Сущность и содержания понятия «живописное восприятие» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 14.03.2017

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Клетнова В. А. Сущность и содержания понятия «живописное восприятие» // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 427-429. — URL https://moluch.ru/archive/144/40368/ (дата обращения: 18.10.2018).



Понимание основных законов функционирования живописного восприятия возможно лишь в том случае, когда изучены психологические механизмы восприятия.

Восприятие — уровень познания окружающей действительности, который следует за ощущением. Восприятие как процесс осуществляется совместно с ощущением, если в результате ощущения человек получает информацию о свойствах и качествах предмета или явления, то в процессе восприятия человек получает целостный образ. Если рассматривать данный факт с литературной точки зрения, то можно говорить, что ощущение отвечает на вопрос «какое явление, ситуация, предмет?», а восприятие отвечает на вопрос «что это за явление, ситуация, предмет?» [1].

Наивысшей ступенью в творческой деятельности можно назвать художественное восприятие, которое характеризуется как процесс, обусловленный характерными чертами и свойствами, направленный на субъект воспринимающий художественное произведение и способствующий получению эмоционального отклика. В процессе художественного восприятия участвуют два субъекта, это зритель и автор, в процессе восприятия зритель выявляет заложенную автором идею и считывает цельный образ [2]. В случае прочтения зрителем мыслей и сюжетной идеи автора, можно говорить о положительном отклике художественного восприятия, в противном случае восприятие сталкивается с проблемой визуального языка. Таким образом можно судить о том, что настолько тонкие материи как воплощение художественного образа и его художественное восприятие зрителем является наивысшей формой познавательной деятельности, и осуществить ее может только человек. В результате хочется выделить, что в данной познавательной деятельности упор ставится на духовной и эмоциональной составляющей.

Весь процесс художественного восприятия можно разделить на: линейное, цветовое, колористическое, объемное, пластическое и живописное и т. д. [3]. Конечно, рассматривая различные виды художественного восприятия нельзя говорить о их существовании каждого в отдельности, они существуют в единстве и синтезе. В случае если один из аспектов начинает доминировать в той или иной ситуации, то можно судить о наличии определённого типа восприятия. Ученые Н. Ю. Виргилис, и В. И. Зинченко отмечают, что у творческого человека, будь то художник, музыкант или поэт одновременно может быть сформировано несколько типов восприятия [4].

Восприятие с точки зрения искусства может рассматриваться с двух точек зрения. Во-первых, восприятие может рассматриваться как процесс видения реальности, тогда мы говорим о художественном восприятии реальности. Данный процесс характеризуется как способность восприятия действительности через культуру и искусство средствами его языка, особенных черт и свойств [5]. В случае если говорить о второй способности — восприятие произведения искусства, то следует отметь, что в данном случае художник, как автор говорит со зрителем через свой собственный замысел и своим образным языком. Иначе говоря, первый вид восприятия открывает способность к видению «мира не как все», через призму искусства и культу, а второй вид открывает способность к восприятию действительность средствами художника как проводника.

К характерным свойствам художественного восприятия относится относятся:

‒ эмоциональность;

‒ целостность (умение выделять главное и соединять детали воспринимаемого в единую систему при помощи средств художественной выразительности);

‒ единство эмоций и разума (синтез противоположностей в системе художественного восприятия);

‒ насыщенность видами восприятия (линейное, цветовое, колористическое, объемное, пластическое), в том числе и живописное.

Рассматривая художественное восприятие как наивысшую точку в системе формирования творческой личности, важно выделить — живописное восприятие, как свойство художественного восприятия, и как особый процесс творческого мышления. Таким образом определенно важной ступенью в системе развития творческого процесса является живописное восприятие.

Живописное восприятие — это визуальный процесс, обогащенного художественного видения, которое воплощается в определенной живописной системе. Живописное восприятие находится в неразрывной связи с цветовым видением, в результате данного синтеза образуется многообразие цветовых и тональных отношений, появляется пространство, создается колорит и как следствие живописное произведение.

Цветовое видение как основа живописного восприятия заложено в человеке от природы, не считая отклонений в здоровье (дальтонизм), оно может провялятся в разных степенях у кого-то оно может быть обостренным и развитым, а у кого-то наоборот. В случае нарушения уровня цветового видения или болезни цветового восприятия, человек не сможет стать живописцем, но сможет развить в себе другие виды художественного восприятия.

Рассматривая систему художественного восприятия как высшую точку творческого мышления, нельзя не обратить внимание на тот факт, что живописное и колористического восприятие находятся практически на одном уровне творческого развития, и все же между данными процессами зрительного восприятия есть большая разница. Нельзя сформировать живописное восприятие, не пройдя этап колористического восприятия, так как колорит является наиболее важной единицей в системе живописного обучения. Как известно, колорит в живописи — характерная сложившаяся система цветов и оттенков, способная передать эмоциональное состояние и освещенность в художественном произведении [6], а колористическое восприятие — это способность видеть и объединять в единую цветотоновую систему зачастую разрозненные в природе зрительные впечатления [7]. В результате выше сказанного можно сделать вывод, что каждый человек может обладать цветовым видением, характеризующимся способностью различать оттенки окружающего мира, но не каждый человек способен обладает колористическим восприятие и умением систематизировать увиденные цвета и оттенки в единую, гармоничную картину.

Колористическое и живописное восприятие формируется в процессе обучения. Ребенок пришедший в школу может в большей или меньшей степени обладать колористическим восприятием, кому-то от природы дано гармонично составлять цветовые сочетания, а кому-то нужно прилагать определённые усилия и обучатся. В отличие от колористического восприятия живописное восприятия формируется только средствами живописной практики и в процессе обучения. Например, формирование живописного восприятия может осуществляется по средствам анализа: пространства, цвета, формы и объема, поскольку данные характеристики входят в структуры живописного восприятия. В процессе такого аналитического восприятия обостряется цветовое видение и формируется живописное восприятия.

В художественном образовании, живописным часто называют творческие работы выполнение в графике, ученый Г. Вельфлин описывая методы и приемы изображений указывает, что при графическом восприятие акцент делается в основном на контуры, силуэты [8]. В то время, когда художник работает над графическим произведением, он старается выделить форму, контур, силуэт, подчеркнуть линию и передать особый графический характер. Художник, обладающий живописным восприятием и работающий над живописным произведением отвлекает внимание от контуров, стараясь сделать их менее заметными. Предметы и объекты становятся пятнами, распределенными то тону и образующие единый образ. Но нельзя говорить о том, что графические картины не могут быть живописными, в случае если художник создаёт графическое произведение пользуясь законами живописи и не обостряет внимание на контурах и силуэтах, то смело можно говорить о живописности данного графического произведения. Таким образом можно сделать вывод, что живописное восприятие в некоторых случаях исключает колорит, например, работы многих живописцев выполненные в технике «гризайль» можно назвать живописными.

Анализируя особенности творческого процесса восприятия (художественного, живописного, колористического) можно сделать выводы о том, что первоначальной ступенью к творческому мышлению является цветовое видение. Ребенок осознано или нет видит цвета, распознает их и складывает в определенные системы, и как только эти системы образуют колорит, тогда можно говорить о сформированном колористическом восприятие. В случае создания ребенком живописного произведения, в котором сочетание цветов образуют гармонию и колорит, композиция уравновешена, живописная техника отражают красоту окружающего мира и воздействуют на чувства и эмоции, тогда можно говорить о сформированной живописного восприятия. Данный факт способствует тому, что живописное восприятие — это процесс при котором учитывается не только видение и восприятие цвета, но и умение находить неразрывную связь цвета с многообразием нюансных отношений натуры, в связи с освещением, расположением предметов в пространстве, композицией, воздушной и линейной перспективой и умением художника воздействовать на зрителя. Наивысшим уровнем развития творческого развития является художественное восприятие, в отличии от живописного, художественное восприятие вкладывает в умение художником не только правильно распоряжается своими способностями, но и еще наполнять художественное произведение идеей, смыслом, эстетикой и другими художественно-творческими понятиями.

В результате анализа теоретической литературы по вопросам психологии и философии восприятия, а также при изучении теоретических трудов по искусствоведению, обзора теории и методов преподавания живописи были сделаны выводы о том, что живописное восприятие складывается из следующих составляющих:

‒ развитое цветового видения (способность создавать гармоничный колорит, грамотно использовать основы цветоведения, уметь видеть и распределять тончайшие нюансы цветовых отношений при воздействии на предмет окружающей среды);

‒ развитое целостностое видение (способность создавать единство между деталями изображения, умение грамотно использовать законы композиции, умение выявлять пропорциональные отношения в изображении);

‒ развитое живописно-пространственное видение (способность грамотно передавать световоздушную среду, умение обобщать форму и передавать объем средствами светотени и тона);

‒ эмоциональная выразительность (способность использовать и преобразовывать цвет как образную составляющую, умение предавать средствами композиции творческую идею и замысел).

Литература:

  1. Бойко, Е. И. Механизм умственной деятельности: Динамические временные связи / Е. И. Бойко. — Москва: Педагогика, 1976. — 248 с.
  2. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. — Москва: Искусство, 1964. — 86 с.
  3. Выготский, Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. — Москва: Педагогика, 1987. — 344 с.
  4. Виргилис Н. Ю., Зинченко В. П. Проблемы адекватности образа. — «Вопросы философии». 1967, № 4, с.55–65.
  5. А. Г. Асмолов Личность как предмет психологического исследования. с.189].
  6. Алексеев, С. С. О колорите / С. С. Алексеев. — Москва: Изобразительное искусство, 1974. — 172 с.: ил.
  7. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. — Санкт-Петербург.: Речь, 2007. — 205 с., ил.
  8. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. — М.-.: 1930.-290 с.: и.
Основные термины (генерируются автоматически): живописное восприятие, художественное восприятие, цветовое видение, колористическое восприятие, восприятие, художественное произведение, творческое мышление, живописное произведение, графическое произведение, процесс.


Похожие статьи

Проблема художественного восприятия...

художественное восприятие, восприятие, художественный образ, уровень, явление действительности, произведение искусства, активное овладение, зрительное восприятие, научная литература...

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

В статье представлен опыт организации работы по развитию художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в ходе НОД. Обозначена роль восприятия, как одного из компонентов по обогащению детского творчества и развития когнитивной сферы.

Восприятие художественной литературы дошкольников

Восприятие художественной литературы детьми носит творческий характер, выражается он в субъективно эмоциональном, и преобразующем отношении ребёнка к художественному произведению.

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей» [6 с. 5].

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Восприятие произведений художественной литературы будет полноценным только при условии, если дошкольник будет к нему хорошо подготовлен, в частности силами воспитателя дошкольного образовательного учреждения [5, c.217].

Критерии для оценки сформированности живописного...

Статья посвящена вопросу развития живописного восприятия окружающего мира и базирующихся на них способностей образного, творческого мышления, воображения, фантазии в процессе освоения живописи.

Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание...

Ключевые слова: книга, художественный текст, иллюстрация, изобразительное искусство, восприятие. Художественная иллюстрация выступает в качестве важнейшего элемента книги для детей, которая во многом определяет ее художественную ценность...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы...

Влияние кинематографа на восприятие произведений...

Восприятие, воспринимать, воспринял – это слова, и их синонимы постоянно употребляются людьми в повседневной жизни.

Так какое же влияние оказывает кинематограф на восприятие произведений художественной литературы?

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблема художественного восприятия...

художественное восприятие, восприятие, художественный образ, уровень, явление действительности, произведение искусства, активное овладение, зрительное восприятие, научная литература...

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

В статье представлен опыт организации работы по развитию художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в ходе НОД. Обозначена роль восприятия, как одного из компонентов по обогащению детского творчества и развития когнитивной сферы.

Восприятие художественной литературы дошкольников

Восприятие художественной литературы детьми носит творческий характер, выражается он в субъективно эмоциональном, и преобразующем отношении ребёнка к художественному произведению.

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей» [6 с. 5].

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Восприятие произведений художественной литературы будет полноценным только при условии, если дошкольник будет к нему хорошо подготовлен, в частности силами воспитателя дошкольного образовательного учреждения [5, c.217].

Критерии для оценки сформированности живописного...

Статья посвящена вопросу развития живописного восприятия окружающего мира и базирующихся на них способностей образного, творческого мышления, воображения, фантазии в процессе освоения живописи.

Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание...

Ключевые слова: книга, художественный текст, иллюстрация, изобразительное искусство, восприятие. Художественная иллюстрация выступает в качестве важнейшего элемента книги для детей, которая во многом определяет ее художественную ценность...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы...

Влияние кинематографа на восприятие произведений...

Восприятие, воспринимать, воспринял – это слова, и их синонимы постоянно употребляются людьми в повседневной жизни.

Так какое же влияние оказывает кинематограф на восприятие произведений художественной литературы?

Задать вопрос