Развитие у учащихся чувства Родины средствами архитектурных памятников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ботирова, Н. Р. Развитие у учащихся чувства Родины средствами архитектурных памятников / Н. Р. Ботирова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3180/ (дата обращения: 22.12.2024).

В статье рассмотрены возможности формирования у учащихся чувства Родины путем использования архитектурных памятников, изложены позиции ученых Республики о значении исторических знаний для воспитания учащихся в духе преданности Родине, определены этапы воспитательного процесса с опорой на исторические архитектурные памятники.


Развитие у молодежи чувства Родины – один из важных факторов высокой духовности нации. В нашей стране созданы широкие возможности для изучения и распространения богатого культурно – исторического наследия предков, научных и духовных ценностей народа. Национальное самосознание определяет роль и положение конкретного человека в национальном социуме, в своей стране. Внедрение национального самознания осуществляется путем укрепления национальных основ содержания образования, создания методологии обогащения национального компонента содержания обучения. В этом контексте при изучении курса истории Узбекистана в общеобразовательных средних школах Республики используются различные источники, отражающие исторические факты и события, в частности архитектурные памятники, ознакомление с которыми дает возможность учащимся глубоко понять и усвоить исторические сведения, сформировать у них интерес и уважение к историческому прошлому своего народа. Архитектурные памятники и сооружения в нашей стране (а их достаточно много) свидетельствуют об уровне развития культуры народа в определенную историческую эпоху, соответственно при знакомстве с ними в сознании учащихся формируются представление о конкретном историческом периоде. При посещении памятных исторических мест – дворцов, павильонов, мемориальных сооружений, многие из которых реставрированы и восстановлены, обновлены, учащиеся обогащаются историческими знаниями о процессе развития общества и культуры своего государства. Исследование данного процесса является на сегодняшний день важной педагогической проблемой.

С первых дней обретения независимости главной проблемой политологов и ученых являлась объективная оценка исторического развития Узбекистана. С этих позиций были осуществлены полномасштабные исследования каждого элемента, каждого факта национальной истории, а приоритетными направлениями общественно – экономического развития молодого государства были определены сильная социальная политика, в частности устойчивое развитие системы образования, в том числе исторического образования. В свою очередь историки, педагоги – ученые и методисты исследовали различные аспекты изучения исторических дисциплин, например, эффективность использования межпредметных связей при обучении истории. Однако вопрос использования архитектурных памятников в качестве средства развития у учащихся чувства Родины не являлся объектом специального научного исследования, несмотря на то, что сама проблема формирования патриотических чувств у молодежи рассматривается в числе актуальных. Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов в своих произведениях подчеркивает значение национально- культурных ценностей для духовно – нравственного воспитания молодого поколения, формирования у молодежи исторического подхода к возрожденным ценностям, чувства национальной гордости прошлым и настоящим своего народа.

Привлечение материалов, относящихся к истории архитектуры, открывает широкие перспективы для воспитания учащихся в духе любви и уважения к Родине и её истории, углубления исторических знаний.

Глубокое изучение истории узбекского народа, правильное понимание сущности исторических процессов, осознание социальных явлений, ознакомление с материалами о жизни и деятельности народных героев, архитектурным наследием, оставленным нашими предками – всё это в комплексе создает условия для развития у учащихся чувства Родины. Данной проблеме посвятили свои исследования А.Абдуллаев, Э.Азимов, Б.Аминов, Б.Ахмедов, Х.Саматов, которые раскрыли национально – исторический процесс, его влияние на формирование национально – этнических особенностей личности, определили роль нации (народа) в развитии мировой истории. Результаты исследований названных авторов эффективно используются в процессе исторического образования.

Архитектурные памятники занимают достойное место в системе исторических национальных ценностей. Разработка научно обоснованного содержания и методики их изучения обеспечит повышение эффективности исторического образования.

В первые годы независимости в исторической науке наблюдались методологическая бессистемность, ошибочность и необъективность некоторых исторических оценок. Изучение памятников архитектуры ограничивалось в основном на примере созданных в XVIII – XIX веке в Туркестанском крае сооружений, связанных с определенным историческим периодом. Считалось, что только это наследие носит воспитательную направленность.

В годы независимости культурное наследие обогатилось новыми архитектурными сооружениями, воздвигнутыми в память о наших великих предках. Так в Ташкенте были построены Государственный музей истории Темуридов, площади “Хотира” и “Шахидлар”, возрожден и отреставрирован архитектурный ансамбль “Хасти Имом”, в городах Бухаре, Самарканде, Хиве появились исторические архитектурные памятники, связанные с именами Мотурудий, Яссавий, Бухорий, Фаргоний, составляющих гордость нации. Использование этих культурных ценностей дает большой воспитательный эффект. Процесс воспитания молодежи в духе преданности Родине с опорой на исторические архитектурные памятники требует комплексного подхода. Например, в 8 – 9 классах при изучении курса истории Узбекистана на первом этапе (на уроке) вводятся сведения об архитектурном памятнике. На втором этапе организуется экскурсия непосредственно к памятнику. На третьем этапе учащиеся выражают свои впечатления от посещения памятных мест закрепляются, в самостоятельной творческой деятельности. На заключительном этапи учитель обобщает мнения учащихся, выраженные в рисунках, рассказах, сочинениях, комментирует их. Безусловно, такая дидактическая система способствует повышению эффективности уроков и внеклассных мероприятий, так как исторические памятники своим содержанием, богатыми изобразительными средствами помогают пробудить у школьников чувства национальной гордости, преданности и любви к своему Отечеству.

Анализ исследований в данной области и практические наблюдения процесса обучения истории доказывают, что для организации работы в исследуемом направлении требуется создание определенных педагогических условий, и целостной системы воспитания, учитывающей взаимосвязь компонентов формирования у учащихся чувства Родины. В их числе:

  • изучение философской, педагогической и психологической литературы в исследуемом направлении, анализ возможностей использования содержания источников для воспитания у учащихся чувства Родины;

  • анализ практического состояния процесса развития у учащихся чувства Родины при изучении курса истории Узбекистана в 8 – 9 классах;

  • подготовка материалов (дополнительные учебные материалы, рекомендации, инструкции) для проведения экспериментального обучения на основе обобщенных теоретических идей и в соответствии с государственными стандартами и учебными программами по истории; разработка механизмов использования созданных экспериментальных материалов.

Результаты проведенного эксперимента на основе разработанной нами дидактической системы показали, что данная система может быть эффективно использована не только при изучении курса истории Узбекистана, но и в процессе воспитательной работы в целом и более конкретно - для развития патриотических чувств учащихся. Знакомство с архитектурными памятниками пробуждают у учащихся чувство национального достоинства, повышают их интерес к архитектуре - как виду искусства, приобщают к национально - культурному наследию.

В заключение следует подчеркнуть, что архитектурные памятники помогают учащимся осознать исторический путь развития своего народа, оценить вклад великих предков в развитие мировой науки и культуры, обогатить свои знания по истории родного края, повысить стремления постоянно изучать достижения национальной культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): учащееся чувство Родины, изучение курса истории Узбекистана, памятник, историческое образование, воспитание учащихся, дидактическая система, дух преданности, исторический период, культурное наследие, национальная гордость.

Похожие статьи

Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции

Формирование у дошкольников патриотических чувств через проектную деятельность

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности

Похожие статьи

Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции

Формирование у дошкольников патриотических чувств через проектную деятельность

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности