Формирование психолого-педагогической компетентности замещающих родителей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Егорова, Н. А. Формирование психолого-педагогической компетентности замещающих родителей / Н. А. Егорова, Т. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 167-168. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3629/ (дата обращения: 16.12.2024).

Жизнь человека, так или иначе, связана с семьей. Семья — это та необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в успешную жизнедеятельность и в существующую систему социальных отношений. Поэтому социальные проблемы затрагивают семью, негативно влияя на способность выполнять предписанные ей функции и социальные обязанности. Следствием этого становится такая тревожная ситуация, как досрочное прекращение родителями своих обязанностей, рост социального сиротства.

Замещающая семья — это любой тип семейного устройства ребенка — приемная, патронатная, опекунская семьи, семья усыновителей, куда он помещается в силу потери кровных родителей или после изъятия его из семьи кровных родителей, и которые составляют альтернативу пребыванию ребенка в сиротском учреждении [2, c.110]. В настоящее время отмечается тенденция увеличения числа замещающих семей, вместе с тем нередки случаи, когда из-за возникших проблем замещающие родители отказываются от ребенка, что приводит к негативному явлению, как вторичное сиротство. Вторичное сиротство — это социальный феномен в современной России, вызываемый отказом замещающих родителей от своих приемных детей [1, c.15]. Будучи брошенными второй раз в жизни, дети теряют оставшееся доверие к взрослым и разочаровываются в институте семьи, у них углубляются проблемы с привязанностью к близким людям. Для ребенка, который воспитывался либо в условиях жесткого распорядка сиротского учреждения, либо в хаосе неблагополучной семьи, очень важным становится обретение стабильного и безопасного пространства. Это не менее важно и для семьи, которая при включении ребенка начинает переживать стресс переструктурирования. Потребность замещающих родителей в приобретении психолого-педагогических знаний и усвоении способов взаимодействия с приемными детьми и недостаточная практическая разработанность программы сопровождения замещающих семей делают актуальной проблему поиска новых условий, форм, методов работы с замещающими родителями с целью повышения их психолого-педагогической компетентности. Под компетентностью замещающих родителей понимается совокупность общекультурных (информационных, коммуникативных, самообразования) и специальных (правовых, экономических, психологических, социальных, витальных, педагогических) компетенций, необходимых для эффективного осуществления им, наравне с кровными родителями, функций обучения, воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения для их успешной социализации в изменяющемся мире [2, с.111]. В последние годы в связи с социальной ситуацией, в которой государство ориентировано на поддержку семейных ценностей, в психологии и педагогике повысился интерес к исследованию феномена психолого-педагогической компетентности родителей.

Вопрос о компетенциях чрезвычайно актуален в сфере помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения. Главное требование для любой замещающей семьи — обеспечить условия для безопасного проживания и воспитания, позитивного развития и самоощущения ребенка-сироты с учетом его индивидуальных потребностей, особенностей физического здоровья, эмоционального и умственного развития. Для этого современный замещающий родитель должен обладать широким спектром компетенций, необходимых ему для более эффективного выполнения своих обязанностей.

Прежде всего, это умение осуществлять воспитание приемных детей, заботиться об их полноценном умственном, физическом, эмоциональном развитии. Оно выражается в понимании переживаний детей, расставшихся со своей семьей и утративших привычную среду общения, из-за чего во взаимоотношениях с ребенком могут возникать особые проблемы, для решения которых потребуется время и терпение. Успешный замещающий родитель признает, что ребенок — это личность, у него есть чувства, с которыми необходимо считаться, и помогает ему в развитии самоуважения, адекватной самооценке, успешной социализации. Еще одно важное умение для замещающих родителей — это умение правильно взаимодействовать с кровной семьей ребенка и другими значимыми для него людьми. Так как зачастую замещающей семье очень тяжело разрешать общение приемного ребенка с его родственниками. Это продиктовано желанием защитить ребенка от предполагаемого негативного влияния родителей, но это общение необходимо, прежде всего, самому ребенку и замещающим родителям.

Одно из важных качеств замещающего родителя — это наличие хорошо развитых коммуникативных навыков. Так как в процессе воспитания приемного ребенка приходится сотрудничать с различными специалистами, организациями, родителями и родственниками ребенка, выполнять конкретные задания, брать на себя ответственность, то замещающий родитель должен уметь эффективно общаться.

Не всегда на этапе подготовки замещающие родители могут реально представлять:

  • сколько времени потребует воспитание приемного ребенка;

  • как отразиться появление приемного ребенка на родных детях;

  • как окружающие отнесутся к новой деятельности и свое отношение на их реакцию;

  • как приход ребенка отразится на внутрисемейных отношениях.

Некоторым тяжело принять тот факт, что нельзя ожидать от приемного ребенка чувства благодарности по отношению к замещающим родителям.

Возможностью повышения психолого-педагогической компетентности родителей могут быть тренинги по преодолению сложных, наиболее часто встречающихся ситуаций в процессе адаптации ребенка в новой семье. И такие занятия должны проходить не только перед принятием решения взять ребенка в семью, но и в последующем периоде взаимодействия родителей и детей. Часто родители испытывают затруднения в спорах со своими детьми. Это свидетельствует об их неумении аргументировать свои позиции и быть убедительными в глазах ребенка. Умения аргументации своих положений, требований, взглядов могли бы помочь во взаимодействии детей (особенно, когда они находятся в подростковом возрасте) и их родителей. При такой работе родители могут взаимодействовать друг с другом, осознавать свои сильные стороны в общении с детьми и определение существующих проблем, которые можно разрешить, повышение навыков эффективного общения с ребенком.

Прохождение приемными родителями такого рода тренингов позволит не только достигать доверительных отношений между родителями и подростками, но и избежать принятия взрослыми решения о возврате некогда принятого в семью ребенка в систему государственной опеки.


Литература:

  1. Осипова И. И. Феномен вторичного сиротства в современной России// Детский дом: общественно-аналитический ежеквартальный журнал. — 2009/ — № 1 (30). — С. 14–19

  2. Хрусталькова, Н. А. Педагогическая компетентность у родителей в профессионально–замещающей семье: содержание, структура, критерии и уровни сформированности / Н. А. Хрусталькова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Пензенский государственный университет. — 2008. № 3 (7).– С. 108–115

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, приемный ребенок, семья, замещающая семья, вторичное сиротство, замещающий родитель, психолого-педагогическая компетентность родителей, сиротское учреждение, успешная социализация.

Похожие статьи

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников

Формирование самостоятельных навыков работы обучающихся при дистанционном обучении

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Организация инновационных форм осуществления психолого-педагогического сопровождения молодых родителей

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку

Похожие статьи

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников

Формирование самостоятельных навыков работы обучающихся при дистанционном обучении

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Организация инновационных форм осуществления психолого-педагогического сопровождения молодых родителей

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку