Актуальные вопросы качества профессионального образования
Автор: Зорина Юлия Павловна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)
Статья просмотрена: 5182 раза
Библиографическое описание:
Зорина, Ю. П. Актуальные вопросы качества профессионального образования / Ю. П. Зорина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2575/ (дата обращения: 17.12.2024).
Вступление России в Болонский процесс, глобализация жизнедеятельности мирового сообщества ставит перед российским образованием задачу повышения качества подготовки специалистов и соответствия их уровню международного рынка труда. Эта задача как важнейшая нашла свое отражение в Концепции модернизации российского образования. Повысить качество образования в современных условиях требует модернизации всех уровней образовательного пространства, в том числе и профессионального образования.
Вопросы качественного обновления профессионального образования в последние годы неоднократно обсуждались на совещаниях высокого уровня. Правительство активно занимается реформированием системы образования в целом и профессионального образования в частности.[1]
Одним из действенных механизмов, способных обеспечить успешное выполнение задачи качественной профессиональной подготовки специалистов выступает сегодня система всеобщего управления качеством - Total Quality Management.
Известно, что эта новация первоначально зародилась в производственном пространстве западной рыночной экономики с целью обеспечения успешной конкуренции товаров и услуг. Во главу угла Total Quality Management ставит работу над качеством организации работы в компании, включая работу персонала, и имеет 3 составляющие: качество продукции; качество организации процессов; уровень квалификации персонала. [2]
Total Quality Management основывается на «философии всеобщего качества», рамках которой происходит переосмысление традиционного понятия качества как степени соответствия какому-либо стандарту, актуализирует вопросы всеобщего управления качеством в профессиональном образовательном поле России. [3]
Таким образом, одной из значимых задач государства в сфере развития российского образования XXI столетия стало освоение новой системы управления - всеобщего управления качеством.
Как видно из рассуждений, ключевым понятием в реализации проекта модернизации образования выступает категория качества. Наша задача, следовательно, определить содержание этого понятия применительно к нашему объекту – среднему профессиональному образованию.
Понятие качества трактуется по-разному. Все зависит от того, к какой сфере мы, в настоящий момент относим это определение. Согласно словарю С.И. Ожегова «качество - это наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет от другого или свойство, достоинство, степень пригодности» [4].
В Концепции общероссийской системы оценки качества образования (2007 г.), под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
На наш взгляд, из приведенных определений качества наиболее актуально значение «степень пригодности». Именно степень пригодности к профессиональной деятельности – это то, о чем стоит говорить сегодня в аспекте качественности профессионального образования. Пригоден ли подготовленный учебным заведением специалист к успешной профессиональной деятельности? Как определить степень этой пригодности? Кто именно должен определять эту самую степень?
В настоящее время оценка знаний и умений выпускников происходит в процессе Итоговой Государственной аттестации. В состав государственных квалификационных комиссий часто входят представители работодателей. Но инструмент оценки будущего специалиста разрабатывает образовательное учреждение, подготовившее его. В действительности же, оценка потребителя, в нашем случае, работодателя, далеко не всегда совпадает с оценкой аттестационной комиссии. В итоге «краснодипломник» может оказаться абсолютно не пригодным к профессиональной деятельности, а выпускник с удовлетворительными оценками может проявить себя успешным специалистом. При этом престиж образовательного учреждения оценивается именно по количеству выпускников, закончивших с дипломами с отличием (это как раз называется качественным показателем).
Мы намеренно утрируем ситуацию, чтобы выявить значимость и актуальность проблемы оценки качества профессионального образования и формирования системы качества в образовательном пространстве. Как считают А.М. Новиков и Д.А.Новиков «в последнее время появилось множество публикаций о повышении качества образования и необходимости введения объективных оценок этого качества. Вместе с тем, зачастую оценки качества образования рассматриваются весьма упрощенно. Разговор идет, в основном, лишь об оценке индивидуальных достижений обучающихся и о процедурах лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Между тем, проблема оценки качества образования гораздо глубже и серьезнее» [5].
Сложная природа качества профессионального образования требует использовать для его оценки множество показателей, которые позволят измерить реальный (фактический) и требуемый (желаемый или целевой) результаты. По нашему мнению реальный результат в профессиональном образовании должен оценивать работодатель, причем тогда, когда специалист уже приступил к работе. Это дает возможность ориентировать проверку качества подготовки не на воспроизведение знаний, а на их применение в реальной ситуации, выявить, таким образом, степень компетентности молодого специалиста, оценить результативность работы образовательного учреждения.
Таким образом, реализуется необходимость в обратной связи между образовательным учреждением и будущим работодателем – заказчиком и потребителем продукции сферы образовательных услуг. В отечественной системе профессионального образования сегодня такой обратной связи нет, на что указывается в концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2015г., равно как и отсутствие конкурентных механизмов между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.
После выпуска специалиста производитель, как правило, не получает результаты оценки работодателем качества профессиональной подготовки, а, следовательно, не может скорректировать образовательный процесс адекватно социально-производственным требованиям. Формирование такой взаимосвязи должно, по нашему мнению, стать основой социального партнерства в системе всеобщего управления качеством профессионального образования.
Качество профессионального образования, таким образом, должно являться объектом комплексного мониторинга, который дает возможность каждой из заинтересованных сторон: работодатель - образовательное учреждение – обучающийся, - четко сформулировать требования к профессиональному образованию определенного уровня и установить параметры оценки качества как основу системы менеджмента качества профессионального образования.
В большинстве национальных образовательных систем Европы в последнее десятилетие очевидным стало смещение от контроля и оценки «входов» к мониторингу и оценки «выходов» образовательного процесса. Главным в оценке эффективности образовательной деятельности образовательных учреждений становятся не планирование и реализация учебного процесса (содержание учебных планов, учебное время и т.д.), а результаты образования, то есть полученные студентами знания, компетенции и навыки, их обученность, в том числе и за счет их самостоятельного учения, их саморазвития. Это не означает, что результаты образования в российских образовательных учреждениях до сих пор не учитывались, но в целом система построена скорее на «входных» параметрах: содержание программ, обеспеченность учебного процесса квалифицированными кадрами и т.п. [6].
Приоритетными для производства являются следующие критерии оценки:
удовлетворенность качеством обученности выпускников;
снижение издержек на переобучение персонала.
Если спроецировать модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе и отраженной в ГОСТ Р ИСО 9001-2008, на профессиональное образование то получается, что потребители в лице государства устанавливают определенные требования (образовательные стандарты), которые являются исходными для организации образовательного процесса. Образовательный процесс, проходя определенный жизненный цикл, преследует единственную цель – подготовку специалиста, удовлетворяющего запросам потребителя (работодателя). Вся проблема состоит в том, что в настоящее время в профессиональном образовании из предложенной модели, по нашему мнению, выпадают два важных звена – измерение, анализ и улучшение удовлетворенности работодателя выпускником, и ответственность руководства образовательного учреждения перед потребителем за подготовку низкокачественной продукции.
Современный рынок труда предъявляет высокие требования к качеству профессиональной подготовки кадров, основная ответственность за обеспечение которого, как подчеркивается в Концепции развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 г., лежит на образовательном учреждении. Естественно, что для этого оно должно располагать достоверной информацией по различным параметрам качества предоставляемых образовательных услуг.
В целом качество современного образования определяется рядом факторов, обусловливающих его социальную эффективность, таких, как: а) содержание, включающее лучшие достижения духовной культуры и опыта в той или иной сфере деятельности; б) высокая компетентность педагогических работников и других работников образования; в) новейшие образовательные технологии и соответствующая им материально-техническая оснащенность; г) гуманистическая направленность; д) полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях, понимании, умениях, е) инклюзивность, т.е. доступность образования для всех детей и создание образовательного пространства, соответствующего многообразию детских потребностей [7].
Думается, что в образовании качество - это интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить.
В современном мире качество является одним из ключевых понятий. Люди хотят жить в качественных условиях, приобретать качественные товары и услуги. Одним из важнейших показателей качества жизни общества является качество образования, и это не случайно: ведь уровень образования граждан в значительной мере определяет уровень развития технологий, уровень управления, уровень культуры и, в конечном счете, уровень жизни. Формирование системы менеджмента качества позволит вывести качество российского профессионального образования на уровень международных стандартов и современной цивилизации.
- Литература:
Елена Шмилева. Работать будет некому. «Российская бизнес- газета» № 816, с. 34.
Всеобщее управление качеством. – Википедия. Свободная энциклопедия. -http://ru.wikipedia.org/wiki/Всеобщее_управление_качеством
Что такое качество образования? Под ред. А.И.Адамского – М.: Эврика, 2009. – 272 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр.- М.: ООО « Издательский дом «ОНИКС21 век», 2004г. – 1200с.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Как оценивать качество образования? http://www.anovikov.ru/
Маммот А.И. Менеджмент качества: учебное пособие для вузов. Донецк: ДонГТУ, 2000. – 120 с.
Отт М.А. Особенности разработки и развития системы менеджмента качества в образовательном учреждении среднего профессионального образования, Центр качества профессионального образования