Эргономическая культура учителей – пользователей компьютера | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)

Статья просмотрена: 523 раза

Библиографическое описание:

Бикше, Каспарс. Эргономическая культура учителей – пользователей компьютера / Каспарс Бикше, Янис Гедровицс. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2478/ (дата обращения: 19.12.2024).

Введение

Компьютер в настоящее время занимает все более важное место в процессе образования не только как техническое средство, облегчающее доступ к информации (интернет, электронные книги, интерактивные учебные пособия и т.д.), но и как обязательное средство для создания новой информации. Одновременно компьютер становится неотъемлемой частью досуга не только для детей, учащейся молодежи и вообще молодых людей, но и лиц среднего и даже старшего поколения. С другой стороны, непродуманная работа на компьютере уже стала весьма серьезным фактором риска для здоровья пользователей. Установлено, что пользование компьютером более трех часов ежедневно увеличивает риск заболеваний у учащихся [1], а для студентов вузов установлено, что увеличение времени ежедневного пользования компьютером с 4 до 6 часов, особенно без надлежащих перерывов, повышает риск для здоровья на 87%, а при работе свыше 6 часов – на все 100% [2]. Общепризнанным считается, что наиболее доступным средством уменьшения риска для здоровья является точное соблюдение предписаний, предусматривающих здоровьесберегающие технические приемы и организацию рабочего места и рабочего времени, отводимого для работы на компьютере. Многое из этого в своей сущности зиждется на выводах эргономических исследований, и хорошее знание хотя бы основ эргономики является необходимым ключем для безопасного использования компьютерной техники.

Существенную роль в сохранении здоровья пользователя компьютерная грамотность, под которой обычно подразумевается знание и умение эффективно пользоваться компьютером и связанными с ним технологиями. Однако одних лишь знаний еще недостаточно – важно и их беспрекословное применение. Например, выявлено [3], что даже среди студентов, с хорошими результатами усвоивших специальный курс "Взаимодействие человека и компьютера", конкретным эргономическим предписаниям на практике следует примерно половина. В то же время известно, что у студентов, использующих портативные компьютеры и, помимо работы на эргономически правильно оборудованном рабочем месте, проходящих также эргономическую тренировку, значительно уменьшается количество субъективных жалоб на дискомфорт верхних экстремитетов, который является первым признаком проблем со здоровьем, обусловленных работой на компьютере [4].

Поэтому, помимо наличия соответствующих знаний, не менее, или даже более, важно именно отношение на практике каждого пользователя компьютера к соответствующим знаниям. Другими словами – обеспечение здоровьесберегающей работы на компьютере зависит не только и даже не столько от соответствующих знаний, сколько от того, каково отношение каждого пользователя компьютера к этим знаниям, т.е., как эти знания применяются на практике. Но, ввиду того, что эти знания и предписания основываются именно на эргономике, без преувеличения можно сказать, что обеспечение здоровьесберегающей работы на компьютере в значительной мере зависит от эргономической культуры каждого пользователя компьютера.

Понятие эргономической культуры

Термин эргономическая культура не так часто встречается в научной и, тем более, в нормативной литературе. Одно из разъяснений дает R.Smith [5], который пишет, что Понятие эргономическая культура это то, когда каждый [работающий] понимает и несет определенную ответственность за эргономику. Это означает, что все члены организации проинформированы, и они вправе вносить [эргономические] усовершенствования, соответствующие уровню возложеной на них ответственности.

Л.А. Сидорчук рассматривает эргономическую культуру учителя как необходимую совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-эргономической ориентации и качеств индивидуума, универсальных способов познания и эргономических технологий педагогической деятельности. Наличие такой культуры позволяет учителю изучать и диагностировать уровень развития воспитанников, понимать их, вводить в мир культуры, организовывать духовно насыщенную совместную деятельность [6].

Таким образом, понятие эргономическая культура распространяется на все виды и формы деятельности учителя, и, в случае применения учителем компьютера, это понятие можно (и нужно) рассматривать как рабочую культуру пользователей компьютера потому, что она включает в себя соответствие компьютеризованного рабочего места и всей рабочей среды требованиям эргономики, с одной стороны, и понимание и соблюдение учителем эргономических требований и разработанных на их основе предписаний и правил по охране труда, с другой стороны.

Такое толкование понятия эргономическая культура пользователя компьютера практически можно отнести к представителям любой профессии. Но в случае учителя этот термин приобретает особый смысл, так как учитель – это не только рядовой пользователь компьютера: его работа на компьютере воспринимается учащимися как пример эргономичной и здоровьесберегающей работы на компьютере, что раньше или позже найдет отражение в действиях учащегося.

Учитель и компьютер

Как показывает анализ научной литературы, большое количество исследований, с разных позиций рассматривающих пользователей компьютеров, посвящено учащимся и студентам. Это и понятно, так как с каждым годом все большее количество детей, в т.ч., дошкольного возраста, приобщаются к числу пользователей компьютера, и очень важно, чтобы ребенок с первых шагов в компьютеризованном мире получил бы наиболее достоверную информацию, как правильно и без вреда здоровью использовать компьютер. Студенты же в своем большинстве приходят в вузы с определенными и часто даже очень неплохими общими навыками работы на компьютере, которые, однако, отнюдь не всегда достаточны для систематической учебы в вузе в век ИКТ.

Следует сказать, что проблеме учитель – компьютер в исследованиях ряда западноевропейских стран в настоящее время уделяется относительно мало внимания, возможно, ввиду того, что в этих странах компьютер как средство для работы учителя повсеместно применяется уже более 20-ти лет. Таким образом, современного учителя обычно уже apriori принимают если не за профессионального пользователя компьютера, то, во всяком случае, как человека, имеющего хорошую подготовку для применения ИКТ в педагогической деятельности.

Несколько другая ситуация наблюдается в бывших республиках СССР, в которых широкое внедрение ИКТ в процесс образования, в силу ряда обстоятельств, осуществляется в основном в последние 10-15 лет. Однако не так давно отмечено, что большинство учителей используют компьютер преимущественно лишь как усовершенствованную печатную машинку [7]. Установлено также, что наиболее компетентными в области ИКТ оказываются преподаватели информатики, а среди учителей предметов гуманитарного цикла высокой ИКТ компетентностью обладает лишь каждый четвертый учитель [8].

Исследователями установлено, что у учителей-мужчин и учителей-предметников компьютерная грамотность выше, чем у учителей-женщин и учителей пожилого возраста [9]. Это вполне понятно, так как большинство сегодняшних учителей основы компьютерной грамотности освоили или самостоятельно, или на краткосрочных курсах, но, как правило, не во время учебы в вузе. Однако, следует принимать во внимание, что компьютер - это не только новое техническое средство работы для учителя, самим настоящим образом меняются не только функции учителя, но и весь учебно-воспитательный процесс [10]. Именно поэтому уровень эргономической культуры педагога приобретает особое значение как для успешной педагогической, так и здоровьесберегающей компьютерной работы.

Методика исследования

В качестве исследуемой группы нами были выбраны учителя, работающие в Центре детей и молодежи "Рижский Дворец школьников" (Рига, Латвия), общим количеством 40 человек. Некоторые характеристики респондентов приведены на табл. 1.

Таблица 1

Характеристика респондентов

Пол1

Группа возраста, годы

Пользование компьютером, годы

≤ 30

31-40

41-50

51

≤ 5

6-10

11-15

≥ 16

Мужчины

4

3

6

6

3

3

9

5

Женщины

4

2

6

8

2

8

5

4

Всего

(%)

8 (20,5)

5

(12,8)

12

(30,8)

14

(35,9)

5

(12,8)

11

(28,2)

14

(35,9)

9

(23,1)

Примечание: 1один респондент не указал принадлежность к конкретной группе

В качестве инструментария использовалась модифицированная анкета, ранее примененная в исследовании [11]. Анкетирование проведено в ферале 2012 г., а для статистической обработки результатов использована программа SPSS, версия 20.0.

Для оценки эргономической культуры респондентов – учителей были выдвинуты следующие вопросы:

1. Каково отношение респондентов к своему личному компьютеризованному рабочему месту?

2. Возобновляют ли респонденты свои знания по охране труда на компьютере?

3. Каковы наиболее распространенные виды работы на компьютере?

4. Ощущали ли респонденты дискомфорт, причиной которого может быть несоответствие работы на компьютере требованиям эргономики?

5. Что сами респонденты предпринимают для обеспечения здоровьесберегающей работы на компьютере?

Результаты исследования

1. Оборудование личного компьютеризованного рабочего места. Более половины респондентов пользуются компьютерами, приобретенными до 2009 г. Среди сравнительно молодых (до 40 лет) респондентов, особенно мужчин, преобладает тенденция оборудовать личное рабочее место портативными компьютерами. Половина респондентов пользуются обычной компьютерной мышью, и столько же – оптической мышью. Однако только 70% респондентов имеют коврик для компьютерной мыши, а экранным фильтром, который рекомендуется как средство уменьшения влияния разного рода световых отражений, пользуются только 3 респондента. Подставкой для ног не пользуется никто из респондентов.

Из всех респондентов, которые оборудовали свои личные рабочие места портативными компьютерами (33% от общего количества), только 3 респондента (23%) имеют дополнительную клавиатуру, а 2 учителя (15%) – дополнительный монитор, несмотря на то, что именно такие приспособления рекомендуются с эргономической точки зрения, если портативный ("переносный") компьютер используется в качестве основного.

К сожалению, лишь 15% респондентов-женщин и столько же мужчин считают, что их домашнее компьютеризованное рабочее место соответствует эргономическим требованиям. Это, однако, отрицается соответственно 35 и 25% респондентов. Ответы остальных респондентов подтверждают, что многие учителя эргономические требования просто не знают.

2. Отношение респондентов к обучению охране труда на компьютере. Проще всего такое обучение осуществляется во время обязательных инструктажей по охране труда, которым все респонденты в принципе подвергаются на своих основных рабочих местах (организациях). К сожалению, от 43% респондентов (возрастная группа до 30 лет) до 58% (возрастная группа 41-50 лет) отмечают, что у них такого инструктажа вообще не было, а от 14 до 33% респондентов в соответствующих возрастных группах указывают, что такие инструктажи для них вовсе не нужны.

3. Использование компьютера дома и на работе. Основные виды работ на компьютере распределяются следующим образом (табл. 2). Видно, что респонденты дома в основном вводят тексты, осуществляют поиск информации в интернете, читают и посылают сообщения по электронной почте. Немало также респондентов, кто дома на компьютере слушают музыку и смотрят видео- и DVD фильмы. В свою очередь, на работе компьютер, прежде всего, используется для ввода текста, поиска информации, а также для работы с электронными сообщениями.

Таблица 2.

Использование компьютера дома и на работе


Вид работ1

Никогда

Очень редко

Часто

Ежедневно

Ввод текста

10/ 8

30/ 10

38/36

23/ 8

Для учебных целей

48/ 61

24/ 18

35/ 21

3/ 0

Компьютерные игры

53/ 92

43/ 8

5/ 0

0/ 0

Поиск информации (интернет)

8/ 8

5/ 16

55/ 47

32/ 29

Прослушивание музыки

23/ 46

28/ 36

35/ 15

15/ 3

Просмотр видеофильмов

45/ 92

38/ 8

15/ 0

3/ 0

Чат

55/ 87

29/ 5

13/ 5

3/ 3

Э-почта

8/ 8

13/ 13

50/ 36

30/ 46

Другое

29/ 50

14/ 0

50/ 10

7/ 40

Примечания: 1первое число указывает на количество респондентов, выполняющих соответс-твующую работу дома, а второе число – на работе (в процентах; округлено до целого числа)

Немаловажным фактором, который характеризует человека, использующего компьютер, является также продолжительность работы на компьютере (рис. 1). Установлено, что мужчины, по сравнению с женщинами, дома на компьютере работают больше часов, что особенно заметно в группе, работающих по 2-4 часа (55% мужчин; 28% женщин). В этой же группе респондентов на работе, т.е., в своей организации, больше времени у компьютера проводят женщины.


Рис. 1. Продолжительность работы

на компьютере


Но в группе респондентов, которые ежедневно на компьютере работают свыше 4 часов в своей организации, преобладают мужчины (58%) по сравнению с женщинами (30%). Такая продолжительность работы, особенно без обязательных перерывов, как было отмечено выше, значительно повышает риск для здоровья, обусловленный работой на компьютере.

4. Дискомфорт, обусловленный работой на компьютере. Респонденты отмечают, что после продолжительной работы на компьютере они почувствовали дискомфорт в ряде важных органов и частей тела (рис. 2). Из общего количества субъективных жалоб очень часто упомянут дискомфорт в шейных мышцах и в глазах, при этом у женщин подобных жалоб больше, чем у мужчин.


Рис. 2. Локализация мест дискомфорта


Респонденты – мужчины почти в 2 раза чаще, чем женщины, жалуются на дискомфорт в области головы и ладоней. Много жалоб и на дискомфорт в области спины, что у женщин и мужчин отмечено одинаково – по 40% в каждой подгруппе. Разумеется, наличие дискомфорта в отдельных органах и/или частях тела однозначно не свидетельствует о наличии конкретного заболевания, тем не менее респонденты должны были обратить на

это серьезное внимание, так как свыше 2/3 респондентов дискомфорт после работы на компьютере наблюдали уже более одного года.

Кроме того, 85% мужчин и 95% женщин, принимавших участие в данном исследовании, согласны с тем, что работа на компьютере может быть причиной ряда проблем с их здоровьем. Тем не менее, только 15% мужчин и 30% женщин обратились к врачам по поводу продолжительного дискомфорта, а каждый четвертый респондент указал на недостаточность времени для обращения к врачу.

5. Здоровьесберегающая работа на компьютере. Для того, чтобы работа на компьютере как можно меньше влияла на здоровье человека, имеется немало приемов. Один из наиболее важных и доступных – это соблюдение обязательных перерывов, продолжительностью около 5 - 10 минут после каждого часа - полутора работы, а также проведение простых физических упражнений для мышц и глаз во время таких перерывов.

В нашем случае перерывы регулярно соблюдают лишь 25% мужчин и 35% женщин, а подавляющее большинство респондентов или работают, пока вообще заканчивают работу (15% мужчин; 30% женщин) или перерывы соблюдают нерегулярно (55% мужчин; 35% женщин). Продолжительность перерывов для большинства респондентов (60-70%) составляет от 6 до 20 минут.

Большинство респондентов указало, что во время перерывов они просто гуляют, пьют кофе, чай или перекусивают. Только 5% мужчин и 10% женщин указали, что они во время перерывов выполняют соответствующие физические упражнения.

Тем не менее, лишь 10% мужчин и 15% женщин указали, что они в принципе не предпринимают ничего, чтобы как-то снизить риск здоровью, обусловленный работой на компьютере. Остальные указывают на такие действия как уменьшение времени, проводимого у компьютера, занятия спортом, в т.ч., утренней гимнастикой, соблюдение по возможности правильной позы при работе и т.п. Однако имеются несколько респондентов, кто указывает, что они стараются вообще не думать о возможном влиянии работы на компьютере на их здоровье.

Дискуссия

Ответы на выдвинутые вопросы свидетельствуют, что многие респонденты, особенно те, кто используют портативный компьютер также в качестве домашнего, недостаточно думают о благоустройстве своего компьютеризованного рабочего места, хотя это можно понять, так как половина всех респондентов признают, что вообще не знают о соответствующих эргономических требованих. Значительная часть респондентов, особенно среднего и старшего возраста, т.е. те, кто работу на компьютере осваивали в основном самостоятельно, не прошли инструктаж по охране труда или даже не признают необходимость такого. В то же время значительная часть респондентов – учителей, особенно мужчин, у компьютера дома ежедневно проводят 2-4 часа и более, а на работе даже более 4-х часов.

Поэтому и не удивительно, что значительное количество респондентов имеют жалобы на дискомфорт шейных мышц и глаз, что и для других групп пользователей компьютера [11], особенно при неправильном оборудовании компьютеризованного места или изъянах в организации работы на компьютере. Частично это обусловлено и тем, что наши учителя не соблюдают регулярные перерывы в работе на компьютере, а во время перерывов редко выполняют упражнения для глаз и опорно-двигательной системы. Все это свидетельствует о весьма несерьезном отношении к работе на компьютере с точки зрения возможного риска для здоровья человека, и как следствие – о сравнительно низком уровне их эргономической культуре.

Как было упомянуто во Введении, важной характеристикой каждого пользователя компьютера является его компьютерная грамотность. Чисто теоретически при более высокой компьютерной грамотности следует ожидать наличия более высокой эргономической культуры. Именно поэтому при подготовке будущих учителей, а также при усовершенствовании ИКТ навыков действующих учителей следует обратить особое внимание на повышение эргономической культуры педагога, выдвигая эту задачу как одну из важных проблем современной педагогики высшего профессионального образования.

Выводы

1. Ответы респондентов свидетельствуют, что многие учителя не имеют достаточных знаний для здоровьесберегающей работы на компьютере, хотя подавляющее большинство их признает неблагоприятное влияние компьютера на здоровье человека.

2. Весьма пренебрежительное отношение к эргономическим требованиям и предписаниям по охране труда подтверждает сравнительно низкий уровень эргономической культуры, характерный для анализованной группы учителей.

3. Различия между мужчинами и женщинами в данной группе респондентов в целом проявляются не значимо. Более существенные различия установлены в зависимости от возраста респондента.

4. Повышение уровня эргономической культуры пользователей компьютера следует признать важной педагогической задачей не только для будущих педагогов, но и для действующей системы повышения квалификации учителей.


Литература:

1. Todd J, Currie D. Sedentary behaviour. In: Currie C et a. (eds.). Young people’s health in context. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2001/2002 survey. WHO: 2004, p. 98 – 108.

2. Amick, B.C., Robertson, M., Tullar, J., Fossel, A., Coley, C., Hupert, N., Jenkins, M. & Katz, J. (2003). Regular and Binge Computing and College Student Health: Preliminary Findings.

http://www.sph.uth.tmc.edu/course/occupational_envHealth/bamick/home/Conference /Amick%20 College%20and%20Binge%20Computing.PDF (затребовано 01.10.2011).

3. Kamaroddin, J.H., Abbas, W.F., Aziz, M.A., Sakri, N.M., Ariffin, A. Investigating Ergonomics Awareness Among University Students. 2010 International Conference on User Science Engineering, 2010, p. 296 – 300.

4. Jacobs, J., Foley, G., Punnett, L., Hall, V., Gore, R., Brownson, E., Ansong, E., Markowitz, J., McKinnon, M., Steinberg, S., Ing, A., Wuest, E., Dibiccari, L. University Students' Notebook Computer Use: Lessons Learned Using e-diaries to Report Musculoskeletal Discomfort. Work, 2011, vol. 54, No. 2, p. 206–219.

5. Smith, R.T. Growing an ergonomics culture in manufacturing. Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part B: Journal of Engineering Manufacture, 2003, vol. 217, No. 7, p. 1027-1030.

6. Сидорчук Л.А. Формування ергономiчної культуры вчителя в системi його професiйної подготовки. Науковi Записки/ Сер. Педагогiчнi науки, 2009, вып. 82 (2), с. 68-73.

7. Болдарева О.В. Подготовка педагогов у реализации воспитательной функции в условиях информатизации образования. В сб.: Образование в контексте современного развития мирового общества/ Материалы Международной научной конференции 25 марта 2008 г. – Электросталь, Новый гуманитарный институт, с. 22-26.

8. Бурмакина В. Исследование факторов, влияющих на компетентность учителей в сфере ИКТ. – http://www.ifap.ru/library/book143.pdf [Затребовано 19.05.2012.].

9. Konan N. Computer literacy levels of teachers. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010, No 2, p. 2567 – 2571.

10. Окулова Л.П. Педагогическая эргономика. – Москва – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2011, 200 с.

11. Gedrovics J., Bilek M. Ergonomic culture as a prerequisite for healthy computer work: a comparative research among Czech, Latvian and Slovakian students. Media4u Magazine, 2011, vol. 8, No. X3/2011, p. 22-28.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютер, работа, респондент, эргономическая культура, мужчина, охрана труда, женщина, учитель, компьютерная грамотность, пользователь компьютера.