Критерии для оценки сформированности живописного восприятия у учащихся ДХШ и ДШИ на уроках живописи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 29.04.2016

Статья просмотрена: 2488 раз

Библиографическое описание:

Клетнова, В. А. Критерии для оценки сформированности живописного восприятия у учащихся ДХШ и ДШИ на уроках живописи / В. А. Клетнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1130-1133. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29125/ (дата обращения: 05.10.2024).



Статья посвящена вопросу развития живописного восприятия окружающего мира и базирующихся на них способностей образного, творческого мышления, воображения, фантазии в процессе освоения живописи.

Ключевые слова: виды восприятие, живописное восприятие, критерии, эстетическое отношение к живописи.

В процессе обучения учеников ДХШ одним из приоритетных направлений, формирующих практические художественные навыки и живописное восприятие является — живопись. Одним из самых важных векторов сегодняшнего дополнительного образования является подготовка учащихся ДХШ и ДШИ к поступлению в высшие учебные заведения и развитие способности у учащегося к эмоциональному и эстетическому восприятию окружающего мира по средствам живописной деятельности

Живописная подготовка учащихся необходимый элемент, который требует глубокого изучения. Живопись как фундаментальный предмет художественной школы способствует формированию художественного, целостного, колористического, а главное живописного восприятия мира глазами ребенка. Цвет как основа живописного языка является активным средством выразительности, а умение ученика владеть цветом одна из главных проблем и задач живописной подготовки ученика. Умение ребенком видеть и воспринимать цвет, как особенный инструмент художника важная составляющая живописного восприятия.

Главной проблемой в процессе преподавания живописи является развитие у ученика живописного восприятия. Решение данной проблемы не возможна, без общей теоретической и практической подготовки ученика, без изучения основ цветоведения и особенностей восприятия цвета, а также передачи цвета в изобразительной плоскости.

К вопросу о живописном видении или живописном восприятии обращались множество ученых в сфере педагогики, психологии, эстетики и искусства, но до конца этот вопрос не был изучен, поэтому данная сфера будет долгие годы является благотворной областью для подробных изучений. Вопрос развития живописного восприятия у учеников художественной школы в контексте предмета живописи и того взаимодействия, которое оно охватывает на весь образовательный процесс решен не полностью. Современное художественное образование требует от учащихся не только знаний, умения и навыков, но и творческого мышления, умение видеть натуру с точки зрения художника, воспринимать мир живописно. Учебная программа по живописи предлагает изучение различных техники способов, видов изобразительной живописной грамоты. Эффективность освоения программы во многом зависит от уровня сформированности живописного восприятия.

Художник видит цвет, объем и остальные характеристики сразу, одновременно, но когда один их этих аспектов доминирует, то тогда говорят об определенном типе восприятия. Н. Ю. Виргилис и В. И. Зинченко [3] отмечают, что у художников могут формироваться два-три и более способа восприятия. Г. Вельфлин [1] отмечает, что при живописном восприятии внимание отвлекается от краев, контур становится более или менее безразличным глазу. Основным элементом впечатления являются предметы как видимые пятна. При этом безразлично так же говорят ли пятна как краски или же, как светлости и темности. Таким образом, живописностью могут обладать как картины, исполненные монохромно, что исключает колорит. Живописное видение, исходя из слов Г. Вельфлинга, не обязательно должно быть и колористическим одновременно. Живописным становится пространство, в котором, прежде всего главным является свет и воздух.

Учитель призван обеспечить формирование эстетического отношения к миру, направляя, и корректирую деятельность ребенка, развивая восприятие посредствам живописи. В своем исследовании Н. Пронина приходит к важнейшим выводам, с которыми нельзя не согласится:

1) восприятие — стержневой процесс в создании изображения;

2) механизм восприятия заключается в том, что при наличии конкретной цели и задачи в сознании постоянно находится установка на поиск материала для решения этой проблемы. Поэтому, для развития восприятия у учеников необходимо постоянными упражнениями активизировать их психофизический «аппетит»: они постоянно должны наблюдать, воспринимать, интерпретировать, отбирать, и снова обогащаться впечатлениями.

3) важными сторонами восприятия являются целенаправленность и осмысленность; в изобразительной деятельности целенаправленное восприятие управляется и подчиняется намеченным целям;

4) существуют способы управления зрительным восприятием: в первую очередь к ним относится установка, которая определяет направление изобразительных действий ученика, активирует подвижность восприятия, активность формирования изобразительных представлений.

5) восприятие тесно связано с различными способами мышления, поэтому его развитие неразрывно связано с мышлением;

6) чувственное познание заключается в непосредственной настройке органов чувств на объект;

7) восприятие — это познавательный процесс, который характеризуется рядом закономерностей, основными из которых являются цельность, осмысленность, aпперцепция, избирательность, константность [4].

Воплощение образов, как утверждает В. В. Визер, должно основываться на глубоком осмыслении и правдивом, грамотном изображении живописных форм, так как от этого зависит красота, глубина и выразительность художественного образа, его эмоциональное воздействие на зрителя [2]. По убеждению автора, обучение живописной изобразительной грамоте опирается на известные знания, которые приобретены, проверены и усовершенствованы многовековым живописным опытом великих мастеров искусства живописи, поэтому постижение опыта выдающихся художников прошлых столетий, изучение базовых законов изобразительного искусства и законов природы (видов освещения, цветовой гармонии) открывает начинающему художнику кратчайший путь к профессиональному искусству.

Основной задачей уроков живописи является развитие живописного восприятия у детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

Развивая навыки творческой деятельности учащихся школа тем самым вооружает ребенка представлением о профессиональном искусстве.

В живописи дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающем мире. В процессе творческой деятельности учащиеся усваивают живописные умения и навыки, учатся наблюдать и анализировать. Таким образом живопись, как учебный предмет служит средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию восприятия мира. Полученные на уроках живописи знания, умения и навыки находят свое применение не только в сопутствующих художественному образованию предметах, таких как рисунок и композиция, но и в дальнейшей жизнедеятельности.

Процесс живописного изображения действительности достаточно сложный, и естественно отражение мира в живописи каждого ученика индивидуально и неповторимо. Возникает вопрос, как же оценить сформированность у того или иного ребенка уровень живописного восприятия. Для оценки живописного восприятия разработаны пять критериев оценки, конечно, на сформированость живописного восприятия действует множество факторов, таки как уровень развития, воспитания, память, воображение, мышление, умения и навыки ребенка, но предложенные пять критериев являются универсальными.

На основе анализа научной литературы были выявлены следующие критерии оценки сформированности живописного восприятия, приведенные в таблице № 1.

Таблица 1

Критерии оценки сформированности живописного восприятия

п/п

Оцениваемые навыки

Система оценки

1.

Композиционное решение

—гармонично найдены пропорции изображения и поля листа;

—наблюдается единство и взаимосвязь между частей деталями изображения;

—размещение цветовых пятен и оттенков поддерживает композиционное построение работы.

2.

Передача формы предметов цветом

—объем лепится живописным мазком и изменением цвета и тона в соответствие с освещением;

—соблюдено сочетание холодного (освещения) и теплого (тень) цветов;

—передаются мягкие переходы от света к тени;

—найдена цветовая гармония, колорит работы;

—передается целостный взгляд на постановку;

— в работе хорошо выражено пространство с помощью использования правил световоздушной перспективы:

а) для передачи переднего плана использованы тоновые контрасты;

б) для передачи переднего плана использованы цветовые контрасты;

в) отчетливо выражены три пространственных плана с помощью тоновой и цветовой характеристики;

— наблюдается распределение тепло — холодности цвета по степени удаления от зрителя.

3.

Владение живописной техникой

— использованы цвета частей и деталей соответствующие наблюдаемым;

— краски нанесено послойными слоями;

— использованы сочетание живописных приемов и техник: «лессировка», «алляприма», «по-сырому», «проскабливания», «тонкий слой», «письмо объемным слоем»

а) повторные записи лессировки создают ощущение формы и сохраняют красочность;

б) использованы живописные мазки, подчеркивающие форму предметов на свету и на переднем плане;

в) в теневых частях использованы мягкие переходы цветов, нанесенных тонким слоем.

4.

Цветогармоническое решение

— решены основные композиционные и смысловые задачи в цветогармоническом построении;

— создана целостная гармоническая структура;

— цветовая организация изобразительной плоскости находит свое продолжение в обшей тематической направленности;

— ярко выражено индивидуальное прочтение;

— смысловые акценты и общее пластическое решение формируют органичное образно- ассоциативное восприятие.

5.

Ассоативно- образное выразительность

— живописные элементы построения формируют целостную систему восприятия, создавая единое энергетическое поле, сложное проникновение форм и трактовки пространства плоскости изображения;

—тональное решение не находит должного продолжения в распределении активных начал в цветовом исполнении.

Выявленные в ходе анализа научно-исследовательской литературы критерии способствуют формированию в ребенке живописного восприятия действительности. Умение ребенком грамотно решит композицию влияет на целостное восприятие действительности и способствует передачи чувств и эмоций ребенка через живопись. Ребенок освоив навыки композиционного решения плоскости, не просто видит разницу в цветовых и тоновых пятнах, а может собрать единую живописную картину. Правильная передача формы предметов цветом, умение ребенком владеть живописными техниками и грамотное цветогармоническое решение картинной плоскости, все эти критерии играют важную роль в формировании живописного восприятия, так как они непосредственно связаны с полученными в результате обучения знаниями, умениями и навыками. Чем лучше ребенок умеет пользоваться полученными умениями, тем более выразительной и будет его живопись, и тем самым ребенок будет иначе, по живописному, смотреть на окружающий мир. Последний пятый критерий главным образом влияет на восприятие ребенка. Через использование цвета, как образной составляющей ребенок передает свои чувства и эмоции. В данном критерии формируется живописная система восприятия, создаваемая ребенком, как сложное эмоциональное и энергетическое пространство, через детскую трактовку формы и пространства изображаемой действительности.

Фундаментом сформированного живописного восприятия является организованное и систематическое обучение ребенка основам и закономерностям живописной грамоты.

Живописное восприятие, умение видеть натуру и ее составные элементы в единой эстетической картине, является приоритетным направлением в современном дополнительном образовании и именно воспитание живописного восприятия с самого раннего возраста позволит в дальнейшем развить в человеке те самые художественные и эстетические качества. Развитие живописного восприятия непосредственно связано с развитием личности. Поэтому данное исследование требует поиска инновационных методик и оригинальных творческих идей, которые позволят достигнуть заданной цели.

Литература:

  1. Вельфлинг Г. Основные понятия истории искусств. — М.-:130.-290 с: ил.
  2. Визер В. В. Живописная грамота. Основы искусства изображения — Санкт Петербург: Питер, 2006. -192 с.: ил.
  3. Виргилис Н. Ю., Зинченко В. П. Проблемы адекватности образа.-«Вопросы философии».1967,№ 4,с.55–65.
  4. Пронина Н. К. Формирование колористического единства в процессе живописного изображения: дис.канд. пед. наук: 13.00.02/Пронина Наталья Константиновна.-Омск, 2004,151 с.
Основные термины (генерируются автоматически): живописное восприятие, окружающий мир, живопись, критерий оценки, навык, передний план, ребенок, умение, умение ребенком, живописное видение.


Ключевые слова

критерии, виды восприятие, живописное восприятие, эстетическое отношение к живописи., эстетическое отношение к живописи

Похожие статьи

Роль умственного воспитания в формировании педагогического мышления

В статье повествуется о том, что формирование нового педагогического мышления является актуальной проблемой современного периода, о роли в развитии педагогического мировоззрения и умственного воспитания учеников и разрешении данной проблемы преподава...

Развитие творческого мышления в системе дополнительного образования детей и взрослых

В статье рассмотрено понятие мышление в целом, творческое мышление, история изучения творческого мышления, пути реализации творческого мышления, этапы творческого процесса, проблемы возникающие в современной системе обучения изобразительному искусств...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Психологические и художественные особенности картины мира у студентов-художников и студентов других специальностей

В статье рассматривается структура визуальной картины мира, процесс ее формирования. Приведены результаты психолого-педагогического исследования качественных характеристик картины мира у студентов-художников и студентов других специальностей.

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образности как важного звена в общей системе речевой работы. Выделяются и описываются характерные особенности речи детей пятого года ж...

Формирование у учащихся умений критически оценивать литературных героев

В статье раскрываются особенности развития у учащихся критического мышления в процессе изучения художественных произведений, даны определения понятия «критическое мышление», выдвинутые известными психологами, характеризуется система работы по анализу...

Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения

В статье рассмотрены проблемы использования ролевых игр в учебном процессе, показаны пути и средства их преодоления, обоснована эффективность данного методического приёма для развития способностей у обучаемых к самостоятельному творческому мышлению, ...

Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Учебная практика — пленэр — необходимая составляющая в системе художественного образования

Статья посвящена постановке художественно-творческих задач учебной практики, определению главной цели пленэра и его роли в освоении художественных навыков, освещается краткая история становления пленэрной живописи, а также даются рекомендации по напи...

Похожие статьи

Роль умственного воспитания в формировании педагогического мышления

В статье повествуется о том, что формирование нового педагогического мышления является актуальной проблемой современного периода, о роли в развитии педагогического мировоззрения и умственного воспитания учеников и разрешении данной проблемы преподава...

Развитие творческого мышления в системе дополнительного образования детей и взрослых

В статье рассмотрено понятие мышление в целом, творческое мышление, история изучения творческого мышления, пути реализации творческого мышления, этапы творческого процесса, проблемы возникающие в современной системе обучения изобразительному искусств...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Психологические и художественные особенности картины мира у студентов-художников и студентов других специальностей

В статье рассматривается структура визуальной картины мира, процесс ее формирования. Приведены результаты психолого-педагогического исследования качественных характеристик картины мира у студентов-художников и студентов других специальностей.

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образности как важного звена в общей системе речевой работы. Выделяются и описываются характерные особенности речи детей пятого года ж...

Формирование у учащихся умений критически оценивать литературных героев

В статье раскрываются особенности развития у учащихся критического мышления в процессе изучения художественных произведений, даны определения понятия «критическое мышление», выдвинутые известными психологами, характеризуется система работы по анализу...

Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения

В статье рассмотрены проблемы использования ролевых игр в учебном процессе, показаны пути и средства их преодоления, обоснована эффективность данного методического приёма для развития способностей у обучаемых к самостоятельному творческому мышлению, ...

Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Учебная практика — пленэр — необходимая составляющая в системе художественного образования

Статья посвящена постановке художественно-творческих задач учебной практики, определению главной цели пленэра и его роли в освоении художественных навыков, освещается краткая история становления пленэрной живописи, а также даются рекомендации по напи...

Задать вопрос