Основы формирования личности
Авторы: Зыкова Наталия Владимировна, Требунцева Светлана Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 02.04.2020
Статья просмотрена: 452 раза
Библиографическое описание:
Зыкова, Н. В. Основы формирования личности / Н. В. Зыкова, С. И. Требунцева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15762/ (дата обращения: 16.11.2024).
Дошкольное детство — это важный отрезок жизни, когда закладываются основы личности человека и от этого зависит ее будущее. В период дошкольного образования у дошкольника развивается интерес к тому, что его окружает. В это время формируется отношение к природе, к себе и социуму.
Становление личности осуществляется путем присвоения ребенком многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, умениях, навыках, способах познания. [1, с.67]
Развитие индивидуальности ребенка определяет:
1) понимание ребёнком окружающего мира, осознавание своего места в нем, что является новым мотивом взаимоотношений, под влиянием которых он совершает свои действия;
2) становление чувств и формирования характера, обеспечивающих появление мотивов, под действием которых он будет действовать.
В. А. Сухомлинский указывал: «Жизнь убедила меня в том, что, когда ребёнок вырастит розу, чтобы любоваться её красой, когда единственной наградой за труд является наслаждение красой и создание этой красы для счастья и радости другого человека, — он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». В. А. Сухомлинский предполагал, что для устранения затруднений нравственного воспитания должно стать обучение ребенка делать что-нибудь хорошее, полезное. В этом важное место может занимать экологическое образование.
Экологическое образование детей дошкольного возраста помогает:
– привить чувственное отношение к природе (нравственное развитие);
– формировать экологические знания (интеллектуальное развитие);
– развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться, желать сохранить её);
– участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание реализуется в ДОО на занятиях и в режимных моментах. В реализации задач экологического образования большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда. Это и уголок природы в группе, зимний сад, участок для прогулок, позволяющие осуществлять повседневное общения с природой, организовывать наблюдения за природными явлениями и объектами, приобщать детей к трудовой деятельности.
Экологическое воспитание дошкольников необходимо воспринимать, в первую очередь, как нравственное воспитание, так как самое главное, чтобы у человека к окружающему его миру природы должны быть гуманные чувства, которые позволяют понять значимость любого проявления жизни, желание заботиться, оберегать природу.
В течение становления отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности в дошкольном возрасте происходит:
1) возникновение и развитие соподчинения мотивов;
2) усвоение этических норм,
3) развитие произвольного поведения,
4) формирование личного сознания.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра.
С помощью игры у дошкольника расширяется и углубляется собственная личность.
Слово «личность» (по-латыни «persona») заимствовано римлянами у этрусков, первоначально означало «роль» (и до того — маску актёра). Римлянами оно употреблялось для обозначения общественной функции лица. Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они к ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.
Для ребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденное когда-либо действия и таким образом приобретаются определенные навыки, которые могут пригодится ему будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.
Игра хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Первая культура, которую создал человек — это игровая культура, основанная на традициях труда, социальной деятельности. Её создавали и потребляли дети и взрослые совместно в семьях и общественных объединениях.
Воспитание детей — самый запутанный и сложный вид творчества человека. Может быть, утверждение гиперболично и дерзко, игра — явление космического замысла, она феномен ноосфера и способна гарантировать гармоническое совместное развитие человека и биосферы. Игра есть способ изживания у ребенка излишков энергии; в игре побуждаются удовольствие; игра — это форма подготовки к будущей деятельности; игра — есть реализация ребенком видов поведения, приобретённых на основе инстинктов подражания и научения; игра — способ символического удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний.
Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка.
Игра — одновременно развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредником между миром ребенка и миром взрослого.
Игровое поведение одной из важнейших из составляющих бытового поведения ребенка. Ребенок как бы носит несколько театральных масок, в зависимости от ситуации, в которую он попадает, круга лиц, с которыми он общается. В зависимости от настроения, которое им владеет, игра становится универсальным адаптером ребенка к реальности, способом приспособления человека к окружающему миру.
Основное влияние взрослых на развитие личности ребенка заключается в организации усвоения им моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Сильнее всего, на ребенка влияет поведение близких ему людей. Он подражает им, принимает их манеры, заимствует у них способ оценки людей, событий, вещей. Однако это влияние не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью других людей, наблюдая за тем, как они работают, слушая рассказы, сказки, просматривая фильмы и т. д. Для него образцовым является поведение людей, которых уважают, о ком одобрительно говорят.
Взрослые играют ведущую роль в развитии личности ребенка, учат ребенка правилам поведения, которые организуют ее в повседневных делах, настраивают на положительные поступки. Постепенно малыши начинают самостоятельно оценивать свои поступки на основе собственных представлений о том, какого поведения ждут от них взрослые и ровесники.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, касающиеся культурно-гигиенических навыков, соблюдение режима, обращения с игрушками. Подчиняясь требованиям взрослых, они сами пытаются овладеть этими правилами. Нередко в дошкольном учреждении дети обращаются к воспитателю по поводу нарушения правил поведения их сверстниками. Эти заявления зачастую являются своеобразной просьбой подтвердить правило и его обязательность для всех. Иногда является попыткой открыть новое, неизвестное правило. В такой ситуации дети спрашивают, можно ли так делать.
В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте очень важным является усвоение правил взаимоотношений с другими детьми, поскольку осложнения деятельности детей порождает необходимость учета прав, интересов товарищей. Детям нелегко осваивать такие правила, часто применяют их формально, не понимая сути и особенностей конкретного случая. Овладение ими происходит на основе опыта.
Литература:
- Аникеева, Н. П. Воспитание игрой/ Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2007. — 144 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 398 с.