Библиографическое описание:

Мартыненко О. В., Шакирова Ю. К., Зайцева С. В., Абилдаева Г. Б. Дистанционная форма обучения как инновационный метод получения образования в высших учебных заведениях // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 447-451.



Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации, широкого распространения информационных и коммуникационных технологий. Одним из характерных явлений в развитии систем образования в развитых странах становится дистанционное обучение. В данной статье рассмотрены плюсы и минусы дистанционного обучения, а также технологии дистанционного обучения — это кейсовая и сетевая дистанционная технология.

Ключевые слова: дистанционное обучение, кейс-технология, сетевая технология, преподаватель-тьютор, Web-портал, электронные обучающие ресурсы.

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы.

Появление радио и телевидения в начале XX века внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. По телевидению вещались обучающие передачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa (1946), FernUniversität in Hagen (Германия, 1974), Национальный технологический университет (США, 1984) (программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 1980-х в результата доступности персональных компьютеров обучение было упрощено и автоматизировано. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого обучаемого, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения [1, с.190].

Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах.

Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации, широкого распространения информационных и коммуникационных технологий, пронизывающих все сферы человеческой деятельности. Одним из характерных явлений в развитии систем образования в развитых странах становится дистанционное обучение.

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение (ДО) — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

В качестве особенностей дистанционного обучения принято выделять следующие его черты:

Гибкость. Обучаемые по системе ДО, как правило, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров или лабораторных работ, а работают в удобном для себя режиме (по месту, времени и темпу занятий), что предоставляет определенные преимущества тем, кто не может или не хочет изменить привычный уклад жизни. Для включения в учебный процесс не существует какого-либо образовательного ценза: каждый может начинать свое образование с любого выбранного уровня, продолжать его столько, сколько это необходимо для индивидуального освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. Возможно параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства.

Модульность. В основу учебных планов ДО положен модульный принцип, в соответствии с которым отдельные курсы создают целостное представление об определенных предметных областях, что позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям обучаемых.

Экономическая эффективность. Сравнительная оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится примерно на 50 % дешевле традиционных форм образования. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации учебного материала, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования учебных площадей и технических средств. В то же время следует учитывать, что дистанционное обучение требует значительных начальных капиталовложений не только для создания технической базы, но и для подготовки электронных учебников, методических материалов, разработки тестов и контрольных заданий.

Опора на современные средства передачи образовательной информации. Центральным звеном системы ДО являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов: необходимыми учебными и учебно-методическими материалами, обратной связью между преподавателем и обучаемым, обменом управленческой информацией внутри системы ДО, выходом в международные информационные сети.

Новая роль преподавателя. На преподавателя возлагаются такие функции, как координирование учебного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и т. п. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональной подготовке. Как правило, асинхронное взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе ДО предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Средствами асинхронного взаимодействия являются электронная почта и компьютерные сети.

Специализированный контроль качества обучения. В качестве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы и т. д. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО и признания ее традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в ДО должна быть создана единая система государственного тестирования.

Использование специализированных технологий исредств обучения. Технология ДО — это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания, она должна соответствовать требованиям его представления. Предлагаемые к освоению знания аккумулируются в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на действующих образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и др.; одновременное обращение ко многим источникам учебной информации большого количества обучающихся; общение через сети друг с другом и с преподавателями [2, с. 60].

В своем послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» народу Казахстана Президент нашей страны Нурсултан Абишевич Назарбаев особо отметил: «Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступное для всех желающих» [3, с. 9].

Дистанционное обучение в Казахстане в режиме эксперимента начали внедрять с 2002 года. В настоящее время в эксперименте участвуют 42 вуза. В том числе и Карагандинский Государственный технический университет.

В режиме эксперимента в Карагандинском государственном техническом университете было организовано дистанционное обучение на основании Приказов и писем Министерства образования и науки Республики Казахстан:

– № 890 от 24 декабря 2002г. «О проведении научно-педагогического эксперимента по разработке, апробации и внедрению образовательной программы: «Региональный центр дистанционного технического образования»;

– № 119 от 11 февраля 2003г. «О создании Регионального центра дистанционного технического образования (РЦДТО)»,

– № 111 от 21 февраля 2005г. «О проведении эксперимента по внедрению сетевых технологий дистанционного обучения», разрешающий организацию учебного процесса с применением сетевой технологии дистанционного обучения сроком на 5 лет;

– Письмо Департамента высшего и послевузовского образования МОН РК № 5595/03–3-1/261 от 13 июля 2006г.

На основании этих документов в КарГТУ на базе заочного факультета, центра компьютерных и телекоммуникационных технологий (ЦК и ТКТ) и группы дистанционного образования при кафедре АИС (автоматизированные информационные системы) был создан Региональный Центр Дистанционно-Технического Образования (РЦДТО) для обучения студентов через удаленные терминалы. В 2005–2006 учебном году был произведен первый набор студентов на дистанционную форму обучения. В настоящее время в КарГТУ с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) обучаются студенты Факультета заочного и дистанционного обучения шести специальностей бакалавриата:

5В070200 — Автоматизация и управление;

5В070300 — Информационные системы;

5В070400 — Вычислительная техника и программное обеспечение;

5В071800 — Электроэнергетика;

5В071900 — Радиотехника, электроника и телекоммуникации;

5В073200 — Стандартизация, сертификация и метрология.

