Автор: Даськова Юлия Викторовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Даськова Ю. В. Подходы к контролю и оценке творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 98-100.

В основе учебного процесса студентов творческих специальностей всегда лежит созидательность, что позволяет говорить о нем как деятельностном процессе, который учитывает индивидуальные особенности личности. Важную роль в этом процессе отводится деятельности преподавателя, который должен обладать конструктивно-проектными способностями. Эти способности обеспечивают возможность правильно сформулировать тактические цели и наметить задачи по их реализации, эффективно структурировать курс изучаемой дисциплины, отобрать содержание и формы проведения занятий, опираясь на контроль за состоянием знаний студентов, систематически оценивая уровень сформированности тех или иных профессиональных компетенций.

Дизайнер – это всегда творец, изобретатель и художник в одном лице. Профессиональная деятельность дизайнера с одной стороны предполагает наличие разносторонних инженерно-технических знаний, а с другой стороны, является искусством, т.к. дизайнер, проектируя, мыслит художественными, эмоциональными образами. Специфика профессии связана с ее творческим характером, требующим нестандартных подходов, как к продукту деятельности, так и к процессу ее протекания. Востребованный специалист, в сфере дизайна умеет творчески решать поставленные перед ним задачи, использовать в своей работе, наряду с историческим опытом в данной области, знания о современных технологиях и материалах. Поэтому творческая самостоятельность классифицируется нами показатель сформированности профессиональных компетенций студентов-дизайнеров – творческую самостоятельность.

В психолого-педагогической литературе освещены различные аспекты по проблеме формирования творческой самостоятельности студентов (Б.М. Теплов, В.В. Сериков, С. Медник, И.Я. Лернер, М.Н. Бажин и др.), структура и компонентный состав творческой самостоятельности (П.И. Пидкасистый, В.Б. Бондаревского, Н.В. Бордовской, М.Г. Гарунова, П. Кравчука, В.И. Орлова и др.); проблема критериев и показателей сформированности самостоятельной творческой профессиональной направленности (В.Я. Виленский, А.М.Новиков, В.Д. Чепик и др.); процесс формирования творческой самостоятельности (В.И. Андреева, В.А. Горский, Я.А. Пономарев и др.).

Творческую самостоятельность рассматривается в двух аспектах: как качество личности, отражающее отношение человека к познанию, его результатам и условиям осуществления, отношение к учебной деятельности как творческой, способствующей преобразовать имеющееся знание в новое «состояние»; как деятельность, проявляющуюся в самоуправлении процессом творческого преобразования целей и результатов учения. В этой связи можно говорить о том, что творческая деятельность является определяющим компонентом творческой самостоятельности.

Существующие разработки в области психологии и педагогики, позволяют выделить некоторые основные моменты, которые необходимо учитывать при разработке подходов к контролю творческой деятельности.

Во-первых, предполагается, что уровень сформированности творческой деятельности характеризуется по двум признакам:

  1. по результату (продукту) деятельности;

  2. по способу ее протекания (процессу).

Из этого следует очевидный вывод, что оценивать необходимо не только результат работы, но и сам процесс выполнения конкретного задания.

У студентов-дизайнеров лучше всего контроль творческой деятельности можно провести в процессе их работы над проектом. Это обусловлено тем, что результат проектирования – это всегда уникальный, индивидуальный проект, а процесс его создания - это всегда деятельность, связанная не только с репродуктивностью тех знаний, которые студенты получают на занятиях, но и их синтез, анализ и обобщение, а также их творческое применение. Б.Г. Бархин отмечает: «Учебная архитектурно-проектная деятельность характеризуется большим удельным весом продуктивной деятельности, важным компонентом которой является творчество».[1]

Следовательно, оценке необходимо подвергнуть как сам проект, так и всю логическую цепочку действий, направленную на его выполнение. Первым звеном данной цепочки должна стать стадия выбора темы проекта, т.к. в этот момент студент либо проявляет заинтересованность, упорство, увлеченность проблематикой, либо соглашается с выбором педагога, тем самым становится пассивным исполнителем. Такая позиция студента может стать одним из показателей самостоятельной творческой активности.

Во-вторых, необходимо учитывать, то «что в творческом процессе, по описанию С.Медника, присутствуют как конвергенция, так и дивергенция, которые являются двумя взаимосвязанными составляющими». [2] Поэтому необходимо применять такие методы контроля знаний и умений студентов-дизайнеров, которые бы учитывали эти два свойства мыслительных операций. Особенность учебной деятельности студентов-дизайнеров состоит в том, что в ней деятельность по получению теоретических знаний и деятельность по их применению сочетаются особым образом. Усвоенные студентами теоретические знания из истории архитектуры и дизайна, строительных материалов и технологий их применения должны стать основой для генерации новых идей.

«Звенья проектно-познавательной деятельности – постоянные взаимопереходы практических задач в теоретические, и наоборот».[3] Опираясь на эти выводы, уместно говорить, что использование такой формы контроля как тесты правильно использовать для дисциплин теоретического цикла. «Тесты – объективная и стандартизованная процедура испытаний, которым подвержен человек, специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из ряда заданий или вопросов, которые предлагаются в стандартных условиях и измеряют определенные особенности поведения на основе стандартных способов оценки выполнения теста». [4] Эти тесты помогут педагогу выявить степень усвоения учебного материала, а также выяснить степень самостоятельности студентов в изучении нормативной документации и научной литературы.

Иного подхода требует проверка знаний по творческо-проектным дисциплинам, когда путей решения поставленной задачи может быть несколько. Факторы, влияющие на определение этих путей, зависят не только от теоретических знаний, но и от степени выраженности творческих способностей, от уровня их сформированности и самостоятельности их применения, а также от коэффициента активности личности обучающегося. В этом случае проявляется продуктивное дивергентное мышление, направленное на создание новой деятельной стратегии на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Говорить о тестовых заданиях в этом случае очень сложно, так как они не предполагают выдвижения самостоятельной идеи, поиска альтернативных, оригинальных путей решения поставленной проблемы. Эффективным способом контроля в этом случае может стать контроль, включающий в себя все стадии разработки дизайн-проекта, а также набросков, рисунков, чертежей или макетов объекта, работа над которыми – процесс осмысления имеющихся знаний с целью получения нового «продукта», в рамках поставленной проблемной ситуации.

В-третьих, уровень сформированности творческой деятельности определяется, степенью участия педагога в процессе формирования готовности студента к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Рассматривая процесс формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров можно выделить три стадии ее формирования:

1. подготовительная деятельность (самостоятельная работа), которая осуществляется под руководством преподавателя на всех этапах учебного проектирования;

2. частичная деятельность (самостоятельная работа), когда преподаватель корректирует, направляет, консультирует, помогает составить план и способы выполнения работы. Но в отличие, от первой стадии, обучающейся проявляет инициативу, и имеет определенные возможности выполнения части проекта самостоятельно;

3. творческая самостоятельная деятельность, когда преподаватель выступает в роли координатора действий; помогает в нахождении способов самоконтроля. Студент может выполнить проект полностью самостоятельно, опираясь на свои знания и умения.

Характерной особенностью первой и частично второй стадий является преобладание репродуктивной деятельности студентов, поэтому в этот период возможно применение тестовых графических заданий, цель которых - повторение привычных схем действий, выполнение заданий по образцам. В дальнейшем доля самостоятельности студента возрастает, переходит на более качественный уровень, и репродуктивная деятельность сменяется продуктивной. Важным стимулятором качественных изменений может и должен стать грамотно и вовремя организованный контроль. Помощь в этот период могут сыграть задания по изменению несущественных качеств, выдвижению новых концепций и идей использования известных свойств, предложения по применению материалов в несвойственных для них условиях, которые необходимо включать в процесс проектирования по образцам. Методы контроля зависят от степени преобладания репродуктивной и продуктивной деятельности. Если репродуктивная деятельность – это всегда известный результат, полученный известными средствами, то продуктивная деятельность – новаторство, связанное с творческим мышлением, результаты которого всегда индивидуальные решения. В первом случае, есть возможность говорить об эффективности использования тестовых вопросов или заданий, а во втором случае о наблюдении и анализе сложного процесса самостоятельного творческого поиска путей решения поставленной перед студентом проблемы, изучении эскизного материала и клаузур, а также самого проекта.

Применяемые нами методы контроля и оценки можно разделить по двум признакам:

- по результату (продукту) деятельности. Критерии оценки: соответствие поставленным задачам (выбор композиционного, цветового, стилевого решения; отображение идейного замысла; соблюдение технологии выполнения, степень индивидуальности);

- по способу протекания деятельности (процессу). Методы контроля: промежуточные и творческие клаузуры; эскизирование; участие в круглых столах; выступление на семинаре; защита творческой работы. Критерии оценки: полнота раскрытия идеи; наличие графического и аналогового электронного материала по изучаемой технологии; грамотное обоснование собственной позиции в выборе композиционного и цветового решения; наличие знаний по технологии; степень самостоятельности.

Организованный, с учетом перечисленных психологических особенностей формирования и развития творческой деятельности, контроль должен проводиться регулярно и обеспечивать возможность проверки усвоения теоретических знаний, а также возможность самостоятельного применения этих знаний на практике.

Каким будет учебный процесс, повлияет ли он положительно на формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров, во многом зависит от точности и правильности проведенной контрольно-оценочной работы. Значимость и соответствие тестовых заданий для студентов творческих специальностей наиболее актуальная проблема в ракурсе сегодняшних тенденций оценивания знаний, умений и навыков обучающихся, которая требует детального и пристального изучения и требует учета специфики формирования профессиональных компетенций.


Литература:

  1. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.-метод. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Стройиздат, 1982. – 224с.

  2. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996. – 320 с.

  3. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ.высш.учеб.заведений. – 2-е изд. – М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001 г. – 512 с.

  4. М.И.Рожков Теоретико-методические основы педагогики: конспект лекций. – Ярославль.: ЯГПУ, 2000 г.

  5. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учеб. для студентов педагогических учебных заведений – М.: Педагогическое общество России, 1998 г. – 640 с.


Основные термины (генерируются автоматически): творческой самостоятельности, творческой самостоятельности студентов-дизайнеров, творческой деятельности, формирования творческой самостоятельности, развитие творческой самостоятельности, сформированности творческой деятельности, уровень сформированности творческой, оценке творческой самостоятельности, теоретических знаний, самостоятельной творческой, компонентом творческой самостоятельности, развития творческой самостоятельности, состав творческой самостоятельности, степень самостоятельности, контроль творческой деятельности, процесс формирования творческой, профессиональных компетенций, контролю творческой деятельности, сформированности самостоятельной творческой, студентов творческих специальностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос