Взаимосвязь уроков русского языка и профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Автор: Смоленская Людмила Николаевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1437 раз
Библиографическое описание:
Смоленская, Л. Н. Взаимосвязь уроков русского языка и профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида / Л. Н. Смоленская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2830/ (дата обращения: 17.12.2024).
Современное общество предъявляет свои требования к выпускникам коррекционных школ. Юноши и девушки с ограниченными возможностями здоровья должны быть достаточно адаптированы к современной жизни. А помогает им в этом хорошее владение речью. Ещё Григорий Митрофанович Дульнев писал, что «русский язык является одним из основных предметов обучения в школе. Знание, умение, навыки, приобретённые учащимися на уроках по данному учебному предмету, играют огромную роль в деле подготовке детей к практической деятельности в жизни и вместе с этим способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса». [2, c. 129]
Изучение русского языка является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе 8 вида. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20- 50% учебного времени [1, c.15]
Целью уроков русского языка является «формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы» [1, c.16].
Наиболее сложной стороной речи является связная речь. Связная речь изначально является двусторонним процессом, складывающимся из умения строить высказывание самому и умения понимать других людей. Их объединяет единая целевая установка: выполнение функции общения. Кроме того, речь может быть построена и как высказывание одного человека, и как общение двух и более людей, т.е. монолог, диалог, беседа.
У школьников с нарушением интеллекта нарушена и монологическая, и диалогическая речь. Дети с трудом вступают в разговор, не всегда адекватно реагируют на обращённые к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего и наоборот.
Нарушения монологической речи проявляются ещё более резко. Здесь отмечаются искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы и т. д.
Кроме того, учащиеся с нарушением интеллекта часто имеют серьёзные дефекты в произнесении звуков и звукосочетаний, имеют бедный словарный запас, как пассивный, так и активный.
Все эти проблемы должны методично решаться на уроках русского языка. К ним добавляется проблема взаимосвязи уроков русского языка и других предметов, изучаемых в коррекционной школе.
Существует тесная взаимосвязь русского языка с трудовым обучением, так как на уроках трудового обучения требуются развёрнутые связные ответы, в которых дети должны уметь объяснить технику и порядок выполнения того или иного изделия. Они также должны знать производственные термины и их значение, что способствует расширению словарного запаса школьника и его активизации.
При развитии устной связной речи ведётся работа над логическим построением высказывания, расширением сферы употребления школьниками словарных средств, формированием навыков точного употребления слов в структуре предложения. Учащиеся должны не просто называть предметы и действия, совершаемые при производстве изделия, а именно знать терминологию, понимать нюансы тех или иных названий. Это особенно подробно рассматривается на уроках русского языка при изучении такой темы как «Состав слова».
Пример. На уроке в 6 классе рассматривается значение приставок, которое можно показать на примере глаголов, используемых при шитье: сметать, наметать, приметать, заметать.
Словарная работа на уроках развития устной речи ведётся в трёх направлениях: обогащение запаса слов за счёт введения новых лексических единиц; уточнение значений уже известных слов; активизация пассивного словаря детей.
Пример. В 5 классе мальчики начинают изучать пиление столярной ножовкой, а девочки изучают работу с тканью и ремонт одежды. Параллельно с этим на уроках русского языка даны тексты для списывания, содержащие термины верстак, лучковая пила, игла, их назначение и рекомендации по технике безопасности.
Или, спишите, распространяя предложения однородными членами:
В столярной мастерской мальчики учатся пилить,…
Ребята делают табуретки,…
Девочки учатся кроить, … Они шьют платья,….
Тем самым, помимо решения задач, поставленных на уроке русского языка, идёт закрепление знаний, полученных на уроках трудового обучения.
На уроках русского языка идёт постоянное знакомство с новыми профессиями, их значением и содержанием.
Пример. В 5 классе дано задание: ответить на вопросы, используя рисунки.
Что делает маляр?
Что делает столяр?
Что делает плотник?
Что делает швея?
Подобные упражнения не только расширяют кругозор школьников, но и способствуют развитию логики и последовательности высказывания.
К 8 классу задание усложняется. Уже надо восстановить порядок операций, например, при пошиве юбки или изготовлении табуретки.
Ведётся работа и над организацией самого высказывания. Она осуществляется с опорой на уже составленный из частей предмет или на картинный, схематичный (символический), словесный планы.
Пример.
5 класс. Дать полные ответы на вопросы. Ответы записать.
Кто работает в столярной мастерской?
Какие операции учатся делать мальчики?
Какие изделия они делают? Какие ещё мастерские есть у вас в школе?
8 класс. Ответьте на вопросы предложениями с однородными членами. Ответы запишите, расставляя, где нужно запятые.
Для работающих в швейной мастерской.
Из каких тканей можно сшить лёгкое платье? Что относится к основным деталям платья? Какие дополнительные детали могут быть в платье?
Для работающих в обувной мастерской.
Что служит деталями наборного каблука? Что относится к деталям низа обуви? Какие материалы можно использовать для изготовления обуви?
Несомненно, что в старших классах речь учащихся становится более совершенной, но без систематической специальной работы этого оказывается явно недостаточно для того, чтобы она стала полноценным средством общения.
Работа, направленная на решение выше перечисленных проблем на уроках развития устной речи, специальная работа по формированию навыков построения связных высказываний в значительной степени способствуют совершенствованию речевой практики учащихся, готовят детей к высказыванию развёрнутых сообщений на уроках трудового обучения и других устных уроках, а главное, помогут им полнее реализовать себя при выходе из школы.
Литература:
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М.: ВЛАДОС, 2000. – 320с.
Книга для учителя вспомогательной школы. Под редакцией Г.М. Дульнева. М.: УЧПЕДГИЗ, 1959. – 450с.