Для организации и функционирования ДОТ в Университете на обучающем Web-портале размещено более 5 тысяч электронных обучающих ресурсов. Все виды учебной деятельности осуществляются посредством: педагогического общения преподавателя (тьютора) со студентом с использованием электронных средств связи и самостоятельной работы студента со средствами обучения.

Все виды контроля качества знаний студентов проводятся преимущественно с использованием автоматизированных компьютерных систем.

В период между сессиями осуществляется самостоятельное изучение студентами теоретического материала и консультирование с тьюторами. Самостоятельная работа включает интерактивные консультации по всем учебным материалам дисциплины. Система консультаций предусматривает: очные индивидуальные консультации (в отдельных случаях по инициативе обучающегося); дистанционные индивидуальные консультации (рецензии на контрольные и аттестационные работы, по телефону, через e-mail, чат, форум); дистанционные групповые (через чат, рубрику FAQ-часто задаваемых вопросов на Web-сайте, в виде телеконференций).

По желанию студента обучение реализуется по кейсовой или сетевой дистанционным технологиям.

При кейс — технологии дистанционного обучения основная необходимая для обучения информация с описанием используемых методов обучения содержатся в наборе электронных учебно-методических комплексов — кейсах учебных дисциплин, которыми обеспечивается каждый обучающийся. Кейсы выдаются студентам на электронных носителях в компьютерном классе ФЗДО (факультет заочного дистанционного обучения) после оплаты обучения и заполнения специальной анкеты. Факт получения кейса фиксируется в реестре выдачи.

Обучающиеся по сетевой технологии весь необходимый учебный материал получают на сайте Университета http://www.kstu.kz на обучающем Web-портале, где размещены Internet-версии электронных обучающих ресурсов.

Для студентов заочной формы, обучающихся дистанционно по сетевой технологии, устанавливается два рубежных контроля в семестре на 7 и 14 неделях каждого семестра, а для студентов заочной формы, обучающихся по кейсовой дистанционной технологии рубежный контроль, проводится один раз в семестр, в период экзаменационной сессии по результатам выполнения лабораторных, практических, семинарских занятий, в том числе защит, выполненных контрольных работ.

Организация и проведение занятий на портале осуществляется преподавателями — тьюторами выпускающих и общеобразовательных кафедр университета, прошедшими специальную подготовку.

Промежуточная аттестация проводится с применением автоматизированных тестирующих комплексов во время сессии при явке студента на экзамен [4].

Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся. Если вы рассматриваете вариант образования с помощью данной технологии, то следует учесть следующее:

  1. К плюсам дистанционного образования можно отнести:

– доступность — независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;

– мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;

– социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья обучаемого;

– экономия времени преподавателей, которые вынуждены одновременно вести ежедневные занятия и уделять внимание студентам на заочном отделении, прибывшим для сдачи контрольных работ.

  1. Минусы дистанционного образования:

– отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются;

– необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;

– высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей;

– одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей-тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер у обучающегося и соответствующего программного обучения;

– необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося;

– как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися;

– высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск и использования существующих видео- и аудиофайлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов. [5, с. 7].

Главная функция ДО на сегодняшний день — предоставление возможности получения второго образования, повышение квалификации, потому что в этом случае в роли студентов выступают целеустремленные люди со сложившимся характером, которые смогут успешно завершить обучение. Следует учитывать, что перспективы развития данной формы обучения велики. Многие предпочтут дистанционное обучение в каком-нибудь престижном университете, чем даже очное в местном учебном заведении. Это существенно повысит качество квалифицированных работников, попадающих на рынок труда, и изменит в лучшую сторону положение в сфере образования (повысятся требования, предъявляемые ВУЗам, произойдет естественное «отмирание» учебных заведений, не выдерживающих конкуренции) [6, с. 122].

Литература:

  1. Штенгель, Ю. Ю. Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий / Ю. Ю. Штенгель // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — 2012. — С. 190–192.
  2. Девтерова, З. Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением / З. Р. Девтерова // Гуманизация образования. — 2010. — № 1. — С. 58–63.
  3. Послание Президента РК Назарбаева Н. А. народу Казахстана от 14.12.2012 г. // Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства — Изд. Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2016. — С. 9.
  4. kstu.kz: официальный сайт Карагандинского государственного технического университета [Электронный ресурс]. — Караганда: КарГТУ, 2006 -. — Режим доступа: http:// http://www.kstu.kz/, свободный. — Загл. с экрана.
  5. Степанов, А. Д. Преимущества и проблемы перевода обучения в интерактивные формы (дистанционное обучение) в АГЗ МЧС России / А. Д. Степанов // ГОСРЕГ: государственное регулирование общественных отношений. — 2014. — № 4. — С.7–10.
  6. Мазько, А. Ю. Новые технологии обучения (дистанционное обучение) / А. Ю. Мазько, В. Б. Поповская // Альманах современной науки и образования. — 2007. — № 3–3. — С. 121–122.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционного обучения, дистанционное обучение, технологии дистанционного обучения, дистанционного образования, Дистанционное обучение, минусы дистанционного обучения, технологий дистанционного обучения, форма обучения, университет дистанционного обучения, программами дистанционного обучения, распространение дистанционного обучения, особенностей дистанционного обучения, дистанционного обучения сроком, заочного дистанционного обучения, дистанционного обучения основная, сфере образования, дистанционного обучения необходима, средств дистанционного обучения, курсов дистанционного обучения, дистанционного технического.

Ключевые слова

дистанционное обучение, преподаватель-тьютор, кейс-технология, сетевая технология, Веб-портал, электронные обучающие ресурсы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос