Библиографическое описание:

Кучумова Н. Я., Инкина С. Г., Козырева О. А. Полисистемный подход в преподавании физической культуры в инклюзивных образовательных учреждениях [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 9-12.

Многообразие педагогических теорий и практик создания и реализации оптимальных условий для лиц, имеющих отклонение в развитии и, как следствие, особые потребности в получении общего и профессионального образования, определили перспективы моделирования и апробации основ адаптивной физической культуры в Федеральном казенном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат» Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Кроме того, согласно Федеральному закону N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, вступает в силу с 01 сентября 2013 года) — ст. 5. «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации», в п. 1 отмечается, что «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», а ст. 2.п.27 отмечает, что «инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
В русле определяемых перспектив попытаемся уточнить специфику использования полисистемного подхода в структуре инклюзивного, социально-педагогического взаимодействия и организации занятий по ФК со студентами в ФКОУ СПО «Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат».

Рис.1. Диаграмма Эйлера (входящий уровень)


Рис.2. Диаграмма Эйлера (исходящий уровень)


Полисистемный подход — это методологический подход, фасилитирующий изучение событий и явлений, сложность образований и составных которых можно проследить только в контексте дробления, интеграции, суперпозиции, дифференциации и прочих явлений, многовариативно определяющих способность и возможность постановки и решения противоречий субъектного и мультисредового генеза. Одним из таких противоречий является поиск решения основного противоречия современной профориентологии «хочу — могу — надо — есть» обучающимися-инвалидами. Данное противоречие можно проиллюстрировать на диаграммах Эйлера, где зачастую в деформированных условиях — первичных и вторичных дефектах развития не возможно найти ни одного решения (рис. 1) и только благодаря длительной адаптивно-коррекционной работе создаются и реализуются условия для нахождения того или иного решения в заявленной области деятельности и общения (рис.2).
Первичные дефекты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья порождают вторичные дефекты (страх, неуверенность в своих силах и возможностях, неумение владеть собой, неумение проявлять сознательную дисциплину, строго соблюдать установленные правила, нарушено чувство ритма, слуха и моторики и пр.), таким образом, по всем параметрам физического развития, двигательных функций в работоспособности организма они отстают от нормы, у них наблюдается крайне низкий уровень двигательных способностей: точности, координации быстроты движений, гибкости, мышечной силы, выносливости, а при недостаточном объеме двигательной активности обучающихся резко ослабляется деятельность мышечной, сердечнососудистой деятельности, дыхательной и других важнейших физиологических систем организма.
Общепринятая система физического воспитания не решает проблемы формирования достаточного уровня двигательной активности студентов-инвалидов, поэтому в колледже применяется система методов и форм адаптивного обучения в структуре синергетически реконструируемой системы принципов адаптивного, социально-педагогического взаимодействия:
  1. Принцип научного построения звеньев и ступеней инклюзивного воспитания, обучения и образования с учетом законодательной (нормативно-правовой), методико-методологической базы и материально-технического обеспечения образовательного учреждения, оказывающего систему образовательных и медико-реабилитационных услуг студентам-инвалидам.
  2. Принцип ситуативного, социально-педагогического взаимодействия субъектов колледжа в структуре (модели) создания условий для гуманно-личностного, мультисредового самоопределения студента, имеющего особые потребности в получении образования (рис.1 и 2).
  3. Принцип создания ситуаций успеха в структуре формирования допустимого уровня самостоятельности и активности студента на занятиях ФК с последующей рефлексией позитивных изменений в структуре социального взаимодействия и обучения в колледже и за пределами образовательного инклюзивного учреждения.
  4. Принцип соблюдения норм общества и реализации условий ретрансляции гуманистических основ накопления и использования, реконструкции и создания нового в науке, искусстве, ФК и С с учетом инклюзивных особенностей получаемого образования, возможностей студентов, их уровнем социализированности и адаптированности в структуре ведущей деятельности и общения.
Поясним значение заявленных принципов адаптивного, социально-педагогического взаимодействия, которые в данной ситуации представлены в линейной форме, но с течением времени — при изменении условий — не исключена возможность ее трансформации в иерархическую (сложную) структуру, предопределяющую получение уже другого — более высокого результата социально-педагогического взаимодействия.
Принцип научного построения звеньев и ступеней инклюзивного воспитания, обучения и образования с учетом законодательной (нормативно-правовой), методико-методологической базы и материально-технического обеспечения образовательного учреждения, оказывающего систему образовательных и медико-реабилитационных услуг студентам-инвалидам, определяет построение учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего, адаптивно-здоровьесберегающего процесса в русле определения научного потенциала постановки и решения противоречий, проблем, дилемм в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Принцип создания ситуаций успеха в структуре формирования допустимого уровня самостоятельности и активности студента на занятиях ФК с последующей рефлексией позитивных изменений в структуре социального взаимодействия и обучения в колледже и за пределами образовательного инклюзивного учреждения определяет перспективы формирования внутренней, позитивной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации учения, а также в согласованном действии с последующим принципом (соблюдения норм общества и реализации условий ретрансляции гуманистических основ накопления и использования, реконструкции и создания нового в науке, искусстве, ФК и С с учетом инклюзивных особенностей получаемого образования, возможностей студентов, их уровнем социализированности и адаптированности в структуре ведущей деятельности и общения) — модели познания и преобразования объективной реальности, определяющих ценность здоровья, жизни и активности как перевоспитанные и формируемые.
Можно выделить педагогические условия адаптивного обучения со студентами-инвалидами:
  • реализация условий формирования достаточного уровня психолого-педагогической, методико-методологической, здоровьесберегающей подготовки педагога по ФК;
  • ориентация студентов на здоровый образ жизни как на ценность, продукт и результат мультисредового пространства;
  • повышение уровня знаний об адаптивной педагогике (самопознание, самоопределение, самореализация и пр.) как системе и результате трансформации социального опыта в контексте постановки и решения противоречий лиц с ограниченными возможностями в здоровье;
  • использование форм и методов развития творческих и рефлексивных, гносеологических и коммуникативных способностей студентов с разной степенью ограничения в здоровье;
  • создания условий для включения всех резервов организма обучающихся (студентов с разной степенью ограничения в здоровье) в работу на занятиях ФК, фасилитирующего процесс научения здоровому соперничеству.

