Библиографическое описание:

Берлёв С. В. Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 206-207.

Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения представляет собой достаточно сложный, комплексный финансово-экономический и социально-педагогический процесс. Управление конкурентоспособностью тесным образом взаимодействует с маркетинговой и кадровой политикой ВУЗа, внедрением новых форм и методов организации учебного процесса. Одним из наиболее перспективных, инновационных факторов повышения уровня конкурентоспособности высших учебных заведений является организация и развитие системы дистанционного образования (ДО).

Существуют объективные причины востребованности дистанционного обучения:

- преодоление географических барьеров, которое актуально для такой большой страны, как Россия. Кроме того, в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья есть граждане, для которых обучение на русском языке – не проблема, а даже наоборот – появление новых возможностей получить образование.

- появление новых образовательных потребностей, оперативно удовлетворить которые традиционные образовательные структуры зачастую не успевают. Дистанционная форма обучения – более гибкая и позволяет оперативно реагировать на новые потребности общества.

- появляется все больше людей с особыми запросами, у кого недостаточно времени, возможностей, иногда и желания обучаться очно, желающих выстраивать свой учебный график самостоятельно, так, как им удобно и не зависеть от расписания. Это – военные, служащие, заключенные, люди с ограниченными возможностями, пенсионеры и т.д.

- Обучающихся (т.е. потенциальных клиентов) все больше привлекают и другие преимущества ДО: экономия времени, средств, личностный подход к обучению.

Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс подразумевает собой создание единой и целостной инфраструктуры, обеспечивающей оперативный доступ к электронным образовательным ресурсам и организацию сетевого учебного процесса едиными инструментальными средствами. Важную роль в организации действительно целостной среды дистанционного образования должны сыграть открытые стандарты на форматы описаний образовательных ресурсов и иные компоненты учебного процесса в Интернет.[1]

Целью разработки и формирования системы курсов для дистанционного образования является развитие стратегии в области модернизации обучения и тренинга, а также объединение высших учебных заведений и коммерческих предприятий для создания стандартов в сфере дистанционного обучения.[3]

Можно выделить основные характеристики, присущие эффективному дистанционному курсу:

- максимально возможная связь между обучаемым и преподавателем, обеспечение возможности группового обучения; обратная связь между обучаемым и учебным материалом,

- составление более детального плана учебной деятельности учащегося, и его организации, конкретная постановка задач и целей обучения;

- присутствие эффективной обратной связи, дающее учащемуся получать убежденность в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Наличие такой обратной связи должно быть оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;

- мотивация – также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для этого важно использовать разнообразные приемы и средства: структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы учащийся имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или курсы снижают заметно мотивацию обучения.[2]

Специфика учебного технологического оснащения, на котором предполагается проводить тот или иной курс, оказывает непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Если проектировщик курса предполагает, что курс будет функционировать полностью в сетях, без опоры на другие средства компьютерных и прочих информационных технологий, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, средства массовой информации) в качестве компонентов курса, то структура курса и его содержательная сторона, а также организация самого процесса обучения будут несколько иными.

К функциональным обязанностям дистанционной системы относятся:

- обеспечение возможности разрабатывать материалы и обучающие системы, которые были бы взаимосовместимы, максимально независимы от программно-аппаратной платформы, на которой происходит обучение;

- должна обеспечиваться возможность управления учебным процессом;

- возможность переиспользования отдельных частей учебного материала в любых курсах без существенной переработки содержания и структуры материала.

Опираясь на эти характеристики, система формирования курса для дистанционного образования, должна в себе содержать возможности с помощью которых можно создавать:

- тесты закрытой формы (при ответе отметить галочкой один или несколько вариантов ответов, которые на ваш взгляд являются верными);

- тесты открытой формы (необходимо вписать правильный ответ в соответствующее поле самостоятельно);

- тесты на соответствие (необходимо установить соответствие между элементами в левом и в правом столбцах, расставляя соответствующие цифры);

- тесты на упорядочивание (необходимо расставить предложенные варианты в нужной последовательности при помощи цифр);

- симуляции (интерактивные методы обучения, позволяющие получить практический опыт в заданной области знаний);

- лекционный материал (информация, передаваемая преподавателем студентам).

Система ДО призвана выполнять одну их основных функций - передачу «пакетов знаний», которые должны передаваться студентам, обучающимся в дистанционном формате.



Литература:

1. Полат, Е.С. Дистанционное обучение : учеб. пособие / Е. С. Полат, М.В Моисеева, А.Е. Петров, Ю.В. Аксенов, Т.Ф. Горбунькова, М.Ю. Бухаркина,. – М.: ВЛАДОС, 2002.
2. Гаевская Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: Учебное пособие. СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007.
3.Кревский И.Г. Информационно-образовательная среда открытого образования и развитие дистанционного обучения // Высшее образование сегодня. 2003 №8.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционного образования, дистанционного обучения, системе дистанционного образования, курса дистанционного обучения, учебного процесса, основного общего образования, формирования навыков аудирования, среде дистанционного образования, средство формирования навыков, дистанционного образования должны, системы дистанционного образования, высших учебных заведений, обучении иностранному языку, развития универсальных учебных, универсальных учебных действий, развития дистанционного образования, ступени основного общего, Внедрение дистанционного обучения, структурирование курса дистанционного, сетевого дистанционного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос