Влияние подвижных игр на общее развитие детей дошкольного возраста
Авторы: Токарев Алексей Алексеевич, Зеленова Гулия Анберовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 1340 раз
Библиографическое описание:
Токарев, А. А. Влияние подвижных игр на общее развитие детей дошкольного возраста / А. А. Токарев, Г. А. Зеленова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3419/ (дата обращения: 16.12.2024).
Веселые подвижные игры — наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салок. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Игра по очень распространенному мнению, есть отдых; она восстанавливает силы, развлекает человека, обновляет его эмоционально и физически. В работе известного московского врача-педиатра и педагога, исследователя народных игр прошлого столетия Е. А. Покровского отмечалось: Понятие об «игре» вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних Греков слово «игра» означало особое действие, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется предаваться ребячеству. У евреев слову «игра» соответствовало понятие о шутке, смехе. У немцев слово «spilan» означало плавное движение, на подобие качания маятника, доставляет при этом большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словам “игра” стали обозначать обширный круг действий человечества, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу; с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие. Впервые игры с правилами были созданы народные. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: Придумать детскую игру, то есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека… Традиционные русские игры без преувеличения можно позвать витаминами душевного благополучия. А. П. Нова, подчеркивала, что в игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает, что такое хорошо и что такое плохо. Игры для детей ценны в педагогическом отношение, оказывают большое влияние на коррекцию психических процессов, характера, развития нравственных чувств, физические укрепляют ребенка. В игре развивается то, что будет нужно ребенку в его взрослой жизни. Подвижные игры-источник радостных эмоций, обладающая великой воспитательной силой. Игра — это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Веселые подвижные игры-это наше детство. Но об этих истинах забывают многие. Педагоги очень редко используют подвижные игры. Это обуславливается и нехваткой времени, неправильным руководством. Иногда педагоги не проводит подвижные игры, так как считают это пустой тратой времени. И поэтому нередко дети в старших группах мало играют, потому что у них не сформированы навыки самостоятельной игровой деятельности. Поэтому роль педагога должна быть многообразной: педагог должен влиять на содержание игры, помогать детям осуществлять задуманное, регулировать взаимоотношения. Педагог ни в коем случае не должен быть равнодушным к игровой деятельности детей. Еще одна проблема это когда игра в образовательном пространстве все больше вытесняет занятиями. Дошкольников все учат, учат и учат … Забыв о том, что А. В. Запорожец называл игру специфически детской деятельностью, а Я. С. Выюжский считал игру «девятым валом» в развитии ребенка. Нет игры у дошкольников-нет интереса к учебе у школьников. Эта истина известна всем, но на практике она игнорируется. И это понятно; хочется быстрее «выучить» показать родителям, что ребенок уже все знает. Дело доходит до того, бывает, что родители выступают против игры в дошкольных учреждениях, считают их пустой тратой времени. Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу учебы. И, к сожалению это так. Передовые представители культуры: Г. А. Виноградов, Е. А. Покровский и другие, заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать игры.
Практическая часть
Игра «Колечко»
(игра для детей от 5 до 7 лет)
Дети стоят в кругу, а водящий — внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-либо из ребят. Ладошками, сложенными в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому досталось колечко, не выдает себя.
По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» — ребенок с колечком выбегает в центр круга. Он становится водящим.
Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают его в круг. Игру в этом случае продолжает прежний водящий.
Игра «Кто ушел?»
(игра для детей от 5 до 7 лет)
Дети стоят в кругу или полукругом.
Педагог предлагает одному из играющих запомнить тех, кто находится рядом (5–6 человек), а затем выйти из комнаты или отвернутся и закрыть глаза.
Один ребенок прячется.
Педагог говорит: «Отгадай, кто ушел?» если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать.
Игра «Летает — не летает»
(игра для детей от 4 до 7 лет)
Дети садятся или становятся полукругом.
Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки вверх или в стороны. Если не летает — руки опущены. Ведущий может сознательно ошибиться, при этом у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься.
Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, если назван нелетающий предмет.
Игра «Овощи и фрукты»
(игра для детей от 4 до 6 лет)
Дети стоят в шеренге или врассыпную. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если назван овощ, то дети должны быстро присесть, а если фрукт — поднять руки вверх. Игроки, которые ошиблись, делают шаг в перед.
Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.
Игра «Кто быстрее спрячет простыню под стопу?»
(игра для детей 3 лет)
Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.
Оборудование: 2 простынки (размер 50–80 сантиметров)
Двое детей садятся на стулья. Под правой ступней у каждого находятся простынка. По сигналу ведущего нужно пальцами ноги подобрать простынку. Затем это делается левой ногой. Ведущий следит за правильной осанкой соревнующихся.
Игра «Кто быстрее соберет коробку ногами?»
(игра для детей 3 лет)
Цель: укрепление мышц туловища и конечностей, особенно мышц «корсета» позвоночника и стоп, развитие ловкости и чёткости движений.
Оборудование: 2 коробки, разбросанные игрушки (мягкие игрушки, кубики, мячи и т. д.)
Ребенок сидит на полу и опирается руками сзади. Слева находится пустая коробка, справа — куча игрушек. Рядом так же сидит ребенок и у него с другой стороны тоже стоит пустая коробка. По команде ведущего дети должны захватить игрушку стопами ног, поднять и положить в коробку. Выигрывает тот, кто соберет больше игрушек в коробку.
Литература:
А. С. Галанов. Игры, которые лечат. Для детей от 1 года до 3 лет. ТЦ «Сфера», Москва 2007, С — 92
М. М. Борисова. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Сборник игр и упражнений. Издательство «МОЗАИКА — СИНТЕЗ», Москва, 2012, С — 39
Руководство играми детей в дошкольном учреждении под редакции М. А. Васильевой,1986
Ушинский А. Д. собрание сочинений М-Л 1948г т. 3 С 497–498
Шебеко В. Н. физическое воспитание дошкольников учебное пособие 2 изд. 1997г, С 79–86
Дошкольное воспитание № 12 1995г, С 15
Дошкольное воспитание № 12 1995г, С 59–60
Дошкольное воспитание № 3 1997г, С 84–86
Дошкольное воспитание № 1 1998г, С 40–42
Дошкольное воспитание № 6 1990г, С 28–30