способствует развитию логического мышления, наблюдательности, смекалки, решению арифметических задач, интереса к математическим знаниям.


Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Издательский центр Академия. 2000.400с.

  2. Алиева Т. Книга и творчество ребенка//Д.в№ 10.1990 С.83

  3. Волина В. В. Занимательная математика для детей. Спб.: Лев и К°,1996. 320с.

  4. Гурович Л. М. Ребенок и книга. М.:Просвещение,2009 48с.

  5. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1992. 191с.

  6. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста //З.АМихайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова. Спб.: Детство-Пресс, 2008. С. 337–352

  7. Формирование элементарных математических представлений дошкольников / Под ред. Столяра А. А. М.: Просвещение, 1998

Основные термины (генерируются автоматически): математическим содержанием, познавательные книги, количественных представлений, старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, формирования количественных представлений, познавательных книг, математическим содержанием детей, математического содержания, формированию количественных представлений, интереса детей, математического развития, познавательные книги энциклопедического, детей старшего возраста, детей дошкольного возраста, Занимательный математический материал, математических представлений дошкольников, аспекте познавательные книги, детей разнообразные познавательные, представлений детей старшего.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос