Автор: Приходько Елена Валерьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.06.2014

Статья просмотрена: 354 раза

Библиографическое описание:

Приходько Е. В. Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 509-511.

В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалификации работников образования на примере Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки образования, результаты реализации регионального проекта «Научно-методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательные учреждения Кемеровской области в 2011/2015 г.г»..

Ключевые слова: система непрерывного образования, инновационные технологии, качество образования, система повышения квалификации, сетевая модель регионально-муниципальной методической службы, ФГОС ОО.

Значительные изменения, происходящие в современном обществе, требуют совершенствование системы непрерывного образования педагогических кадров. Именно педагог был и будет ключевой фигурой, практическим исполнителем реформирования образования, демонстрируя своим ученикам свое главное профессиональное качество — умение учиться. Модернизация российского образования всецело зависит от уровня профессионализма педагога, его заинтересованности и готовности участвовать в развитии инновационный деятельности образования в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО).

Система повышения квалификации изменяется в связи с обновлением содержания образования и подходов к педагогической деятельности, актуализируя мотивационную готовность, совершенствуя уровень профессионализма педагогов, в целом, педагогическую компетентность и педагогическое мастерство, в частности.

С целью создания условий для непрерывного профессионального образования педагогических работников в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО) ведется работа по внедрению различных форм взаимодействия с педагогами в межкурсовой период: постоянно действующие семинары, проблемно-ориентированные семинары, веб-семинары, тематические, индивидуальные консультаций по актуальным проблемам образования.

Обучение ведется с использованием системы управления обучения moodle. В системе дистанционного обучения Moodle (СДО) создается информационно-предметная среда, представляющая собой целостную образовательную систему курса по модулю, вынесенному на обучение с использованием ДОТ. Методы и приемы повышения квалификации педагогических работников совпадают с методами опосредованного педагогического общения обучающегося и преподавателя с применением интерактивных технологий, телеконференций в режиме реального времени.

Расширение спектра образовательных услуг и обеспечение их качества в соответствии с образовательными потребностями работников образования Кемеровской области осуществляется посредством целенаправленного и последовательного развития перспективных форм обучения слушателей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; создания единой системы информационной среды института на основе современной материально-технической базы [1].

Инновационное обучение обусловлено подготовкой организации к работе в новых условиях. Для осуществления повышения квалификации в дистанционной форме создан сайт дистанционного обучения ipk@kuz-edu.ru/. Организация обучения с использованием дистанционных технологий предусматривает реализацию дополнительных программ повышения квалификации частично или в полном объеме с использованием современных ИКТ-технологий, обеспечивающих возможность удаленного взаимодействия преподавателя и обучающегося. Для обеспечения эффективности общения с преподавателем используются онлайн консультации и офф-форумы, предоставляющие возможность обучающимся курса стать активным участником и обсудить наиболее актуальные и сложные темы.

Говоря об использовании дистанционной формы повышения квалификации работников образования Кемеровской области, необходимо отметить востребованность такого обучения, которое подтверждается статистическими данными. Так, например, в 2013/2014 учебном году 775 учителей проходят курсовую подготовку с использованием ДОТ. Эти данные в 3,6 раза больше в сравнении с 2010–2011 учебном году (215 учителей) [1].

Опыт проведения курсов для учителей иностранного языка с использованием дистанционных технологий также подтвердил актуальность использования дистанционных технологий, однако при этом и, казалось бы, традиционные формы и методы повышения квалификации претерпевают изменения. Это связано с тем, что смена образовательных парадигм диктует новые требования к методам, средствам повышения квалификации педагогических кадров. К числу таких обновлённых форм и методов можно отнести, например, применение игровых технологий. Целью их использования является становление и развитие умений и навыков аналитической, рефлексивной, творческой деятельности учителя, что само по себе обеспечивает формирование опережающих профессиональных компетентностей.

Несмотря на то, что лекция и считается традиционной формой обучения взрослых, но сегодня ее использование также носит инновационный характер. Эффективность использования лекции увеличивается в больших аудиториях, для обзора по определенной теме, для подготовки слушателей курса к творческой работе. Проведение современной лекции предполагает использование всевозможных средств, например: аудио- и видеоматериалов, фрагментов телевизионных материалов или изображения основных тезисов на флип-чарте и др. Проблемные лекции с элементами эвристической беседы, информационные лекции, лекции с опорным конспектированием, лекции-визуализации ориентируют на работу слушателей в процессе осмысления теоретического материала, включая их в процесс размышления над путями и способами его использования в своей практической деятельности.

Проведение семинарских занятий осуществляется в форме развернутой беседы на основании плана, а также в интерактивной форме (семинар-диалог, дискуссия, пресс-конференция, деловая игра, разбор конкретных ситуаций в виде упражнений, задач). Распространенной формой работы на семинаре является групповая дискуссия. Реализация семинара становится успешнее, если слушатели заранее самостоятельно сформулируют своё мнение на определенные вопросы. Такой способ помогает предметно и профессионально дискутировать, используя новый материал и конкретные факты. Семинарские занятия способствуют действенному применению теоретических знаний, развитию практических умений, опыта творческой деятельности, профессионального мышления.

