Статья посвящена анализу негативного влияния феномена «вторичного сиротства» на формирование личности несовершеннолетнего. Рассматриваются меры правового характера, направленные на исключение данного явления из института усыновления (удочерения).
Ключевые слова: вторичное сиротство, несовершеннолетний, приемные родители, удочерение, усыновление.
Семья — один из важнейших инструментов становления личности, поскольку именно в детском возрасте у человека формируются качества, которые в дальнейшем остаются с ним на всю жизнь. Приоритет воспитания ребенка в семье безусловен, о нем не раз говорили в своих работах ученые-педагоги: С. В. Матвиенко, Н. С. Кураженкова, Л. В. Мардахаев, Б. Кифер др. Именно в семье закладываются основы формирования личности, а родители становятся проводником в понимание таких аспектов как любовь, доброта, дружба и многие другие важные черты характера и ценности. Вместе с тем, в современном мире в виду различных жизненных обстоятельств не всегда возможно воспитание ребенка с родителями. Однако существует множество различных возможностей воспитания детей «чужими» людьми, то есть их устройство в другую семью.
Институт усыновления (удочерения) регламентируется главой 19 Семейного кодекса Российской Федерации [1] согласно нормам которой, ребенок и его усыновители официально считаются родственниками по российскому законодательству. В Российской Федерации данная форма воспитания детей является наиболее приоритетной.
У применения института усыновления (удочерения) несовершеннолетних есть, как положительные, так и отрицательные стороны. В этом отношении следует обратить внимание на такой феномен как «вторичное сиротство». Суть его заключается в том, что в случае невозможного совместного проживание приёмных родителей и ребёнка может случиться что ребенка возвращают в государственное учреждение.
Это событие чрезвычайно травматично для несовершеннолетнего, поскольку сопровождается резкими изменениями во всех сферах его жизни. «Вторичное» сиротство, приводит к утрате доверия к взрослым, к окружающему миру. Поэтому впоследствии ему становится чрезвычайно сложно согласиться на очередное устройство в семью. Он зачастую предпочитает остаться в учреждении, воспринимая его как наиболее безопасное место. Усыновители же сталкиваются с разочарованием в себе как родителях, также испытывая сильный эмоциональный стресс и психологическое напряжение. Таким образом, ситуация вторичного отказа от ребёнка, являясь чрезвычайно сложной и болезненной для всех участников процесса, становится актуальной проблемой института усыновления (удочерения) детей, поскольку нарушает право ребёнка на жизнь и воспитание в семье.
«Вторичное» сиротство — это относительно новое и малоизученное понятие, которое не закреплено законодательно и поэтому требует научного исследования и изучения. В работах различных авторов можно встретить следующие определения данного понятия:
– вторичное сиротство — это возврат усыновленного или принятого на другую форму семейного устройства ребенка в интернатное учреждение [3, с. 2];
– вторичное сиротство — это отказ от опекунства как от формы устройства ребенка в приемную семью [3, с. 190];
– Е. А. Боенкина и И. В. Рудин отмечают, что вторичное сиротство-это отказ опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей от приемных детей [2, с. 183];
– И. И. Осипова определяет вторичное сиротство как отказ от ранее усыновленных, взятых на воспитание или находящихся под опекой детей, влекущий нравственную и психическую деградацию ребенка [4, с. 138].
Таким образом общими признаками данного феномена являются отказ и возврат ребенка в государственное учреждение. И. И. Осипова дополняет их признаками нравственной и психической деградации, а также неизбежности различных отклонений в поведении несовершеннолетнего, как ущерба, причиненного «вторичным» сиротством.
Рассматривая феномен вторичного отказа, возможности его предупреждения и минимизации его последствий, необходимо понимать причины его возникновения. К основным можно отнести [5, с. 191]:
– психологическую неготовность родителей. Переоценка сил, чрезмерная уверенность в себе может послужить причиной возникновения конфликтов в семье, личностного конфликта и, как следствие, — отказа от своих обязанностей;
– недопонимания и конфликты с приемным ребенком. Взаимоотношения между родителями и детьми — основополагающий фактор, однако, если взгляды усыновителя и усыновленного сильно разнятся, такая ячейка общества не сможет долго просуществовать;
– пробелы в законодательстве. Отсутствие нормы, закрепляющей ответственность усыновителей за отказ от ребенка, способствует возможности возникновения такого прецедента;
– отсутствие органа, контролирующего и отбирающего кандидатов на роль усыновителей;
– отсутствие поддержки у приёмных родителей. Зачастую принимаемое решение может осуждаться общественностью и даже близкими людьми, давление со стороны окружающих способно повлиять на мнение человека и подтолкнуть его к принятию определённых решений.
Для наиболее эффективной работы в сфере предупреждения повторного возвращения детей в государственные учреждения и защиты их прав, полагаем необходимым проведение комплексной работы по следующим направлениям:
– во-первых, совершенствование законодательной базы. Принятие норм, закрепляющих ответственность приемных родителей за отказ от ребенка, послужило бы стимулом для наиболее качественного обдумывания принимаемого решения;
– во-вторых, введение на законодательном уровне органа, отбирающего кандидатов на роль усыновителей путем различных тестирований, собеседований и наблюдений, для составления картины совместимости родителей и ребенка с целью прогнозирования и избежание конфликтных ситуаций;
– в-третьих, развитие института медиации. При возникновении проблемы, приемные родители зачастую не обращаются за помощью, однако консультация профессионала способна изменить ситуацию;
– в-четвертых, огласка данного феномена. На курсах приемных родителей необходимо говорить о возможности вторичного сиротства и изучать последовательность его возникновения, что может поспособствовать своевременному определению и применению мер усыновителями для быстрого пресечения возможного отказа от ребенка;
– в-пятых, расширение приемными родителями своих педагогических и психологических навыков для наиболее продуктивного и результативного общения с ребенком, а также его воспитания.
Таким образом, можно утверждать, что вторичное сиротство — это негативный феномен в институте усыновления (удочерения), который навсегда оставляет отпечаток в жизни не только несовершеннолетнего, но и приемных родителей. Для его предупреждения необходимо провести комплексную работу, основными направлениями которой будут являться разработка правовых норм в обсуждаемой сфере, дальнейшее их применение, а также введение совершенно нового контролирующего органа в сфере усыновления (удочерения).
Литература:
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 23.11.2024). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 29.11.2024).
- Боенкина Е. А., Рудин И. В. Основные положения концепции профилактики вторичного социального сиротства посредством психолого-педагогического просвещения замещающих родителей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 4 А. С. 180–194.
- Заяц О. В., Кизим В. В. Профилактика вторичного социального сиротства в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12–2. С. 1–4.
- Осипова И. И. Феномен вторичного сиротства в современной России // Вестник ВятГУ. 2008. № 4. С. 138–143.
- Ярыгина О. Ю. Этапы формирования возврата приемного ребенка (вторичный возврат) // Социальное обслуживание семей и детей. 2023. Вып. 22. С. 189–200