Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образование, в рынок труда во многом обусловлена социально-психологическими факторами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой деятельности в целом не всегда совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте и реальным соотношением спроса и предложения на рынке труда. Зачастую это является следствием качества подготовки специалиста в процессе его профессиональной подготовки.
Изначально неправильный выбор будущей профессии, низкая информированность о различных ее аспектах, социальная незрелость молодых специалистов, их психологическая неподготовленность к вхождению в рынок труда приводят к формированию негативных стереотипов восприятия выпускников вузов со стороны работодателей.
Для современного молодежного рынка труда характерно увеличение разрыва между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Если молодежь не имеет практического опыта работы (либо он недостаточен), данная категория граждан оказывается мало востребованной на рынке труда. А высокие требования с их стороны к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы.
Концепция качества образовательного процесса, являющаяся основополагающей для учебной работы Московского государственного университета культуры и искусства, позволяет учитывать требования соответствия высшего профессионального образования социальным потребностям страны, а также внутренние и внешние условия функционирования учебного заведения как сложной многоуровневой системы [1]. Повышение качества подготовки специалиста становится одной из главных задач на длительную перспективу в системе управления образовательным процессом.
При определении понятия «качество образования» мы выделяем три основных направления в работе университета:
обеспечение качества содержания образования;
обеспечение качества результатов образования (качества образованности выпускников университета);
обеспечение качества образовательных технологий (качества методов обучения и воспитания).
Останавливаясь на важнейшей проблеме обеспечения качественной подготовки будущего выпускника, мы отмечаем, что цель работы нашего учебного заведения – конкурентоспособный специалист с требуемым уровнем подготовки. Эта же цель поставлена перед ФГОС ВПО нового поколения.
На основе опыта разработки и реализации ГОС ВПО первого и второго поколения и с учетом документов Болонского процесса проект макета ФГОС ВПО предусматривает [2]:
- формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;
- формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций как в области профессиональной деятельности, так и социально-личностной;
- разработку стандартов без деления их на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты одновременно с расширением академических свобод вузов при формировании основных образовательных программ (ООП);
- установление требований к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ;
- введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы;
- установление трудоемкости (объема учебной работы студента) основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.
Говоря об управлении качеством подготовки специалиста, следует остановиться на всех составляющих схемы [3]:
любой процесс, в том числе образовательный, зависит от входных параметров (учебный процесс в университете зависит от уровня подготовленности абитуриентов: оценивания их на «входе» в учебный процесс мы тем самым измеряем качество данного начального этапа);
каждая специальность должна быть обеспечена соответствующей ФГОС ВПО учебно-материальной базой и квалифицированным профессорско-преподавательским составом, что гарантирует качество обучения студентов на разных уровнях образовательного процесса;
необходимо учитывать, что без совершенствования учебных дисциплин и технологий обучения, то есть без совершенствования учебного процесса, достичь соответствия (качества) подготовки выпускников требованиям ГОС СПО невозможно.
Профессиональная подготовка будущего специалиста социально-культурной сферы формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание его как профессионала, становление личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход. Раскрытию творческого потенциала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения студентов к участию в фестивалях, концертах, спортивных соревнованиях, в выставках, различного рода кружках и помогает студенту адаптироваться в тех или иных условиях, раскрыть свои скрытые ресурсы.
Выявляя степень обеспеченности заявленного стандартом уровня подготовки специалиста, университет постоянно проводим сравнительный анализ результатов обучения студентов по курсам и отделениям.
Сопоставляя данные по успеваемости студентов разных отделений за последние три года, мы попытались выявить и устранить причины, тормозящие качественную подготовку будущего выпускника. Так, студент зачастую не видит ценности материала конкретного урока, его места в изучаемой дисциплине, важности взаимосвязи с другими дисциплинами и со своей будущей профессией, что влечёт отсутствие интереса к дисциплине. Студент не видит и не понимает того, что от него требует преподаватель. В университете общепринята практика, в соответствии с которой каждый преподаватель знает место дисциплины в модели подготовки специалиста и предъявляет требования к студенту на уровне стандарта. На каждую дисциплину студенту известен входной уровень знаний, умений и навыков для того, чтобы оценить, какими средствами и усилиями обеспечить качественный выход. По каждой дисциплине в УМК разработаны входной и выходной измерительные материалы уровня обученности студентов в зависимости от цели изучаемой дисциплины.
Известно, что любой процесс управляется более качественно, если есть обратная связь, положительная или отрицательная. Для учебного процесса – это качество полученного образования глазами студента, поскольку выпускник – это потребитель образовательных услуг. Анкетирование студентов 4 и 5 курсов, проведённое нами, помогало выявить наиболее значимые дисциплины для выполнения дипломного проекта и формирования профессиональной компетентности, определить, знание каких дисциплин студент применяет осознанно. То есть, в данном случае, сам выпускник оценивал качество полученного образования изнутри, как процесс, участником которого он является.
В заключении необходимо отметить, что с обновлением требований к выпускникам университета в соответствии с ФГОС ВПО нового поколения проблемы качества управления качеством и оценки качества образования становятся приоритетными. Главное требование – обеспечение качества подготовки специалиста – заключается в совершенствовании одновременно всех составных частей схемы реализации ФГОС ВПО.
В контексте обеспечения качества образования как его интегральный показатель рассматривается компетентность, которая определяется не суммой знаний и умений, а его готовностью к решению типовых профессиональных задач в зависимости от уровня его образования, квалификации и мастерства. Современные требования к уровню подготовки будущих специалистов, к профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы ориентированы именно на компетентностный подход.
В контексте модернизации образования как интегральный показатель качества рассматривается компетентность, которая определяется не суммой знаний и умений, а его готовностью к решению типовых профессиональных задач в зависимости от уровня его образования, квалификации и мастерства. Современные требования к уровню подготовки будущих специалистов, к профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы ориентированы именно на компетентностный подход.
Многонациональный характер российского государства, его федеративное устройство, полиэтническая структура общества, функционирование в некоторых субъектах Российской Федерации двух государственных языков – русского языка и языка титульной нации – предопределяют необходимость развития коммуникативной компетентности будущих специалистов социально-культурной сферы.
Компетентностный подход в деятельности специалистов социально-культурной сферы означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, с формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности молодого специалиста к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникативно насыщенного пространства.
В современном образовательном пространстве вузы культуры и искусств играют особую конструктивную и культуро-творческую роль, формируя и утверждая ее культурные приоритеты.
Вузы культуры и искусств выполняют многообразные функции, среди которых могут быть выделены как общие - типичные для всей высшей школы, так и специфические, характерные только для данной сферы.
К важнейшим функциям вузов культуры и искусств относятся:
- образовательная, нацеленная на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для учреждений культуры и искусств различного профиля;
- научно-исследовательская, органично связанная с усилением фундаментальности учебного процесса на базе выполнения Федеральных и региональных проектов и программ развития культуры России;
- методическая, заключающаяся в организации консультативной помощи учреждениям культуры и искусств региона. Филиал активно участвует в организации научно – методической помощи с учреждениями дополнительно образования;
- художественно-творческая, находящая выражение в деятельности высокопрофессиональных художественно-творческих и исполнительских коллективов преподавателей и студентов;
- просветительская, заключающаяся в распространении знаний в области интеллектуальных, культурных и нравственных ценностей общества среди населения, в повышении его культурного уровня, реализации потребностей личности по приобретению высшего образования в сфере культуры и искусств.
Московский государственный университет культуры и искусств - Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - признанный лидер образования в сфере культуры и искусств, творческое сообщество профессоров, преподавателей, сотрудников и обучающихся, видящих свою цель в утверждении гуманистических ценностей отечественной и мировой культуры.
Сегодня университет обладает традициями, знаниями и методиками, позволяющими лидировать на рынке российского образования в сфере культуры, способствовать созданию сети региональных вузов культуры и искусств, обеспечивающей их интеграцию в мировое образовательное пространство.
Литература:
ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 45 с.
Соболев В.С. Ключевые факторы качества высшего профессионального образования // Менеджмент качества в образовании: Материалы конф.-совещ, 28-29 октября 2002 г., СПбГЭТУ "ЛЭТИ". - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2002. - С. 78-79.
Комплексная оценка высших учебных заведений: Учеб. пособие // В. Г. Наводнов, Е. Н. Геворкян, Г. Н. Мотова, М. В. Петропавловский. - Москва; Йошкар-Ола: Науч.-информ. центр гос. аккредитации, 2001. - 192с.