Библиографическое описание:

Варданян Н. А. Основные направления организации дистанционного обучения в общеобразовательной деятельности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 213-217.

Проблемы дистанционного образования становятся сегодня объ­ектом пристального внимания не только отечественных ученых-исследователей, но и зарубежных. Дискуссии по данным вопросам находят все большее отражение в фундаментальных трудах педаго­гов, в публикациях средств массовой печати не только в нашей стра­не, но и за рубежом.

Сегодня существует, как минимум, четыре концепции дистан­ционного образования: теория автономии и независимости, теория индустриализации, теория взаимодействий и коммуникации, теория координирующего подхода в познавательном процессе со стороны преподавателя.

Каждая из концепций предлагает свое видение дальнейшего раз­вития дистанционного обучения, во многом не совпадающее одно с другим, однако все они предполагают широчайшее распространение «дистанта» в ближайшие годы. И это не случайно, так как дистанци­онное обучение действительно обладает целым рядом преимуществ по сравнению с традиционным.

Дистанционное образование позволяет в полной мере исполь­зовать современные средства передачи образовательной информации и управления учебным процессом; оно почти в два раза дешевле тра­диционных форм организации учебного процесса.

Созданные на базе современных носителей информации сред­ства обучения в комплексе с новыми технологическими решениями, а также современным методическим сопровождением, позволяют самостоятельно освоить способы учебной деятельности, создают условия для самостоятельного освоения предметов учебного цикла учащимися в рамках системы дистанционного образования.

Ускоренному освоению форм и методов дистанционного обра­зования сегодня в России способствуют те изменения, которые проис­ходят в экономике государства под воздействием рыночных реформ. У населения возникают новые потребности в современных содержа­нии и технологиях образования, в быстром и эффективном освоении тех областей знания, которые совсем недавно не имели никакого зна­чения для потребителей образовательных услуг.

Появление и развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса создало условия для получения образования без отрыва от основного занятия обучающегося и перемены места жительства на качественно иной основе, чем заочное обучение. Это новое качество придается ин­терактивными средствами обучения, позволяющими вести диалог и содержащими технологию усвоения больших объемов информации.

Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка пре­подаваемого курса, консультирование при составлении индивиду­ального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучае­мым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в СДО предпо­лагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую ин­формацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голо­совая почта или электронные компьютерные сети.

Специализированный контроль качества образования: в качест­ве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные ра­боты, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие сис­темы. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО. От успеш­ности ее решения зависит академическое признание курсов ДО, воз­можность зачета их прохождения традиционными учебными заведе­ниями. Поэтому для осуществления контроля в СДО должна, быть создана единая система государственного тестирования.

Решение этого вопроса связано с определенными трудностями, так как многие, если не большинство, позиций действующих общего­сударственных стандартов нельзя отдиагностировать с помощью тес­тов. Не случайно в последнее время наметилась тенденция к пере­смотру действующих стандартов, в том числе и с позиций возможно­сти объективного тестового контроля заложенных в них требований.

Использование специализированных технологий и средств обу­чения: технология дистанционного обучения - это совокупность мето­дов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе само­стоятельного, но контролируемого освоения им определенного масси­ва знаний. Обучающая технология строится на фундаменте опреде­ленного содержания и должна соответствовать требованиям его пред­ставления. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумули­руется в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на имеющихся: в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видео сюжетов и так далее.

Представление информации для обучаемых осуществляется в виде:

  • печатных материалов (учебно-методические комплекты ли­тературы и заданий),

  • электронных материалов (компьютерные, образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники),

  • аудио- и видео-продукции,

  • телевизионных передач.

При этом носителями информации являются:

  • книги,

  • flesh-памяти, лазерные или жесткие диски,

  • аудио- или видеокассеты.

В качестве средств обучения в ДО выступают, соответственно:

  • учебно-методические комплекты («кейсы»),

  • компьютеры,

  • телевизоры,

  • телефоны;

  • магнитофоны;

  • видеомагнитофоны;

  • специальная техника мультимедиа.

Опора на современные средства передачи образовательной ин­формации: центральным звеном СДО являются средства телекомму­никации и их трансляционная основа. Они используются для обеспе­чения образовательных процессов:

  • необходимыми учебными и учебно-методическими мате­риалами;

  • обратной связью между преподавателем и обучаемым;

  • обменом управленческой информацией внутри системы ДО;

  • выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей.

Цели и задачи создании единой СДО и приоритеты ее развития на ближайший период.

Высшей целью создания и развития системы ДО является пре­доставление школьникам, студентам, гражданским и военным спе­циалистам, безработным, самым широким кругам населения в любых районах страны и за ее рубежами равных образовательных возможно­стей, а также повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потен­циала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации, других образовательных, учреждений. Система ДО позволит обучающемуся получить как базовое, так и до­полнительное образование параллельно с его основной дея­тельностью. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования направлена на расширение образовательной среды в России, на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав че­ловека в области образования.

СДО дополнит существующие очные и заочные системы обуче­ния, не будучи их антагонистом. Она естественным образом интегри­руется в эти системы, совершенствуя и развивая их, способствует усилению интеграции разнообразных образовательных, структур и развитию непрерывного образования граждан. За счет создания мо­бильной информационно-образовательной среды и сокращения удельных затрат на одного обучаемого примерно в 2 раза в сравнении с традиционными системами образования СДО обеспечит прин­ципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. ДО является наиболее перспективной формой образова­ния широких слоев населения России в XXI веке.

Последний тезис из концепции развития СДО в России, на пер­вый взгляд кажется дискуссионным. Но, как показала наша практика, опыт работы других учебных заведений это положение, по-видимому, действительно будет реализовано, в частности по причинам, приве­денным ниже.

СДО должна содействовать решению таких социально значи­мых задач, как:

  • повышение уровня образованности общества и качества об­разования;

  • реализация потребностей населения в образовательных услу­гах;

  • удовлетворение потребностей страны в качественно подго­товленных специалистах;

  • повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уров­ня самосознания, расширение кругозора;

  • сохранение и приумножение знаний, кадрового и материаль­ного потенциалов, накопленных отечественной высшей школой;

  • развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспе­чение возможности получения нострифицированного образования в любой точке образовательного пространства.

Развитие СДО, использующей методы обучения, основанные на современных технологических достижениях с высокой степенью ох­вата и дальнодействия, должно способствовать укреплению междуна­родных позиций России, поскольку, под воздействием научно-технического прогресса образование становится инструментом взаи­мопроникновения не только званий и технологий, но и капитала, ин­струментом борьбы за рынок, решения геополитических задач.

Достоинства дистанционного образования становятся очевид­ными, а развитие ДО приобретает особую актуальность для образова­тельной системы России под воздействием следующих процессов:

  • продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию;

  • формирование новых потребностей населения в современных содержании и технологиях образования;

  • политические изменения, способствующие росту междуна­родных связей, в том числе в области образования;

  • появление и быстрое развитие, качественно новых техниче­ских средств обмена информацией между участниками образова­тельного процесса;

  • рост международной интеграции в образовании при усиле­нии конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.

В настоящее время создание СДО становится особенно актуаль­ным, так как именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию кон­ституционного права на образование каждого гражданина страны. СДО соответствует логике развития системы образования, и общества в целом, где во, главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.

Развитие СДО ориентируется на такие социальные группы, как:

  • молодежь, не имеющая возможности получить высоко­качественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы и необходимости совмещения учебы с работой, географической удаленности от вузовских центров и других аналогичных факторов;

  • офицеры сокращающихся Вооруженных Сил и члены их се­мей;

  • лица, проходящие действительную срочную службу в Воо­руженных Силах России;

  • офицеры и солдаты срочной службы МВД и погранвойск;

  • высвобождающиеся специалисты конверсионных предпри­ятий ВПК;

  • уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистри­рованные в федеральной службе занятости;

  • руководители региональных органов власти и управления;

  • лица всех возрастов, проживающие в удаленных малоосво­енных регионах страны;

  • работающие, уже имеющие образование и желающие приоб­рести новые знания;

  • студенты, намеренные получить второе параллельное обра­зование;

  • лица, желающие получить второе дополнительное образова­ние;

  • лица, специфика работы которых (например, вахтовики) не позволяет учиться в ритме действующих образовательных техноло­гий;

  • лица, имеющие медицинские ограничения для получения ре­гулярного образования в стационарах;

  • менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях всех форм собственности;

  • преподаватели различных образовательных учреждений, включая вузы;

  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Наряду с этими социальными группами, важным потребителем услуг СДО станет русское и русскоязычное население зарубежных стран, в том числе стран СНГ, и лица, для которых русский язык явля­ется вторым основным языком.

Создание СДО, в полной мере отвечающей поставленным це­лям, представляет собой сложную общегосударственную задачу. При ее решении должны быть в полной мере использованы накопленные в российской высшей школе научно-методический, кадровый и произ­водственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая информа­ционная инфраструктура (универсальные каналы связи и каналы вто­ричных сетей) и организационные структуры высшей школы. В це­лом Россия располагает необходимыми предпосылками для перехода к развертыванию национальной системы дистанционного образова­ния.

Вместе с тем при создании единой СДО должны быть преодоле­ны существующие разобщенность и несогласованность в развитии ДО, обеспечено эффективное объединение усилий вузов, других обра­зовательных учреждений и организаций в области ДО на основе:

  • требований, государственного образовательного стандарта;

  • общих психолого-педагогических, методических и техниче­ских требований к курсам ДО;

  • единых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров СДО;

  • создания единой информационно-образовательной сре­ды СДО;

  • объединения бюджетных и внебюджетных источников фи­нансирования на развитие СДО в целом;

  • единого стратегического управления системой .

Создание единой СДО не должно препятствовать самостоя­тельности образовательных учреждений и развитию многообразных форм ДО, обеспечивающих уровень подготовки, превосходящий тре­бования государственного образовательного стандарта.

Основными, задачами, связанными с созданием СДО, являются:

  • определение и закрепление принципов организации и функ­ционировании единой СДО;

  • формирование организационно-управленческой структуры СДО и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие;

  • разработка нормативно-правового обеспечения СДО;

  • создание системы информационно-аналитического и маркетингового обеспечения СДО, включая разработку и осуществление программы проведения рекламно-пропагандистской кампании (с учетом специфики регионов и типов контингента поль­зователей), направленной на ознакомление населения с принципами функционирования, возможностями, преимуществами СДО и на придание ей статуса высокой престижности и социальной значимости;

  • разработка теоретических, научно-психологических основ и конкретных методик дистанционного обучения с учетом социально-культурной, профессиональной, этнической, возрастно-психологической и иной специфики пользователей ДО;

  • создание специализированных информационно-образовательных сред и курсов ДО, включая создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям и развитие системы электрон­ных библиотек;

  • разработка критериев, средств и систем контроля качества ДО;

  • формирование материально-технической базы СДО, в том числе для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов и их сопровождения;

  • совершенствование коммуникационной инфраструктуры для реализации образовательных технологий ДО, включая:

  • создание общероссийской сети интерактивного спутникового телевидения, состоящей из центральной и региональных учебных те­лестудий, соединенных спутниковыми каналами связи;

  • интеграцию и развитие прежде всего в регионах систем ком­пьютерных телекоммуникаций высшей школы RUNNET, UNICOR, RELARN, обеспечение взаимодействия отраслевых и других сущест­вующих в России сетей с СДО;

  • формирование сети региональных и отраслевых центров дис­танционного обучения, оснащенных:

  • компьютерными классами;

  • приемными (приємно-передающими) станциями спутниково­го телевидения;

  • подключением к национальной компьютерной сети;

  • электронным архивом учебного материала;

  • местной электронной доской объявлений;

  • библиотекой и видеотекой учебных курсов;

  • просмотровыми видеозалами;

  • средствами размножения учебных пособий малыми тиража­ми;

  • офисным оснащением.

  • создание системой подготовки, переподготовки, и повышения квалификации кадров СДО;

  • развитие широкого двустороннего и многостороннего между­народного сотрудничества в области дистанционного образования.

