К вопросу о психологических особенностях формирования личности в младшем школьном возрасте
Автор: Антонова Белла Валерьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 06.02.2014
Статья просмотрена: 471 раз
Библиографическое описание:
Антонова, Б. В. К вопросу о психологических особенностях формирования личности в младшем школьном возрасте / Б. В. Антонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4978/ (дата обращения: 16.12.2024).
Вопросы воспитания подрастающего поколения являются актуальной проблемой педагогической науки и практики. В третьем тысячелетии Казахстан входит в мировое сообщество как конкурентоспособное государство для которого основным являются общечеловеческие ценности. Это предъявляет соответствующие требования к образованию, обучению и воспитанию подрастающего поколения. Воспитание всегда рассматривалось в органической взаимосвязи с образованием, которое должно быть воспитывающим, а воспитание — обучающим. В современных условиях вся система образования и воспитания должна быть ориентирована на целостное формирование человека как гармонической личности. В среднем общем образовании будет осуществлён переход на 12-летнее образование, предусматривающее три ступени. Программа начальной школы направлена на формирование личности ребёнка, выявление и развитие его индивидуальных способностей. Образование сегодня выражается в том, что вместо технократического принципа утверждается гуманизация и гуманитаризация обучения. Гуманизация образования — философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Согласно ей, содержание образования должно обеспечить свободное и всестореннее развитие личности. Идея гуманизации распространяется также на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает.
Исследования психологов показали. Что возраст шесть-семь лет — это период формирования психологических механизмов личности ребёнка Психическое развитие и становление личности тесно связаны с самосознанием, которое проявляется в самооценке, в способности оценить себя, свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи. Особенности психического развития ребёнка в определённой степени учитываются в школе и в процессе обучения, и в процессе общения учителя и ученика. При оценке состояния здоровья принято учитывать: уровень достигнутого физического и нервно-психологического развития; уровень функционирования основных систем организма; наличие или отсутствие хронических заболеваний; степень социального благополучия ребёнка, включая семью и школу.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека, это и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период. Прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С первых же дней обучения нужно не только дать знания о нормах поведения, но и построить весь процесс воспитания так. Чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребёнка определённых нравственно- этических выводов. «Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду. Только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш. А. Амонашвили)
Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. Ребёнок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценка, их отношение. Каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формирует его поведение, облегчает адаптацию к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя. Мы часто забываем, что дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаще всего- глазами учителя. Отношение учителя к ребёнку - индикатор отношений к нему и его одноклассников.
Конечно, в классе будут разные дети, но вне зависимости от их личностных характеристик, интеллектуального развития, психического состояния учитель не может и не должен выделять кого-то из них, любым способом подчеркивать их привлекательность, показывать, что кто-то нравится ему больше других, а тем более никак не подчёркивать неприятие какого-то ученика, его отрицательные качества. Нельзя, особенно на первых этапах обучения, сосредотачивать внимание ребят на ошибках, недостатках работы и поведения отдельного ученика. Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны, безусловно, соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка. Главное, по мнению В. А. Сухомлинского, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся — «это глубокая вера в растущего человека, в его возможности». Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.
Одна из основных задач, которые ставит перед учеником школа, — это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей. Реальная готовность к школе очень различна. Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности ребёнка, но и новый вид деятельности — учебная деятельность- возникает не сразу. Учение в школе нельзя отожествлять с учебной деятельностью. «Дети, как известно, учатся в самых различных видах деятельности — в игре, в труде, при занятиях спортом и т. д. Учебная же деятельность имеет своё особое содержание и строение, и её необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми как в младшем школьном, так и в других возрастах (например, от игровой, общественно- организационной, трудовой деятельности). Причем в младшем школьном возрасте дети выполняют все только перечисленные виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная. Она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников. Формирование их личности в целом». (В. В. Давыдов)
С поступление ребёнка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими его людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. В первых классах дети больше общаются с учителем, проявляя к нему большой интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для него очень высоким. Но уже к 3–4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растёт их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общение происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения.
Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребёнка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта-мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во — вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребёнка.
В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребёнка через регуляцию его отношений с окружающими людьми особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребёнок ещё достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребёнка для оказания на него положительного воздействия. Речь идёт о таких мотивах как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других. Современным детям не хватает опыта собственной жизни и собственных, личностно значимых проблем и задач. Значительное число младших школьников подчиняются логике взрослой жизни или логике и содержанию телепередач и имеющихся в доме компьютерных игр.
При организации и проживании таких событий важны два обстоятельства: событие должно помочь ребенку выделить и поставить для себя некоторую проблему; при решении этих проблем, и при их постановке взрослый только помогает ребенку, а подлинным субъектом такого обучения является сам младший школьник.
Таким образом, организованное обучение младших школьников позволяет решить еще две задачи. Во-первых, выделяя разные проблемы из событий, ребенок волей-неволей учится структурировать реальные события и имеющуюся в них информацию и классифицировать ее по разным основаниям. Другими словами, ребенок в таком обучении овладевает произвольными формами внимания. Помимо этого, он осмысляет и запоминает предложенный ему в такой форме новый материал.
Постановка младшего школьника в позицию учителя позволит создать условия для развития у них теоретической позиции: ведь, обучая другого, ребенок должен будет выделить способ выполнения той или иной деятельности и структурировать его, найти адекватные способы передачи своим ученикам.
Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, должна привести к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное — то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.
Человек — высшая цель и главная ценность общества. В понятие «гуманизация школы» исследователи вкладывают различный смысл: изменение содержания образования, увеличение в нем удельного веса гуманитарных знаний и ценностей общечеловеческой культуры в целом (по сути, гуманитаризацию), демократизацию педагогического общения, необходимость учёта индивидуальных особенностей школьников, обращение к мотивационно — потребностной сфере ребёнка, создание в каждой школе благоприятного нравственно-психологического климата.
Литература:
1. Ш. А. Амонашвили В. И. Загвязинский Паритеты, приоритеты в теории и практике образования // Педагогика 2000 № 2
2. М. М. Безруких С. П. Ефимова «Знаете ли вы своего ученика?» Москва Просвещение 1991
3. В. С. Кукушин Современные педагогические технологии в начальной школе Ростов-на-Дону «Феникс» 2003
4. Р. С. Немов Психология Москва «Просвещение» «Владос» 1995
5. О.А Яшнова Успешность младшего школьника. М: Академический Проект, 2005