На интенсивном семинаре можно использовать эффективную технику GROW (англ.- расти, вырасти, выращивать). Эта техника опирается на правильную постановку вопросов и следование четкой структуре. Прежде всего, вопросы направлены на конкретизацию «цели», которые обучаемые стремятся достичь в ходе текущего занятия. Затем внимание переключается на «реальность» предполагаемых действий. После этого посредством вопросов исследуется практические «варианты действий», которые могут выбрать обучаемые для достижения поставленной цели. И наконец, техника требует переключения на «волю» к действительному осуществлению специфических действий по реализации одного или нескольких из выявленных возможных вариантов действий. Далее проводиться дискуссия, в ходе которой анализируется результаты работы [3, с. 29].

Технология обучения и развития как синдикат — временная учебная группа, в игротехнической литературе «синдикат» заменяют альтернативными терминами как «дискуссионные группы», «жужжащие группы» или «группы решения», позволяющие «группам» принять одновременного решения одной и той же проблемы или для того, чтобы заняться разными, но взаимосвязными ее аспектами. Группе обучаемых предлагается вопрос, связанный с преподаваемым предметом, после чего эту группу делят на малые. В течение определенного количества времени педагоги обсуждают поставленный вопрос, вырабатывая коллективное мнение и подготавливая вывод. Следующий шаг — представитель каждой группы (презентатор, спикер) докладывает всем о принятом решении или сформулированном ответе. Главной целью данной технологии — активизация участников семинара на высказывание своей собственной точки зрения по проблеме и активное участие в дискуссии.

Практические занятия, несомненно, относятся к эффективным формам обучения педагогов, на которых преподавателем организуется работа обучающихся по обработке понятий, конкретизации представлений, а также решение различных педагогических задач. В ходе практического занятия реализуется как педагогическое руководство учебно-познавательной деятельностью слушателя со стороны преподавателя, так и управление собственной деятельностью самими слушателями, обеспечивающее их активное самообучение, саморефлексию [2, с. 305]. В отличие от семинаров, на практических занятиях слушатели имеет возможность не только анализировать информацию, структурировать материал, обобщать, но и генерировать способы осуществления практических действий применительно к своей образовательной области.

Для использования инновационного потенциала муниципальных методических служб (ММС) и образовательных организаций Кемеровской области с 2011 года в КРИПКиПРО реализуется проект: «Научно-методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательные учреждения Кемеровской области в 2011/2015 г.г»..

На первом этапе реализации проекта состоялось только погружение в проблему введения ФГОС ООО, когда коллективы 83 образовательных учреждений приступили к разработке основной образовательной основного общего образования (ООП ООО) и локальных актов, обеспечивающих переход на ФГОС ООО. Базовые площадки КРИПКиПРО по обеспечению научно-методического сопровождения введения ФГОС ООО в ОУ Кемеровской области работают по трём основным направлениям: нормативное правовое сопровождение; организация внеурочной деятельности обучающихся и методическое сопровождение перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО по предметным областям.

Принадлежность к той или иной группе базовых площадок явилось мотивирующим фактором к активизации инновационной деятельности школы через участие в мероприятиях, запланированных в рамках реализации проекта. Второй этап реализации проекта обеспечил передачу опыта реализации системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся.

С 2012 года введение ФГОС ООО осуществляется в шести пилотных школах — муниципальных общеобразовательных учреждениях Кемеровской области. Координация базовых площадок КРИПКиПРО и пилотных школ позволила с 2013–2014 учебного года подготовить педагогов 91 школы перейти в 5-ых классах на ФГОС ООО. Основным результатом реализации проекта является повышении уровня профессионализма педагогов, методическое сопровождение инновационных процессов в ММС области.

Таким образом, технология сетевого взаимодействия субъектов инновационных процессов позволяет выстраивать долговременные планы сотрудничества и целенаправленно работать по конкретной проблеме, используя их потенциал для повышения профессионализма педагогов области. Продуктом реализации проекта явились методические рекомендации по разработке Основной образовательной программы основного общего образования, а также учебно-методические комплекты, обеспечивающие организацию учебного процесса в новой школе и направленные на реализацию требований профессионального стандарта педагога, работающего в новых условиях.

В заключении необходимо отметить, что предложенные формы обучения для слушателей курсов КРИПКиПРО и сетевая модель регионально-муниципальной методической службы дают возможность каждому педагогу выбора в повышении уровня профессиональной компетенции в соответствии с приоритетными направлениями развития образования, также обеспечивают возможности для самореализации и самоутверждении в профессиональном сообществе.

Литература:

1.                  Красношлыкова О. Г. Публичный отчёт «О деятельности ГОУ ДПО (ПК)С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования в 2012–2013 учебном году» / О. Г. Красношлыкова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ipk.kuz-edu.ru/app/doc_kripkipro/doc/Public_otcet_12–13.pdf.

2.                  Иванченко В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 341 с. — (Сердце отдаю детям).

3.                  Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. П. Панфилова. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — с. 29.

Основные термины (генерируются автоматически): повышения квалификации, общего образования, основного общего образования, непрерывного образования, Кемеровской области, работников образования, квалификации работников образования, повышения квалификации педагогических, работников образования Кемеровской, образования Кемеровской области, повышения квалификации работников, стандарт общего образования, повышения квалификации и переподготовки, системе непрерывного образования, общего образования в образовательные, образования педагогических, реализации проекта, образования в образовательные учреждения, ФГОС ОО, с использованием дистанционных.

Ключевые слова

качество образования, инновационные технологии, система непрерывного образования, система повышения квалификации, сетевая модель регионально-муниципальной методической службы, ФГОС ОО.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос