Вопросы формирования методологических, когнитивных и креативных качеств учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тохиров, У. О. Вопросы формирования методологических, когнитивных и креативных качеств учащихся / У. О. Тохиров, Ж. Э. Турсунов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 112-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2796/ (дата обращения: 27.04.2024).

Актуальной задачей сегодняшнего дня является поиск эффективных путей организации и проведения уроков в соответствии с содержанием учебной программы и ГОС.

Необходимо разработать теорию обучения, служащего определению уровня знаний, умений и навыков учащихся, фактором изменения в положительную сторону показателей учащихся.

Первым элементов теории обучения является образ учащегося. В процессе развития личности учащегося образовательная система является основным доказательством. Для создания эвристической теории обучения нужно определить идеальный образ учащегося в виде способностей, составляющих основу эвристических компонентов.

В процессе изучения реальной действительности ученик выполняет следующие основные виды деятельности: познание, изучение объектов окружающего мира; создание продукта личного образования; познание и создание.

При реализации данных видов деятельности проявляются следующие качества личности:

  1. Когнитивные (познавательные) качества: чувство окружающего мира, умение задавать вопросы, поиск причин явлений, умение показать понимание или не понимание сути вопроса.

  2. Креативные (творческие) качества: воодушевление, фантазия, острота ума, чувствительность к противоречиям, точность суждений и чувств, способность к рефлексии.

  3. Методологические качества (организаторская деятельность): умение определять и объяснять цель учебной деятельности, умение ставить перед собой цель, способность к рефлексии.

Когнитивные качества важны для человека, для его познавательной деятельности, эта деятельность распределяется в соответствии с учебными предметами:

  • физические и физиологические качества: умения видеть, слушать, понимать, чувствовать изучаемый объект, познание посредством вкуса, активная работоспособность, энергичность;

  • интеллектуальные качества: догадливость, аходчивость, логичность, умение обосновывать, анализировать и синтезировать, находить аналогии, применять различные аргументы;

  • выносливость, сообразительность, поиск проблемы, умение экспериментировать, умение задавать вопросы, умение видеть противоречия, формирование гипотез и проблем, выполнение теоретических и экспериментальных исследований, умение обобщать и делать выводы;

  • знание норм морали и традиций, умение обосновывать знания и результаты, умение определять свои мысли при ситуации выбора, оперативность действий;

  • умение выражать понимание или не понимание возникших вопросов, умение понимать и оценивать позиции других, умение вступать в содержательный диалог и дискуссию;

  • умение находить основные и второстепенные объекты, взаимосвязь между ними, причину возникновения объекта, источник;

  • понимание своеобразного содержания каждого изучаемого предмета, овладение базовыми знаниями, навыками и умениями, понимание фундаментальных проблем изучаемого предмета, нестандартное мышление;

  • умение находить причины возникновения культурно-исторических объектов, определять его структуру и состав, создавать системы идеальных объектов, находить взаимосвязь между реальными объектами и культурно-историческими явлениями;

  • умение воссоздавать усвоенные знания в материальной и нравственной формах.

Креативные качества в процессе образования обеспечивают учащемуся условия для создания творческого продукта:

  • эмоционально-образные качества: воодушевление, эмоциональный подъем в творческой ситуации, образность, воображение, фантазия, вдумчивость, романтизм, чувство новизны, творческая гипотеза;

  • инициативность, изобретательность, готовность придумывать, своеобразие, нестандартность;

  • способность генерировать идеи;

  • овладение разнообразием мышления, соответствие с нормами морали в семье, школе, социальной среде;

  • умение контактировать с изучаемым объектом, выбирать методы изучения, определить структуру и состав, устанавливать взаимозависимость между объектами.

Организаторские деятельностные (методологические) качества в процессе организации обучения проявляются в познании и творчестве:

  • знание учащимся особенностей своей индивидуальной деятельности;

  • умение понимать и объяснять свои цели посредством занятий учебным предметом;

  • целесообразность, соответствие содержанию программ, доведение начатого до конца, целеустремленность, упорство и настойчивость:

  • учебное целеполагание в заданной отрасли, умение планировать достижение успеха, выполнение намеченного плана исходя из индивидуальных способностей, достигать и осознавать свой результат, умение сравнивать свои результаты с результатами товарищей;

  • формирование правил деятельности, закономерностей её системы;

  • самоорганизация: планирование деятельности, программирование, коррекция этапов и способов деятельности, регулирование деятельности, альтернативное мышление:

  • самоконтроль, самоанализ и самооценка;

  • умение вступать в отношения с другими субъектами образования и окружающим миром, отстаивать, защищать свои идеи, решительность;

  • умение организовать творчество других, изучать и перерабатывать идеи других, организовать мозговой штурм, принимать в нем участие, сравнивать идеи, умение дискуссировать и диспутировать.

Перечисленные качества служат расширению и уточнению способностей учащихся. Эвристические способности учеников используются для формирования целей образовательного процесса.


Литература:
  1. Модернизованный государственный образовательный стандарт и учебная программа. – Т.: Янгиюль полиграф сервис, 2010. – С. 292.

  2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика теория и технология креативного обучения. Издательство Московского университета. 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): качество, окружающий мир, умение.

Похожие статьи

Формирование УУД в предметной области «Окружающий мир»

Библиографическое описание: Бурова Н. В., Крец И. Б., Соболева И. В. Формирование УУД в предметной области «Окружающий мир»

в самостоятельную, критически мыслящую личность, приобретает умение учиться, что обязательно отразится на качестве знаний.

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной школе

Выделяют следующие способы организации дифференцированной работы на уроках окружающего мира

Формируются и развиваются такие личностные качества как умение анализировать собственные успехи и неудачи, выявлять собственные возможности; умение...

Информационно-коммуникационные технологии в начальной...

- организован контроль знаний, умений и навыков. Разрабатывая уроки по предмету «Окружающий мир» с использованием информационно-коммуникационных технологий в

- усиление мотивации обучения; - улучшение качества обучения и воспитания, что повысит...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

...условия для выработки умений и навыков мыслительной деятельности, раскрытие и развитие их способностей.

По Окружающему миру ребята проходили тему «Животные». И на уроке зашел разговор о кроте.

Наблюдает, как проявляются лидерские качества учеников.

Учебник как средство организации самостоятельной работы...

Самостоятельностью называется одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой определённые цели и в умении добиваться их достижения

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как...

Цель дидактических игр заключается в формировании у учащихся умения применять полученные знания на практике.

игр обусловлен их выбор в качестве наиболее эффективного средства развития мотивации обучающихся начальной школе на уроках «Окружающий мир».

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

живописное восприятие, окружающий мир, умение, ребенок, навык, живопись, умение ребенком, критерий оценки, передний план, живописное видение.

Организация исследовательской деятельности с использованием...

Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет не только добавить в урок

Целью применения ИКТ в исследовательской деятельности является повышение качества

знания, сколько развитию и совершенствованию у ребят умения получать эти знания...

Развитие творческих способностей младших школьников на...

В то же время все дети от природы творческие (творчество – родовое качество человека).

умение обосновывать интуитивные и заранее подготовленные решения [4, с.18-19]. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный...

Похожие статьи

Формирование УУД в предметной области «Окружающий мир»

Библиографическое описание: Бурова Н. В., Крец И. Б., Соболева И. В. Формирование УУД в предметной области «Окружающий мир»

в самостоятельную, критически мыслящую личность, приобретает умение учиться, что обязательно отразится на качестве знаний.

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной школе

Выделяют следующие способы организации дифференцированной работы на уроках окружающего мира

Формируются и развиваются такие личностные качества как умение анализировать собственные успехи и неудачи, выявлять собственные возможности; умение...

Информационно-коммуникационные технологии в начальной...

- организован контроль знаний, умений и навыков. Разрабатывая уроки по предмету «Окружающий мир» с использованием информационно-коммуникационных технологий в

- усиление мотивации обучения; - улучшение качества обучения и воспитания, что повысит...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

...условия для выработки умений и навыков мыслительной деятельности, раскрытие и развитие их способностей.

По Окружающему миру ребята проходили тему «Животные». И на уроке зашел разговор о кроте.

Наблюдает, как проявляются лидерские качества учеников.

Учебник как средство организации самостоятельной работы...

Самостоятельностью называется одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой определённые цели и в умении добиваться их достижения

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как...

Цель дидактических игр заключается в формировании у учащихся умения применять полученные знания на практике.

игр обусловлен их выбор в качестве наиболее эффективного средства развития мотивации обучающихся начальной школе на уроках «Окружающий мир».

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

живописное восприятие, окружающий мир, умение, ребенок, навык, живопись, умение ребенком, критерий оценки, передний план, живописное видение.

Организация исследовательской деятельности с использованием...

Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет не только добавить в урок

Целью применения ИКТ в исследовательской деятельности является повышение качества

знания, сколько развитию и совершенствованию у ребят умения получать эти знания...

Развитие творческих способностей младших школьников на...

В то же время все дети от природы творческие (творчество – родовое качество человека).

умение обосновывать интуитивные и заранее подготовленные решения [4, с.18-19]. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный...