Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 22.05.2017

Статья просмотрена: 1288 раз

Библиографическое описание:

Березина Ю. Ю., Савина Я. В. Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 429-431. — URL https://moluch.ru/archive/154/43649/ (дата обращения: 21.11.2019).



Исследование посвящено рассмотрению особенностей формирования графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка, что способствует дальнейшему развитию графических навыков, которые активно формируются и отрабатываются на уроках изобразительного искусства. В исследовании рассмотрены особенности формирования графических умений и навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, разработан комплекс диагностических заданий по выявлению уровня сформированности графических умений и навыков, разработан и апробирован комплекс занятий, направленный на развитие графических умений и навыков.

Ключевые слова: графические умения и навыки, младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью, рисование

Графические навыки — одни из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях, поэтому формирование данных навыков так необходимо для эффективного школьного обучения. Изучением особенностей графических умений и навыков в рисовании школьников с интеллектуальной недостаточностью занимались такие учёные, как Т. С. Комарова, И. A. Грошенков, И. М. Соловьев. Эти учёные изучали особенности предметного рисования, которое включает в себя: строение, форму предметов, пространственную организацию рисунка. Было выявлено, что рисунки детей с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд особенностей и в них часто наблюдается: примитивность, схематичность, статичность, стереотипность [2,146].

Нами проведено опытно-экспериментальное исследование, целью которого являлось: обоснование процесса формирования графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Исследование лиц с интеллектуальной недостаточностью происходило с целью определения уровня сформированности графических умений и навыков в рисовании.

Данное исследование осуществлялось поэтапно в течении года. На базе: ГКОУ Волгоградская школа-интернат № 3 г. Волгограда.

Количество исследуемых 10 детей в возрасте 9–11 лет, с диагнозом умственная отсталость средней и лёгкой степени.

Для реализации первого этапа практического исследования нами были использованы критерии и показатели уровней развития изобразительных умений в рисовании, выделенные Т. С. Комаровой [3,с.84–87]. Данные критерии приведены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии ипоказатели уровней развития графических умений врисовании

Критерии

Показатели

1. Технические умения

– умение пользоваться карандашом;

– умение пользоваться кисточкой и красками;

– владение формообразующими движениями

2. Умение перевода реального объекта в графический образ

– умение передавать форму;

– умение правильно передавать пропорции предмета;

– умение правильно передавать строение, пространственное положение предмета и его частей.

3. Самостоятельность замысла в рисовании

– умение разработать замысел

– умение реализовать замысел

На основе данных критериев нами были подобраны и реализованы 3 серии диагностических заданий: 1 серия — «Солнышко» (Подборка материала Трофимовой О. В.), «Кисть рябины» (по образцу) (Подборка материала Трофимовой О. В.); 2 серия — «Мышонок» (Бучарова Е. А. программа диагностики изобразительных умений и навыков), «Елочка» (рисование карандашом) (Сакулина Н. П., Комарова Т. С.); 3 серия- «Незаконченный рисунок».Я. Л. Коломенский и Е. А. Панько, «Самостоятельный выбор замысла рисунка».

В результате проведения диагностического исследования нами было выявлено, что наибольшее количество младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в классе имели низкий уровень сформированности графических умений и навыков. Данные, полученные нами в ходе проведения обследования указывают на необходимость проведения формирующей работы у данной категории детей.

На втором этапе практического исследования был проведён формирующий эксперимент, который заключался в проведении занятий по формированию графических умений и навыков, разработанные и апробированные с опорой на образовательную программу И. А. Грошенкова для обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с интеллектуальной недостаточностью [1,с.24]. Цель формирующего эксперимента состояла в разработке и практической реализации комплекса занятий, направленного на формирование графических навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Задачами формирующего эксперимента являлись: формирование технических умений и навыков в рисовании, формирование умения переводить реальный объект в графический (умение передать форму, пропорции, пространственное положение, строение и свойства рисунка), формирование самостоятельности замысла в рисовании.

Формирующий эксперимент проходил в течение двух месяцев в рамках уроков ИЗО по следующим направлениям: декоративное рисование, рисование на темы, рисование с натуры.

Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы; учить детей от руки проводить прямые линии, делить отрезок на равные части; упражняться в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; учить различать и называть цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый) пользоваться красками и кисточкой.

Рисование с натуры учит детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства; аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

Рисование на темы учит детей объединять предметы по признаку формы; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов; отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом; учит самостоятельности в рисовании.

По данным направлениям формирующей работы были подобраны занятия, которые способствовали развитию графических умений и навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Перечень занятий по каждому направлению:

Декоративное рисование в полосе геометрического узора по образцу, декоративный рисунок в круге по образцу, составление праздничного узора к 8 Марта.

Рисование с натуры яблока, будильника, игрушки грузовика, игрушки кораблика.

Рисование на темы «Весна пришла!», «Наши друзья — животные», иллюстрирование русской народной сказки «Колобок».

Каждое направление формирующего эксперимента решало комплекс коррекционно-развивающих задач.

Задачи декоративного рисования: учить детей правильно держать карандаш и уверенно проводить прямые линии; соблюдать ритмичность элементов узора; формировать графические навыки в рисовании кистью декоративных элементов; развивать у учащихся умение пользоваться кистью и красками; умение располагать элементы рисунка по всему пространству листа бумаги.

Задачи рисования с натуры: научить построению рисунка с натуры с применением пропорции; учить детей рисовать предмет несложной формы, передавая его существенные признаки и детали; учить детей передавать строение, пропорции и форму частей предмета; пользоваться формообразующими движениями; развивать умение передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей, соблюдать определенную последовательность работы.

Задачи рисования на темы: учить детей размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения; развивать умение изображать рисунок карандашами и красками, создавая цельный художественный образ; развивать умение самостоятельно выполнять композицию иллюстрации.

Далее был проведён контрольный эксперимент, в котором использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте и было проведено сравнение полученных данных.

После проведения формирующего эксперимента в классе наблюдалась положительная динамика уровня сформированности графических умений и навыков в рисовании, так как занятия создавали условия для повышения уровня сформированности графических умений и навыков в рисовании, а именно: технических умений и навыков (умение пользоваться карандашом, умение пользоваться кисточкой и красками, владение формообразующими движениями); умения переводить реальный объект в графический (умение передавать форму, передавать пропорции предмета, передавать строение, пространственное положение предмета и его частей); самостоятельности замысла в рисовании (умение разработать и реализовать замысел самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обратиться с вопросами для решения изобразительных задач).

Всё выше перечисленное позволяет нам сделать вывод о том, что составленный и практически реализованный комплекс занятий по формированию графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью эффективен и может быть рекомендован для внедрения в практику специального дефектологического образования и использован для коррекции низкого уровня сформированности графических умений и навыков в рисовании.

Литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. В. Воронковой (М.«Просвещение», 2011г.)
  2. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 2011. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная недостаточность, умение, навык, рисование, формирующий эксперимент, декоративное рисование, лист бумаги, элемент рисунка, ребенок, школьник.


Похожие статьи

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Рассмотрим методику определения аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

умение создавать декоративные композиции из геометрических форм, природных материалов

навык хорошей ориентации на плоскости листа бумаги

Обучение изобразительной деятельности детей...

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей.

Чаще всего школьники с интеллектуальной недостаточностью не понимают назначения предметов, которые надо изобразить на листе бумаги.

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

Используемые нами темы занятий: сюжетное рисование, рисование с натуры, рисование по представлению, декоративное рисование.

Уже в детском саду, во время изобразительной деятельности, мы формируем у детей навыки трудолюбия, чтобы в школе каждый ребенок...

Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих...

 Совершенствовать технические умения и навыки рисования, умение детей

В младшем возрасте у детей неплохо получается предметная, лист бумаги складывается пополам, дети рисуют на

Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами...

Формирование графических навыков у детей дошкольного...

Ключевые слова: развитие, формирование, дошкольное образовательное учреждение, графический навык, ребенок дошкольного возраста.

Старшим дошкольникам можно предложить: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Графический навык предполагает: - умение красиво и легко (а значит ненапряженно)

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу.

От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего...

Например, декоративное рисование.

Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения. А конструирование из бумаги — оригами формирует у детей графические умения, путем складывания бумаги.

Построение педагогического эксперимента по формированию...

Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

образовательная область «Технология», умения, педагогический эксперимент, декоративно-прикладное творчество.

Развитие художественной одаренности младших школьников

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью.

Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с младшими школьниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Рассмотрим методику определения аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

умение создавать декоративные композиции из геометрических форм, природных материалов

навык хорошей ориентации на плоскости листа бумаги

Обучение изобразительной деятельности детей...

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей.

Чаще всего школьники с интеллектуальной недостаточностью не понимают назначения предметов, которые надо изобразить на листе бумаги.

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

Используемые нами темы занятий: сюжетное рисование, рисование с натуры, рисование по представлению, декоративное рисование.

Уже в детском саду, во время изобразительной деятельности, мы формируем у детей навыки трудолюбия, чтобы в школе каждый ребенок...

Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих...

 Совершенствовать технические умения и навыки рисования, умение детей

В младшем возрасте у детей неплохо получается предметная, лист бумаги складывается пополам, дети рисуют на

Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами...

Формирование графических навыков у детей дошкольного...

Ключевые слова: развитие, формирование, дошкольное образовательное учреждение, графический навык, ребенок дошкольного возраста.

Старшим дошкольникам можно предложить: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Графический навык предполагает: - умение красиво и легко (а значит ненапряженно)

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу.

От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего...

Например, декоративное рисование.

Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения. А конструирование из бумаги — оригами формирует у детей графические умения, путем складывания бумаги.

Построение педагогического эксперимента по формированию...

Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

образовательная область «Технология», умения, педагогический эксперимент, декоративно-прикладное творчество.

Развитие художественной одаренности младших школьников

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью.

Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с младшими школьниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

Похожие статьи

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Рассмотрим методику определения аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

умение создавать декоративные композиции из геометрических форм, природных материалов

навык хорошей ориентации на плоскости листа бумаги

Обучение изобразительной деятельности детей...

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей.

Чаще всего школьники с интеллектуальной недостаточностью не понимают назначения предметов, которые надо изобразить на листе бумаги.

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

Используемые нами темы занятий: сюжетное рисование, рисование с натуры, рисование по представлению, декоративное рисование.

Уже в детском саду, во время изобразительной деятельности, мы формируем у детей навыки трудолюбия, чтобы в школе каждый ребенок...

Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих...

 Совершенствовать технические умения и навыки рисования, умение детей

В младшем возрасте у детей неплохо получается предметная, лист бумаги складывается пополам, дети рисуют на

Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами...

Формирование графических навыков у детей дошкольного...

Ключевые слова: развитие, формирование, дошкольное образовательное учреждение, графический навык, ребенок дошкольного возраста.

Старшим дошкольникам можно предложить: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Графический навык предполагает: - умение красиво и легко (а значит ненапряженно)

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу.

От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего...

Например, декоративное рисование.

Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения. А конструирование из бумаги — оригами формирует у детей графические умения, путем складывания бумаги.

Построение педагогического эксперимента по формированию...

Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

образовательная область «Технология», умения, педагогический эксперимент, декоративно-прикладное творчество.

Развитие художественной одаренности младших школьников

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью.

Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с младшими школьниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Рассмотрим методику определения аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

умение создавать декоративные композиции из геометрических форм, природных материалов

навык хорошей ориентации на плоскости листа бумаги

Обучение изобразительной деятельности детей...

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей.

Чаще всего школьники с интеллектуальной недостаточностью не понимают назначения предметов, которые надо изобразить на листе бумаги.

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

Используемые нами темы занятий: сюжетное рисование, рисование с натуры, рисование по представлению, декоративное рисование.

Уже в детском саду, во время изобразительной деятельности, мы формируем у детей навыки трудолюбия, чтобы в школе каждый ребенок...

Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих...

 Совершенствовать технические умения и навыки рисования, умение детей

В младшем возрасте у детей неплохо получается предметная, лист бумаги складывается пополам, дети рисуют на

Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами...

Формирование графических навыков у детей дошкольного...

Ключевые слова: развитие, формирование, дошкольное образовательное учреждение, графический навык, ребенок дошкольного возраста.

Старшим дошкольникам можно предложить: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Графический навык предполагает: - умение красиво и легко (а значит ненапряженно)

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу.

От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего...

Например, декоративное рисование.

Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения. А конструирование из бумаги — оригами формирует у детей графические умения, путем складывания бумаги.

Построение педагогического эксперимента по формированию...

Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

образовательная область «Технология», умения, педагогический эксперимент, декоративно-прикладное творчество.

Развитие художественной одаренности младших школьников

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью.

Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с младшими школьниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

Задать вопрос