Автор: Даськова Юлия Викторовна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)

Статья просмотрена: 736 раз

Библиографическое описание:

Даськова Ю. В. Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства») [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 163-166.

Актуальность формирования и развития творческой самостоятельности у студентов-дизайнеров определена социальными и экономическими переменны в жизни общества, а также значимостью навыков и установок творческой самостоятельности для специалиста профессионально, работающего в области дизайна (Минервин Г.Б., В.Т. Шимко, Ефимов А.В. и др.).

В настоящее время в научных исследованиях процесс формирования и развития творческой самостоятельности рассматривается с различных аспектов. В психологии творческая самостоятельность исследуется в контексте развития творческих способностей (Я.А. Пономарев, Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд, А. Т.Шумилин и др.) В ряде работ решается проблема творческой личности и личности как субъекта творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Б.Д. Богоявленская, А. Дистервег, М.П. Дружинина, Е.А. Климова, А.В. Хуторской, А.Н. Леонтьев и др.). Мы полагаем, рассматривая творческую самостоятельность дизайнера необходимо выделить основные подходы к определению понятия «творчество». Ряд авторов, определяют творчество как ведущий вид человеческой деятельности. По мнению Л. С. Выготского, В.Д. Шадрикова, С.Медник и др. творчество включает психолого-педагогическую составляющую как личностный и процессуальный аспекты и предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений. Эти ученые выделяют признаки, характеризующие творчество как целостный процесс, а именно: наличие проблемы и противоречий; творческой задачи; концентрация творческих усилий; новизна и оригинальность процесса и результата; независимость в суждениях и ответственность за свои действия.

В трудах Я.А. Коменского, Ж-Ж Руссо, А.Дистервега, К.Д Ушинского, В.А. Сухомлинского и других педагогов творчество рассматривалось как основа учебной деятельности учащихся. В исследованиях Дж.К Джонса., А.Я.Понамарева, Вертгеймера и др. процесс творчества описывается как изменяющаяся во времени последовательность действий субъекта творчества, использующего специфические способы (умение видеть проблему, делать прогноз, генерировать идеи, делать выборы методов и средств решения проблемы, проводить проверку решения) и средства деятельности. Творческая деятельность рассматривается как специфическая деятельность, в основе которой лежит деятельность, со своими процессуально-технологическими особенностями, используя которые можно развить творческий потенциал личности. В этом аспекте Д.Б. Богоявленская определяет творчество как «способность не просто к высшему уровню выполнения любой деятельности, но к ее преобразованию и развитию».

По мнению Л.С. Выготского, Л.Б. Ермолаевой-Томиной творчество проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Всякая деятельность в определении С.Л. Рубинштейна характеризуется, прежде всего, следующими особенностями: 1) это всегда деятельность субъекта, точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2) деятельность есть взаимодействие с объектом, т.е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда – творческая; 4) она самостоятельная. Результатом творческой деятельности является новый продукт отличающийся, оригинальностью и уникальностью, полученный с путем использования нового методы, способа действия.

Важную роль в процессе творческой деятельности выполняет творческое мышление. Творческое мышление связывают с наличием способности самостоятельно увидеть и сформулировать проблему, сделать точный прогноз, распространить имеющиеся данные на новые условия, найти оригинальные способы разрешения проблемы. Сущность творчества проявляется в продуктивном воображении, которое выполняет функцию источника и средства получения нового знания. По мнению С.Д. Смирнова и др. творческое воображение, как и творческое мышление, связано со стремлением к продуктивной деятельности и рассматривается как устойчивая черта личности.

На основе уточнения психолого-педагогических трактовок понятий творчества и творческой деятельности мы определяем творческую самостоятельность студентов-дизайнеров как целенаправленную, управляемую самим студентом учебно-проектную деятельность, характеризующееся качеством творческого мышления, наличием сформированных профессиональных знаний, стремлением и мотивацией отклоняться от традиционных способов решения проектной задачи. Творческая самостоятельность дизайнера представляет собой сквозную составляющую профессиональной деятельности, т.е. имеет место на всех этапах проектирования, отражает в себе функции и задачи этих этапов и позволяет дизайнеру творчески самореализоваться в профессии.

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров происходит в условиях регулярной самостоятельной деятельности студентов. Результатом сформированности и развития творческой самостоятельности выступает интегральное качество личности студента-дизайнера, характеризующееся наличием сформированных научных знаний, умений творческой самостоятельной работы, качеством творческого мышления (Л.М. Попов, В.В. Дрозина и др.). Процесс формирования и развития творческой самостоятельности у студентов-дизайнеров будет эффективным, если при организации обучения используются положения деятельностного и личностно-ориентированного подходов, а именно: последовательное усложнение изучаемого материала, определенный порядок построения занятий, использование технологий активизации творческого мышления, собственной активности и самостоятельного поиска студентов.

Формирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров представляет собой постепенное и направленное развитие определяющих ее компонентов (Л.И. Божович, И.А. Зимняя, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Н.Н.Нечаев, Н.М. Яковлева и другие): когнитивно-деятельностный компонент (на уровне знаний происходит овладение способов проектной деятельности); рефлексивно-творческий компонент (умения представлять план предстоящей проектной деятельности, умение входить в активную умственную работу, самостоятельное добывание дополнительных знаний, умение творчески самостоятельно применять знания на практике); мотивационно-личностный компонент (качества творческой самостоятельной личности: распространение знаний творческой деятельности в новых условиях, стремление находит оригинальные способы деятельности, осознание знание творческой составляющей профессиональной деятельности).

В основе дизайнерского образования лежат принципы профессиональной деятельности в этой сфере, образовательные технологии, имитирующие в учебной деятельности все этапы архитектурно-дизайнерского проектирования, позволяют формироваться компетенциям, обеспечивающим выпускнику успешное трудоустройство и дальнейшую профессионализацию. Процесс формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров будет эффективен в профессионально-практической направленности обучения (В.Р. Аронова, В.Л. Глазычева, К.М. Кантора, Е.А. Розенблюма, С.О. Хан-Магомедова, Г.П. Щедровицкого и др.). Н.Н.Нечаев делает акцент на то, что студентов должен осознавать необходимость и получить возможность непосредственно работать над способами и методами профессионального творчества, а не над «творческими результатами». Только в сознательной работе над методами формируются возможности творчества, возможности разработки своих собственных индивидуальных способов и методов деятельности.

В число обязательных профессиональных дисциплин в образовательной программе студентов-дизайнеров, входит учебная дисциплина «Основы производственного мастерства». Курс состоит из практических занятий, задачей которых является освоение профессиональных знаний, умений и способов проектной деятельности, максимальное раскрытие творческих способностей студента. Учебный процесс, организованный нами в соответствии с поставленной задачей, представляет собой совокупность педагогических методов и приемов, направленных на формирование у будущих специалистов в области дизайна, теоретической и практической готовности к проектной деятельности и активной самостоятельности по решению творческо-поисковых задач, типовых и нестандартных профессиональных ситуаций.

Со ссылкой на изученные исследования (П.И. Пидкасистый, Н.А. Половиников, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др), в рамках учебной дисциплины «ОПМ» выделяет три этапа процесса формирования творческой самостоятельности студентов дизайнеров:

  1. Подготовительная деятельность (самостоятельная работа). Деятельность студентов осуществляется под руководством преподавателя на всех этапах учебного проектирования и характеризуется неустойчивым отношением к проектной деятельности. У студента отсутствует система знаний и нет готовности к их использованию в конкретных ситуациях. Цели и задачи определены в общем виде.

  2. Частичная деятельность (самостоятельная работа). Деятельность студента характеризуется творческой самостоятельностью с незначительной помощью преподавателя. Преподаватель корректирует, направляет, консультирует, помогает составить план и способы выполнения работы. В отличие, от первого этапа, обучающейся проявляет инициативу, проявляет стремление и имеет определенные возможности выполнения части проекта самостоятельно, возникают элементы поиска новых решений в стандартных проектных условиях. В личности студента проявляется склонность к устойчивому творческому отношению к проектной деятельности.

  3. Творческая самостоятельная деятельность. В деятельности студента наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности: студент может выполнить проект полностью самостоятельно, опираясь на свои знания и умения, сам ставит цель, формулирует учебную проблему, планирует этапы ее решения. Преподаватель выступает в роли координатора действий, помогает студенту в нахождении способов самоконтроля. Личность студента характеризуется положительно-эмоциональной направленностью, устойчивой активностью в поиске новых методов проектной деятельности.

Учитывая возможности учебного процесса и обобщив научные исследования по теме, мы разработали педагогическую модель формирования и развития творческой самостоятельности в процессе изучения учебной дисциплины «Основы производственного мастерства». В представленной модели целевой блок включает в себя цель, принципы, условия организации учебного процесса, а также характеристику компонентов творческой самостоятельности в соответствии с проектной деятельностью; содержательный блок состоит из теоретического уровня, уровня учебной дисциплины, учебно-методического уровня (рабочая программа, комплекс информационного обеспечения учебного процесса, фонды оценночных средств творческой деятельности, программама самостоятельной работы студентов); проектировочно-организационный блок содержит методы организации и стимулирования творческой деятельности, методы контроля и оценки творческой деятельности, а также способы организации учебной деятельности студентов; процессуально-деятельностный блок представлен задачами организации учебно-проектной деятельности и соответствующей этим задачам деятельностью преподавателя и студента; результативный блок определяет умения и способности, которые должны стать показателями сформированности творческой самостоятельности в соответствии с компонентами творческой самостоятельности.

Эффективность модели можно выявить в ходе проведения педагогического эксперимента. Исходя из этого, был сформулирован замысел опытно-экспериментальной работы (здесь и далее - ОЭР): проверить эффективность разработанной педагогической модели формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.

Опытно-экспериментальная работа (здесь и далее - ОЭР) по исследованию уровня сформированности творческой самостоятельности студентов-дизайнеров проводилась в три этапа: констатирующий (подготовительный), формирующий (обучающий) и завершающий (сравнительный).

Нами был выбран следующий диагностический инструментарий: методика Е.Е. Туник, которая представляет собой модификацию тестов Дж.Гилфорда и П.Торренса, экспресс-опросник креативности Д.Джонсона - направлены на выявление творческого мышления (гибкость, оригинальность, беглость, способность порождать нешаблонные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем); система учебно-творческих заданий (клаузуры и эскизирования) направлена на выявление навыков решения творческих задач (знания эвристических методов, специфических дизайнерских приемов генерации новых идей). Для оценки мотивационной составляющей сформированности творческой самостоятельности студентов-дизайнеров использованы «Методики изучения мотивов учебной деятельности» (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина). Диагностика способностей студентов-дизайнеров самостоятельно организовать учебно-творческую деятельность проводилась при помощи опросника «Саморегуляции» А.К. Основицкого.

Для измерения уровня сформированности творческой самостоятельности студентов-дизайнеров была разработана 3-х уровневая шкала (подготовительная деятельность, частичная деятельность, самостоятельная творческая деятельность). Каждый уровень включает следующие показатели исследований: творческое мышление; знания приемов творческой деятельности и эвристических методов (когнитивно-деятельностный компонент); навыки организации самостоятельной учебно-творческой деятельности - организация, планирование, корректирование и критическая оценка (рефлексивно-творческий компонент); мотивы учебно-творческой деятельности (мотивационно творческий компонент).

Уровень подготовительная деятельность характеризуется низкой способностью студентов самостоятельно организовать учебно-творческую деятельность; низким уровнем мотивации к профессиональной деятельности; слабой мотивацией к успеху, нерешительностью; построением деятельности по алгоритму; копированием идей; предложением шаблонных, стереотипных решений, низким уровнем развития творческого мышления; низким уровнем знаний в области творческих приемов, эвристических методов.

Уровень частичная деятельность характеризуется средней способностью студента организовать и выполнить (планирование, корректирование и критическая оценка) учебно-творческую деятельность; средним уровнем решительности и направленности на успех; переходом от репродуктивных форм к индивидуальным путем видоизменения аналога; средним уровнем развития творческого мышления; средним уровнем развития навыков и знаний в области творческих приемов, эвристических методов.

Уровень самостоятельная творческая деятельность выражается в высокой самостоятельности студента в организации, планировании, корректировании и критической оценке учебно-творческой деятельности; в высоком уровне мотивации к профессиональной деятельности и стремлении к их реализации; высокой степени решительности и направленности на успех; вере в собственные силы, способности создавать оригинальные объекты и предлагать нестандартные решения.

По истечении экспериментального периода были выявлены изменения в уровне сформированности творческой самостоятельности у студентов экспериментальной группы в положительную сторону. Положительная динамика наблюдается в изменении всех показателей творческой самостоятельности в среднем на 12-14% (в контрольной группе на 6-7%).

Апробация разработанной и теоретически обоснованной модели позволила выявить педагогические условия эффективного формирования и развития творческой самостоятельности в процессе обучения: использование групповых, индивидуальных, коллективных способов организации учебного процесса, методов активизации и стимулирования самостоятельной творческой деятельности, а также методов контроля и оценки творческой деятельности, адекватных компонентам творческой самостоятельности; профессионально-практическая направленность обучения учебной дисциплины «ОПМ»; сочетание позиций деятельностного и личностно-ориентированного подходов к организации процесса обучения, а именно последовательное усложнение изучаемого материала, определенный порядок построения занятий, использование технологий активизации творческого мышления, собственной активности и самостоятельного поиска студентов, создание среды диалогического взаимодействия субъектов учебно-творческого процесса.

В ходе проведения исследовательской работы разработано и внедрено в педагогическую практику учебно-методическое обеспечение модели формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров в процессе изучения учебной дисциплины «ОПМ» (рабочая программа, информационное обеспечение, фонды оценночных средств, программа самостоятельной работы и др.).

Отмечено, что полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшей работы по совершенствованию педагогических условий с динамикой развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров в процессе обучения.


Основные термины (генерируются автоматически): творческой самостоятельности, творческой самостоятельности студентов-дизайнеров, развития творческой самостоятельности, творческой деятельности, сформированности творческой самостоятельности, проектной деятельности, развитие творческой самостоятельности, формирования творческой самостоятельности, оценке творческой самостоятельности, творческого мышления, профессиональной деятельности, оценки творческой деятельности, учебной дисциплины, установок творческой самостоятельности, уровня сформированности творческой, творческой самостоятельной, Формирование творческой самостоятельности, учебной деятельности, компонентам творческой самостоятельности, компонентов творческой самостоятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос