Дворовые игры в дошкольном учреждении — возвращение к народным традициям | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 14.07.2017

Статья просмотрена: 1929 раз

Библиографическое описание:

Габеева, Н. С. Дворовые игры в дошкольном учреждении — возвращение к народным традициям / Н. С. Габеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45106/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сегодня, как никогда осознается ответственность общества за социально — коммуникативное развитие подрастающего поколения. В настоящее время наблюдается разрушение игрового пространства детства. Исчезли шумные детские компании, забыты не только народные игры, но и скакалки, мячи, городки. Современные дети не играют в дворовые игры, с таким упоением и задором, как играли раньше мы и наши родители, они предпочитают общения с компьютером, телефоном, смартфоном и различными гаджетами, порой, не выходя за пределы собственной комнаты.

А ведь игра — это своеобразный результат освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта, результат культурной самоидентификации. Игра — деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. В детском игровом сообществе это причастность к миру взрослых, соотнесение себя с группой сверстников, проявление дисциплины и адекватности поведения в соответствии с взятой ролью. Именно в игре возникают основные психологические новообразования и развиваются волевые качества.Вобщении со сверстниками ребенок приобретает уникальный социальный опыт, который положительно скажется на становлении его личности.

Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но у каждого поколения остается все меньше коллективных дворовых игр, которые объединяют, дают возможность раскрыть свои нравственные качества, вырасти духовно, подружиться с ребятами разного возраста. Этого доброго общения особенно не хватает нам сегодня.

В соответствии с ФГОС педагог детского сада обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Дети очень любят, когда с ними играет взрослый. Педагог должен помнить, что очень важный момент в игре — преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Опыт игровой деятельности передавался из поколения поколение именно от старших детей к младшим. Ведь для малыша любой старший ребенок — его «зона ближайшего развития». Младшие дети внимательно следят за действиями старших и перенимают у них цели деятельности, а затем и ее способы. А это значит, что востребованными становятся разновозрастные объединения детей. Детский сад — самое удачное место для возрождения народных традиций и объединения детей разных возрастов в общую игру.

Жизнь в детском саду можно сделать более интересной, а образовательный процесс более эффективным, если формы организации познавательной, социально — коммуникативной, физической деятельности воспитанников приблизить к специфическим детским видам деятельности. Такой формой работы является игра и ее разновидность «дворовые» игры.

В «дворовой» игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: уметь договариваться, прыгать-бегать, соревноваться, да и веселиться тоже. При этом проявлять сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

Исходя из этого, можно считать, что «дворовая» игра является ценным средством развития социальной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения.

На игровых площадках детских садов можно организовать дворовое разновозрастное игровое сообщество, с привлечением родителей, бабушек и дедушек. Цель такого общения не только приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонизация детских и детско-родительских отношений, но и передача культурного наследия из поколения в поколение.

Наиболее элементарные игры зародились еще в древности и внешне напоминали игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга: «Догонялки», «Ловишки», «Салки»; игры с прыганием и лазанием по деревьям: «Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба — возня; игры с отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития: «Ящур», «Война», «Городки», «Казаки-разбойники»; игры, воспроизводящие в игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян: «Уж мы просо сеяли…», «Лен», «Капуста».

Дворовые игры можно классифицировать как игры с предметами, словесно-логические подвижные игры, командные игры, игры на скамейке, игры с мелками.

Игры с предметами: «Хале-Хало», «Я знаю пять имён…», «Вышибалы», «Картошка», «Собачка», «Штандер!», «Городки», «Резиночки», «Классики».

Словесно — логические подвижные игры: «Светофор», «Зайчик», «Море волнуется раз», «Каравай», «Заяц, заяц, сколько время?», «Испорченный телефон», «Я садовником родился», «Краски», «Летела корова».

Содержание игры: «Летела корова». Количество игроков: от 3 человек. Все игроки становятся в круг и соединяют руки таким образом: ладонь правой руки игрок кладет сверху левой руки соседнего игрока. На ладонь левой руки каждого игрока сверху должна лечь ладонь соседа слева. Теперь игроки начинают по одному слову произносить считалочку и одновременно хлопать руками (правой рукой по ладони соседа слева): Летела корова, пролетала над домом, читала газету, под номером…

Следующий игрок произносит цифру. Игроки продолжают хлопать и считать (одна цифра — один хлопок). Тот игрок, которому выпадает назвать загаданную цифру, должен сильнее хлопнуть по руке соседа, а задача того вовремя (не раньше!) отдернуть руку. Выбывает тот, кто ошибся. Игра длится до победителя, которым становится самым ловким.

Командные игры: «Цепи кованы», «Поросята и котята», «Невод», «Бешеная змейка», «Кошки, мышки», «Ручеек», «Тише едешь — дальше будешь», «Третий лишний».

Игры на скамейке: «Колечко», «Съедобное — несъедобное», «Испорченный телефон».

Содержание игры: «Колечко». Интереснее играть, когда детей много. Игроки садятся на скамейку, выставляют руки вперед, сложив ладошки «лодочкой». Ведущий зажимает между ладошками колечко (или другую маленькую вещь, но кольцо лучше, потому что плоское). Потом проходит через весь ряд игроков, вкладывая свои ладони в ладони игроков. Одному из них ведущий незаметно кладет колечко. Все держат ладони сложенными до конца, а тот, у кого в руках кольцо старается ничем себя не выдать. Теперь ведущий произносит: «Колечко — колечко, выйди на крылечко!». Игрок с кольцом в руках должен выскочить, а другие стараются его поймать. Если он пойман, возвращается на скамейку. Если посчастливилось выбраться, он становится новым ведущим. Какое счастье было получить колечко и почувствовать себя избранным!

Игры с мелками:«Путаница»», «Алфавитные бусы», «Клубочек», «Рисуй за мной», «Соедини по точкам».

Если педагоги детских садов совместно с родителями сумеют возродить дворовую игру на площадках детского сада, то в скором времени она вернётся и во дворы городов.

Литература:

  1. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и др.- СПб: СПбГУ, 2003.
  2. Былеева Л. В., Коротков И. М. — Подвижные игры, М: 1982 г.
  3. Бруннер Дж. Хрестоматия по игре. — М., 1976.
  4. Букатов, В. М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В. М.Букатов, А. П.Ершова. — М.: Первое сентября, 2011.
  5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 2009.
  6. Дошкольная педагогика. /Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. — М., Просвещение, 1978 г.
  7. Коротков И. М. — Подвижные игры для детей. М: 1978 г.
  8. Петровский, В. А. Учимся общаться с ребенком / В. А.Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина. — М.: Просвещение, 2008.
  9. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М.: Просвещение, 2005.
  10. Яковлев В. Г., Ратников В. П. –Подвижные игры, Пр.: 1977г.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, детский сад, игрок, ребенок, колечко, ладонь соседа, левая рука, поколение, правая рука, содержание игры.


Похожие статьи

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Организация смотра строя и песни в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников

Формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста через квест-игры

Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу и театрализованную деятельность (из опыта работы в ДОУ)

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки

Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников в ДОУ

Похожие статьи

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Организация смотра строя и песни в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников

Формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста через квест-игры

Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу и театрализованную деятельность (из опыта работы в ДОУ)

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки

Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников в ДОУ

Задать вопрос