Социально-педагогическое взаимодействие строится в колледже-интернате в таком русле, что обучающийся, его деятельность, качества его личности первично определяют выбор для создания условий самостоятельного поиска и выполнения всех требований, предъявляемых к продуктам и специфическим особенностям деятельности студента-инвалида. Здесь учитывается одна из сторон полисистемности в деятельности педагога по ФК — это то, что он одновременно работает в двух режимах — всех обучает, объясняет, сообщает новое, показывает, тренирует и параллельно осуществляет индивидуальную работу с отдельными студентами, управляя самостоятельной работой и осуществляя контроль.

Использование на уроках соревновательного метода позволяет получить положительную динамику заинтересованности обучающихся на занятиях физической культурой, в ходе чего у них возникает потребность в дополнительных занятиях физкультурой и спортом, а улучшение здоровья сопутствует тому, что сокращаются пропуски уроков по болезни и формируется желание развиваться и улучшать личные достижения.

С каждым годом растет число студентов, участвующих во всевозможных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых внутри колледжа, а также на уровне города, области и государства.

Среди студентов колледжа есть и титулованные спортсмены: Бериева Хеда — участница параоллимпийских игр в Лондоне (IV место) по пауэрлифтингу, мастер международного класса, двукратная чемпионка России и дважды призер кубка мира; Кулик Максим — кандидат в мастера спорта, призер в мастера спорта, V место на чемпионате России по пауэрлифтингу среди инвалидов (ПОДА); Карасев Денис — первый взрослый разряд, двукратное первенство России по пауэрлифтингу среди инвалидов (ПОДА), чемпион международных игр «Дети Азии»; Малецкий Игорь — первый взрослый разряд, первенство России по пауэрлифтингу среди инвалидов (ПОДА).

На чемпионате Кемеровской области по настольному теннису среди инвалидов (ПОДА) приняло участие 10 спортсменов колледжа: Пузанова Анастасия — II место, Шерин Александр — II место, Пригаро Сергей — III место.

Добиваясь таких результатов в спорте, необходима максимальная мобилизация всех своих внутренних сил, предельная физическая концентрация, психологическая пластичность, сверхтруд, настойчивость и упорство.


Литература:
  1. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. — [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.
  2. Козырева, О. А. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 — Физическая культура» / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 114 с. [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–496–4.

1

Основные термины (генерируются автоматически): социально-педагогического взаимодействия, ограниченными возможностями, образовательного инклюзивного учреждения, занятиях ФК, структуре социального взаимодействия, ступеней инклюзивного воспитания, структуре формирования допустимого, пределами образовательного инклюзивного, Принцип создания ситуаций, Принцип научного построения, структуре ведущей деятельности, формирования допустимого уровня, допустимого уровня самостоятельности, условий ретрансляции гуманистических, реализации условий ретрансляции, решения противоречий, создания условий, студентов педагогических вузов, ретрансляции гуманистических основ, гуманистических основ накопления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос