Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций
Авторы: Ахмедова Айшат Магомедовна, Махмудова Фируза Абдулаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 24.01.2014
Статья просмотрена: 2103 раза
Библиографическое описание:
Ахмедова, А. М. Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций / А. М. Ахмедова, Ф. А. Махмудова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4887/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современном обществе проблемы воспитания приобретают особую актуальность. На решении этой задачи первостепенной важности направлены усилия педагогических, общественных коллективов. На вооружение берутся все средства и методы воспитания, способные помочь в формировании всесторонне развитой личности. Не последнюю роль в этом играют замечательные идеи народа, заключенные в народной педагогике, одним из элементов средств которой являются прогрессивные народные традиции. В последние годы заметно возрос интерес к проблеме традиции и обычаев со стороны государственных органов, представители различных отраслей общественных и гуманитарных наук [1].
Традиции и обряды, передаваясь из поколения в поколение, являлись отражением общественной жизни, развиваются и изменяются вместе с обществом. Развиваясь вместе с обществом, они играют определенную роль в его развитии, так как являются отражением мировоззрения данного общества, его политических, нравственных, эстетических идеалов в этом состоит социальная сущность традиции и обычаев, как определенного явления общественной жизни. Для традиции характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни организации, внимание не только к содержанию жизни и поведения, но и к их внешнему оформлению и проявлению. Жизнеспособность той или иной традиции зависит от ее поддержания и развития новыми поколениями членов организации.
Необходимым считаем подчеркнуть и воспитательную ценность традиций: традиции служат критерием общности жизни класса, школы, но это не только форма внутришкольных отношений, а и средство воспитания, черта характера человека.
Народные традиции и обычаи являются несомненным доказательством педагогического таланта народа примером того, что положительная народная традиция- это образец высокого педагогического мастерства. Вслед за выдающимся русским педагогом Д.Ушинским, Макаренко А. С. неоднократно подчеркивал, что в основе воспитания лежит формирование общественных привычек, внедрение их в повседневную жизнь и быт того или иного коллектива, превращение их в устойчивые правила поведения, т. е. в традиции и обычаи. В этом смысл правильного воспитания [3].
Народные традиции и обычаи в частности выступают в качестве регуляторов поведения людей, являются важными средствами формирования и закрепления чувств, настроений, мыслей и навыков поведения людей. Традиции и обычаи передаваясь из поколения в поколения и являясь отражением общественной и материальной жизни, регулируют нормы поведения в семье, определенные отношения в обществе. Воспитательное воздействие прогрессивных народных традиций усиливается тем обстоятельством, что они глубоко влияют на чувства людей, богатые героические традиции дагестанского народа на протяжении веков развили и обострили великое чувство любви к Родине и ненависть к «ее врагам» [7].
Какими же путями идет в дагестанской школе воспитание на традициях народа и в каких формах оно выражается?
Прежде всего, многие школы стараются приобщить своих воспитанников к народным традициям, издавна бытовавшим в своих селениях. Народные традиции часто используются во внеклассной воспитательной работе. Передовые учителя считают целесообразным пропагандировать устное народное творчество. Одной из форм приобщения молодежи к традиционному наследию своего народа школа считает непосредственное общение с представителями старшего поколения хранителями и носителями народных традиций и обычаев.
В организации и планировании воспитательной работы в школе необходимо учитывать значение прогрессивных народных традиций. Существует определенная взаимосвязь между воспитанием в семье и школе на основе прогрессивных народных традиций. Народные традиции ориентируют учащихся на самовоспитание и саморазвитие. Прогрессивные народные традиции обладают большим педагогическим потенциалом, что необходимо учитывать в работе особенно с младшим школьным возрастом.
Начальная школа является фундаментом в развитии личности, где закладываются основные качества и нормы поведения. Именно младший школьный возраст является сензитивным для воздействия на его эмоциональную сферу со стороны взрослых. Нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе на современном этапе.
Развитие младшего школьника — очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте ребенок должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни.
Главная задача возраста — постижение окружающего мира — человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества и многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни.
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми — учителями и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов общешкольного и классного. У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения — коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.
В становление личности младшего школьника происходит:
- формирование мотивов учения, развития устойчивых, познавательных потребностей и интересов;
- развитие продуктивных навыков учебной работы;
- раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;
- развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоение социальных норм, нравственного развития;
- развитие навыков общения со сверстниками.
В этом возрасте ребенок должен почувствовать радость познания, приобрести умение учиться, научиться дружить и т. д. Ведущая роль принадлежит учебной деятельности. При этом активно участвуют и другие виды деятельности, такие как игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством (музыка, танцы). Для детей младшего школьного возраста характерно то, что они легко отвлекаются, не могут долго сосредоточиться, эмоциональны и легко возбудимы.
В начальной школе учащиеся приобретают навыки устной и письменной речи, счета, усваивают определенные знания об окружающем мире, у них формируются первоначальные трудовые навыки и умения, развивается интерес к искусству, художественному и техническому творчеству. Важное место отводится физическому воспитанию ребенка, укреплению его здоровья.
В этот период дети должны получать представление о жанрах фольклора, учить стихи, песни, знакомиться со сказками, с декоративным и прикладным искусством своего народа, а также с его обычаями и культурными традициями.
Начальный этап обучения имеет решающее значение в развитии личности. Именно на этом этапе обучения уже в игровой, а далее и в деятельности учения и общения, как отмечают психологи, складывается ядро личности, раскрываются сущностные силы растущего человека. А в процессе самореализации, как известно, дети проявляют как положительные, так и отрицательные качества. У одних — это доброта, уступчивость, честность, смелость, у других — грубость, хитрость, жадность. Наиболее важное направление педагогической работы — сделать для ребенка престижной сферу нравственного самоутверждения.
Возрастные психологические особенности младших школьников определяют специфику форм и методов работы педагога, среди которых преобладают методы, воздействующие на окрепшее сознание ребенка. Знание правил помогает детям соотносить свои поступки с объективными требованиями, оценивать свое поведение и поступки окружающих, помогает строить взаимоотношения, содействует взаимопониманию между детьми [6].
Однако в становлении личности особую роль играет самостоятельное нравственное поведение ребенка, которое является необходимым условием формирования активной жизненной позиции, способности нравственного мышления и ответственного выбора поступка. Такое поведение возможно при актуализации его внешнего и внутреннего критериев. Внешний критерий нравственного поведения — выполнение требований общественного мнения. Внутренний критерий — появление обостренного чувства совести, вызывающего в человеке, в зависимости от характера его поступка, либо состояние нравственного удовлетворения, либо раскаяния и беспокойства, угрызения и нравственных мук.
Ценностными основами воспитания отношений детей самому себе являются:
а) познавательные ценности: ребенок начинает осознавать свою непохожесть на других, у него возникает интерес к своей жизни и жизни других;
б) ценности преобразования: на основе потребности в признании возникает стремление действовать «как все»;
в) ценности переживания: чувство физической и психологической защищенности, полнота разнообразных чувств [4].
Только в итоге гармоничного развития в ребенке этих ценностей формируются начала самосознания личности. Это значит, что ребенок, прежде всего, учится ценить себя. В этом случае он вряд ли станет причинять себе вред и никому не позволит сделать это. Обладая самоуважением, он меньше зависит от чужих мнений.
Отношение к другим людям воспитывается на основе взаимосвязи следующих аспектов:
а) познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как к поступку;
б) ценности преобразования: ребенок стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и помогать им; в) ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с ними люди, такие же, как и он, и в то же время отличные от него, т. е. в нем впервые рождается чувство значимости другого.
Известно, что наиболее благоприятным средством воспитания любви к родному языку, уважения к старшим, заботы и чуткости к слабым, доброго отношения к природе, ко всему живому для детей младшего школьного возраста является детский фольклор [5].
Систематическое ознакомление младших школьников с традициями дагестанского и других народов Северного Кавказа должно осуществляться, прежде всего, в учебном процессе на основе целенаправленного использования тех возможностей воспитания на народных традициях, которые заложены в учебных программах и учебниках начальных классов общеобразовательных школ. Своеобразным дополнением к этому процессу должно выступать знакомство с такими традициями в процессе разнообразной внеучебной деятельности и труде. Целенаправленное использование разнообразных форм, методов убеждения во всех сферах деятельности младших школьников позволяет вооружать их системой знаний о традициях разных народов, все более углубляющейся и обогащающейся по мере перехода учащихся из класса в класс, формировать их нравственные чувства.
Для большей эффективности этого процесса следует систематически знакомить родителей с дагестанскими и другими народными традициями через педагогический всеобуч, вовлечение во внеклассную деятельность, оказание помощи учителю в подготовке и проведении ряда мероприятий, экскурсий, походов, что послужит большему сближению школы и семьи, учащихся и их родителей, т. к. недостаточная связь школы с родителями влечет к несогласованной совместной работе по использованию традиций народного воспитания детей.
Литература:
1. Алиев М. Н. Народные традиции и их роль в формировании нового человека. — Махачкала, -1998. -235c.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М., 2003.
3. Гилязов Д. Традиции народной педагогики в действии// Воспитание школьников. — 2004. — № 6. — С. 8–11.
4. Кукушкин В. С. Этнопедагогика: Учебное пособие. — М.: Изд-во МОДЭК, 2002.
5. Магомедов А. Этнопедагогическая культура Дагестана. — Махачкала, 2005. — 325с.
6. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебное пособие. — М., 2003.
7. Цаллагова З. Б. Теория и практика функционирования средств и форм традиционного воспитания народов Северного Кавказа. — М., 2001.