Указанные задачи должны решаться с учетом таких принципи­альных требований как:

  • безусловное обеспечение высоких стандартов и качества об­разования за счет реализации комплексных образовательных про­грамм, основанных на лучших, традициях отечественного образова­ния, международном, опыте, а также на использовании передовых психолого-педагогических, информационных, коммуникационных и других технологий;

  • организация образования, на основе тесного, и непрерывного взаимодействия образования, науки и производства, и использование преимуществ, создаваемых такой организацией;

  • конкретная адресность курсов и программ ДО в зависимости от социальных и образовательных задач и специфики контингента обучаемых;

  • последовательное формирование, благоприятного общест­венного мнения о дистанционном образовании и создание условий для социально-психологической комфортности пользователей СДО;

  • обеспечение полноценной оперативной (педагогической) и отсроченной (образовательной и социально-психологической) об­ратной связи с потребителями услуг СДО для определения ее дейст­венности в различных регионах и эффективности дистанционного обучения различных категорий пользователей;

  • преимущественная ориентация государственных заказов для СДО на отечественных производителей технических средств с целью расширения занятости в российской экономике.

Осуществление программы создания единой СДО даст следую­щие результаты, если развитие системы пойдет в соответствии с прогнозами специалистов в этой области:

  1. Значительно расширится круг потребителей образовательных услуг, в том числе в труднодоступных, малонаселённых регионах, районах, удаленных от научных и культурных центров страны.

  2. Учитывая, что программы и курсы ДО создаются ведущими преподавателями и учеными страны и распространяются по всей ее территории, повысится качество обучения слушателей, студентов и школьников независимо от их местонахождения.

  3. Развертывание СДО обеспечит создание дополнительных ра­бочих мест для персонала, обслуживающего ДО, разработчиков и производителей технических средств для СДО.

  4. Специальные курсы ДО, предназначенные для повышения квалификации и переподготовки кадров, помогут в решении пробле­мы занятости и позволят повысить уровень подготовки специалистов, быстрее реагировать на меняющиеся социально-экономические усло­вия.

  5. Программы и курсы психологической поддержки, подго­товленные психологами совместно со специалистами-предметниками (юристами, экономистами, врачами и др.), помогут многим категориям населения, в первую очередь безработным верно сориентироваться в меняющейся социально-экономической об­становке, будут, содействовать направлению энергии людей в конст­руктивное, а не деструктивное русло и окажут положительное воздей­ствие на снижение социальной напряженности.

  6. СДО предоставит возможность получения основного и допол­нительного образования по российским программам русскому и рус­скоязычному населению зарубежных стран.

  7. Поскольку стоимость обучения одного студента или слушате­ля, получающего образование в СДО, примерно в два-три раза ниже стоимости традиционного обучении. При развертывании СДО затраты на подготовку специалистов сократятся, и при обучении только 300 тысяч студентов прямые затраты окупятся в течение двух-трех лет.

  8. Техническое оснащение СДО обеспечит заказами наукоемкие производства России, связанные с радиоэлектроникой, информатикой, аэрокосмическим комплексом.

  9. Предоставляя зарубежным странам образовательные услуги нового типа, основанные на передовых технологиях, российское го­сударство получит дополнительные валютные поступления.

  10. Развитие СДО будет способствовать продвижению новых российских образовательных, информационных и коммуникационных технологий на мировой рынок, что даст экономический эффект и по­высит престиж страны.

Таковы основные перспективы развития системы ДО, заложен­ные в соответствующих концепциях, которые утверждались как на го­сударственном так и межгосударственных (стран содружества) уров­нях. Они и определяют приоритеты развития ДО на всех уровнях об­разования.


Литература:

  1. «Организация информационного пространства образовательного учреждения. Практическое руководство» Б.П. Сайков. БИНОМ Лаборатория знаний. Г. Москва. 2005г.

  2. «Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя» О.Б. Ставрова. Интелект-центр. Г. Москва .2007г.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционного обучения, дистанционного образования, Развитие СДО, создании единой СДО, Похожая статья, системы дистанционного образования, Проблемы дистанционного образования, системами образования СДО, развития системы, система дистанционного образования, Достоинства дистанционного образования, полной мере, организации дистанционного обучения, раз­вития дистанционного обучения, условиях дистанционного обучения, технология дистанционного обучения, развития системы образования, СДО зарубежных пользователей, и практика образования в современном, концепции дистан­ционного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос