Компетентность учителей и учащихся в области применения информационно-коммуникационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Данилов, В. В. Компетентность учителей и учащихся в области применения информационно-коммуникационных технологий / В. В. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 316-319. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1446/ (дата обращения: 16.11.2024).

Компьютеры и иные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) всё сильнее завоёвывают просторы отечественного образования. Компьютерный класс уже является неотъемлемой частью практически каждой школы; мультимедийные проекторы и широкополосной Интернет – далеко не редкость. Тем не менее, все эти средства, в основном, простаивают либо применяются на уроках информатики, остальные учителя не спешат применять их, предпочитая полагаться на проверенные временем средства: мел, доску, учебник и тетрадку.

Одной из возможных причин такой ситуации, очевидно, может быть не только мотивационная неготовность применения средств ИКТ, но и операционная: не умеющий работать с компьютером учитель просто не может пользоваться им в своей профессиональной деятельности. С другой стороны, многие учителя, даже хорошо владеющие компьютером, не рискуют применять работу на практике, полагая, что это бессмысленно, в условиях, когда учащиеся не смогут правильно с ними работать.

Целью данного исследования было эмпирическое выявление уровня подготовленности учителей и учащихся к работе с информационно-коммуникационными технологиями в процессе обучения. Средством определения уровня подготовленности был выбран тест из двадцати вопросов, к каждому из которых предлагалось четыре варианта ответа, один из которых был правильным. Первые десять вопросов были сформулированы более обыденным языком (привычным для человека, поверхностно знакомого с компьютером), нежели вопросы с одиннадцатого по двадцатый, что позволило выявить уверенность или неуверенность педагогов в работе со специфическими компьютерными терминами.

В тесте были предложены следующие вопросы (для краткости варианты ответов не приводятся):

1.         Какой из носителей информации не является магнитным?

2.         Если у компьютера не работает ни один из дисководов, каким средством переноса информации вы воспользуетесь?

3.         Через какие носители информации не могут распространяться компьютерные вирусы?

4.         Какой операционной системы не существует?

5.         С помощью какой программы вы будете создавать электронную презентацию?

6.         Какое количество операционных систем может быть установлено на одном компьютере?

7.         Какие функции выполняет модем?

8.         Что происходит в операционной системе Windows при нажатии сочетания клавиш Ctrl+Alt+Del?

9.         Что означает аббревиатура HDD?

10.      Какого приложения нет в пакете Microsoft Office?

11.      Что произойдёт при попытке скопировать папку в саму себя?

12.      Какой носитель информации требует наличия свободного USB-порта?

13.      Какое приложение открывает файл формата PSD?

14.      Сколько бит в одном байте?

15.      Имеет ли смысл применять WinRAR на файлах формата JPEG для уменьшения размеров последнего?

16.      Какое из следующих приложений в большей степени соответствует целям создания презентаций с элементами анимации?

17.      Может ли компьютер быть загружен с дискеты, CD-диска, Flash-диска?

18.      Можно ли заправлять картриджи лазерного принтера?

19.      Что такое буфер обмена?

20.      Что из перечисленного не имеет отношения к функционированию сети Internet и работы в ней?

 

Время прохождения теста ограничивалось сроком в 10 минут. Всего в исследовании приняли участие 391 школьник (учащиеся 5 – 11 классов) и 31 учителей.

Следует отметить, что наибольшую заинтересованность к тесту проявляли педагоги моложе 35 лет. Учителя старше 35 брались за тест с явной неохотой или вовсе отказывались.

Так 7 педагогов отказались и от прохождения теста, не мотивировав своего решения. Кроме того, 4 учителя отказались от прохождения теста уже после ознакомления с его вопросами, сославшись, в основном, на отсутствие у них компьютера или на недостаток необходимых знаний. Педагоги из числа первых четырнадцати отказавшихся в результатах теста не учитываются, так как невозможно достоверно установить причину их отказа. Вторые шесть учитываются, так как явно относятся к группе людей, не уверенных в своих знаниях в области компьютерных технологий.

Тест позволил выявить следующую картину по количеству правильных ответов (см. таблицу 1 и график 1): общие результаты демонстрируют предсказуемое наличие в педагогическом коллективе людей с разным уровнем подготовленности.

Таблица 1. Результаты тестирования педагогов

Количество допущенных ошибок

Количество
ответивших

0

3

<4

5

4-6

6

7-9

10

10-12

7

>12

3

отказались

4

 

Так, свыше 25,8% допустили менее 4 ошибок либо не допустили ошибок вовсе; с другой стороны, 45,1% ошиблись в половине и более вопросов, а 12,9% не решилось пройти тест. Наибольшее количество опрашиваемых (51,6%) допустило от 4 до 9 ошибок, что можно считать относительно неплохим результатом, так как в тесте есть вопросы высокой сложности для неподготовленного человека. 

Большой интерес представляют собой ответы на конкретные вопросы теста. Так, например, наибольшее количество опрошенных допустило ошибку в вопросе «Какой из носителей информации не является магнитным?» (4 правильных ответов из 31 ответивших; 12,9% правильных ответов). Многие из них проводили аналогию между «магнитным носителем» и «мобильным носителем» видя весьма визуально гомологичный ряд из дискеты, аудиокассеты, и CD-диска. Несмотря на свою кажущуюся лёгкость, одним из самых сложных вопросов оказался пример обычной ситуации, с которой постоянно сталкивается человек, работающий с компьютером: «Что произойдёт при попытке скопировать папку в саму себя?» (6 правильных ответов из 31 ответивших; 19,35% правильных ответов). Можно предположить, что ситуация является слишком ординарной, чтобы отчётливо сохраниться в памяти человека. Также много ошибок было допущено в вопросе «Что из перечисленного не имеет отношения к функционированию сети Internet и работы в ней?» (7 правильных ответов из 31 ответивших; 22,5% правильных ответов). Многие ошибочно посчитали, что название протокола TCP/IP выглядит чужеродно в однотипном списке приложений и вычеркнули именно его. Наиболее простым для опрашиваемых оказался вопрос «Можно ли заправлять картриджи лазерного принтера?» (22 правильных ответов из 31 ответивших; 70,9% правильных ответов).

Особого внимания заслуживают две пары дублирующих друг друга вопросов теста (№2 и №12, №5 и №16). Оба вопроса идентичны по своей сути, но поставлены в несколько разной форме: в одном случае вопрос задаётся максимально просто и понятно, в другом – осложняется уточнением «с элементами анимации» либо появляющимся термином «USB-порт». Если в одном вопросе человек отвечает правильно, а в другом – нет, это выявляет людей, в большей мере сомневающихся в своих знаниях, боящихся сложной терминологии, либо ставящих ответы наугад. Так, на вопросы «С помощью какой программы Вы будете создавать электронную презентацию?» и «Какое из следующих приложений в большей степени соответствует целям создания презентаций с элементами анимации?» ответили противоречиво 11 человек (35,4%). А на вопросы «Если у компьютера не работает ни один из дисководов, каким средством переноса информации вы воспользуетесь?» и «Какой носитель информации требует наличия свободного USB-порта?» ответили противоречиво 71 человек (22,6%).

Вторым объектом исследования, наряду с преподавателями, стали учащиеся. Среди учащихся не было отказавшихся, так как тест раздавался классу во время занятий.

Таблица 2. Результаты тестирования учащихся

Количество допущенных ошибок

Количество
ответивших

0

16

<4

65

4-6

76

7-9

73

10-12

69

13-15

60

>16

32

 

Результаты теста (см. таблицу 2 и график 2) выявили некоторые отличия характера знаний учащихся и учителей. Так, в ученических работах меньше безошибочных работ (4% против 6%), однако большее количество работ группы «меньше 4 ошибок либо безошибочно» (20,71% против 16%), существенно больше работ, в которых ошибки допущены в половине (и большем количестве) вопросов (41,1% против 25%), меньше крепких средних работ с количеством ошибок от 4 до 9 (38% против 45,8%).

В целом следует отметить, что разброс результатов очень велик, что отчасти объясняется существенно разной подготовкой учеников 11-х и 5-х классов, на равных принимавших участие в этом тесте.

Сходно распределились наиболее сложные и наиболее простые вопросы. Наибольшие затруднения возникли с вопросом «Что произойдёт при попытке скопировать папку в саму себя?» (29 правильных ответов из 391 ответившего; 7,4% правильных ответов), а также с вопросом «Какой из носителей информации не является магнитным?» (33 правильных ответа из 391 ответившего; 8,4% правильных ответов). Оба эти вопроса оказались сложны и для преподавателей. Между тем третий вопрос «Аббревиатура HDD означает…» (38 правильных ответов из 391 ответившего; 9,7% правильных ответов), вызвал у преподавателей меньшие сложности. Это может означать, что школьники в большей мере обладают «бытовыми» знаниями, усвоенными непосредственно во время работы с компьютером. Работа же с аппаратурой ПК в такой практике места не имела. Наибольшее количество правильных ответов на вопросы: «Если у компьютера не работает ни один из дисководов, каким средством переноса информации вы воспользуетесь?» (374 правильных ответов из 391 ответившего; 95,6% правильных ответов)

Количество выявленных «противоречивых» ответов на две пары дублирующих вопросов у учащихся не высоко. На вопросы «С помощью какой программы Вы будете создавать электронную презентацию?» и «Какое из следующих приложений в большей степени соответствует целям создания презентаций с элементами анимации?» ответили противоречиво 62 человека (15,8%). На вопросы «Если у компьютера не работает ни один из дисководов, каким средством переноса информации вы воспользуетесь?» и «Какой носитель информации требует наличия свободного USB-порта?» ответили противоречиво 19 человек (4,8%). Очевидно, что учащиеся в меньшей степени боятся сложных терминов, наоборот пытаясь ими бравировать.

Подводя итог, можно сказать, что уровень работы с компьютером как учителей, так и учащихся сильно разнится, но преобладает средний уровень, позволяющий, в принципе, работать с компьютером, но мешающем успешно применять все его возможности.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): ответ, компьютер, HDD, какое средство переноса информации, Какой носитель информации, какая программа, носитель информации, свободный USB-порта, цель создания презентаций, электронная презентация.


Похожие статьи

Определение организационно-педагогических условий повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном пространстве

Роль информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в компетентности будущего инженера

Проблемы применения информационно-коммуникативных технологий в физкультурном образовании

Оценка эффективности использования информационных ресурсов как условие повышения качества образования

Особенности использования современных информационных технологий и вычислительной техники в учебном процессе

Информационные технологии в сфере общественного питания

Исследовательское обучение как средство формирования информационной компетентности студентов

Использование информационно-аналитических систем для повышения эффективности управления предпринимательскими структурами

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики

Роль информационных технологий в формировании конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий

Похожие статьи

Определение организационно-педагогических условий повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном пространстве

Роль информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в компетентности будущего инженера

Проблемы применения информационно-коммуникативных технологий в физкультурном образовании

Оценка эффективности использования информационных ресурсов как условие повышения качества образования

Особенности использования современных информационных технологий и вычислительной техники в учебном процессе

Информационные технологии в сфере общественного питания

Исследовательское обучение как средство формирования информационной компетентности студентов

Использование информационно-аналитических систем для повышения эффективности управления предпринимательскими структурами

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики

Роль информационных технологий в формировании конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий

Задать вопрос