Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Коблова Д. В., Косарева С. А. Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2410/ (дата обращения: 18.09.2018).

Современный мир характеризуется высоким уровнем информатизации. Информационные технологии проникают во все сферы жизни человека, в том числе в образование. Внедрение информационных технологий в процесс обучения студентов в высших учебных заведениях позволяет использовать инновационные инструменты, а это приводит к появлению новых возможностей. Информатизация образования – это важная составляющая стратегии развития образовательных процессов, что проявляется в повышении их качества, развитии мотивации студентов. Под информационными технологиями понимается «не что иное, как самый современный способ и механизм для сбора, обработки, анализа, хранения, распространения и применения информации о различных предметах, объектах и явлениях» [1, с. 104].

Современное образование отличается высокой степенью информационной насыщенности. Этим обусловлена актуальность применения информационных технологий при изучении иностранных языков в высшей школе. Необходимость новых методов обучения приводит к появлению уникальных электронных изданий, которые вбирают в себя теоретическую информацию, практические задания, фото- и аудио-материалы. В связи с этим на кафедре «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. был создан электронный учебник по английскому языку для студентов 2-3 курсов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и направлений «Туризм» и «Сервис», который призван повысить качество образования.

Электронный учебник – это учебное издание в электронном виде, которое содержит структурированный и систематизированный материал, используемый студентами в учебном процессе для освоения новых знаний и умений; оно характеризуется логичностью изложения, высоким техническим оснащением и высоким уровнем художественного исполнения. Электронный учебник имеет ряд преимуществ по сравнению с печатным аналогом: простота и удобство обращения; возможность обновления ресурса электронного учебника; автоматизация учебного процесса и увеличение скорости предоставления образовательной услуги; полнота передаваемой информации.

Такая инновационная технология обучения, как применение электронных учебников, еще недостаточно изучена, хотя среди исследователей роли электронных учебников в процессе обучения целесообразно отметить различных ученых: А.А. Кузнецов, А.А. Гречихин, Т.М. Лепсова, Е.С. Полат, В.А. Вуль, В.М. Гасов, А.М. Цыганенко, В.Н. Агеев, М.М. Субботин, Ю.М. Цивенков, Е.Ю. Семенов и другие [2, с. 53]. Использование вышеупомянутого электронного учебника на занятиях английского языка будет способствовать изучению данного вопроса.

Причинами создания электронного учебного курса на кафедре «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» СГТУ имени Гагарина Ю.А. является отсутствие подобного курса, а также стремление повысить образовательный уровень студентов. Кроме того, создание учебника связано с необходимостью углубленного изучения иностранного языка и его дальнейшего применения в практической деятельности специалистов сферы сервиса и туризма. В создании электронного учебника по английскому языку принимали участие студенты третьего курса специальности «Социально-культурный сервис и туризм», а также преподаватели кафедры «ИМК» СГТУ имени Гагарина Ю.А. Непосредственное участие студентов в данном проекте позволяет им ощущать свою значимость и причастность к процессу получения знаний, с точки зрения создателей этих знаний. Это способствует саморазвитию и самореализации студента, воспитывает организационные способности, дает возможность проявить себя как незаурядную личность с потенциалом будущего специалиста. Университет, таким образом, создает оптимальные условия для обеспечения совершенствования личности студента как будущего профессионала, с учетом его потребностей, мотивов, ценностей, ориентируя его на формирование творческих способностей. Современные общемировые тенденции сферы образования в условиях информационного общества, например, возрастание количества самостоятельной работы студентов, применение инновационных технологий, требуют от студентов постоянного повышения уровня и качества знаний. Следовательно, такие проекты, как участие студентов в разработке учебных материалов для обучения – значимый элемент студенческой научной жизни, который содействует развитию инициативы и самостоятельности, повышению степени ответственности за собственное образование, приобретению исследовательских навыков и умений.

Работа над проектом состояла из нескольких этапов. Первоочередной задачей было составление плана действий, в котором учитывалась специфика специальности студентов, непосредственно занятых в данной работе. План включал в себя следующие фазы создания проекта:

  • постановка цели и задач, лежащих в основе проекта;

  • определение источников информации;

  • установление сроков выполнения работы.

Цель проекта – создать уникальное учебное пособие в электронном варианте для использования студентами, изучающими английский язык на уровне «intermediate» для подготовки к семинарам, зачетам и экзаменам. Цель конкретизируется следующими задачами: увеличение словарного запаса; расширение кругозора; развитие коммуникационных навыков; повышение уровня профессиональных знаний.

Основным этапом разработки электронного учебного издания стал сбор и анализ информации из различных источников. Базой данного раздела стали статьи учебников иностранных авторов, периодических изданий, электронных ресурсов. Перед группой студентов-разработчиков стояла сложная задача по подбору текстов и их систематизации. Следующий этап – разработка устных и письменных практических заданий для студентов вуза, целью которых стало закрепление изученного материала. В сборник вошло несколько вариантов заданий на отработку определенных навыков по предложенным темам. Например, грамматические, лексические, логические. Важной составляющей электронного учебника явились аудиозаписи, которые были созданы студентами-разработчиками с помощью специальной компьютерной программы. Таким образом, учебник является не только сборником письменных материалов, но и аудио-пособием, предназначенным для предоставления слуховой информации. Спецификой аудиоматериалов являются насыщенность информацией, приобретение навыков разговорной речи, привыкание к ее слуховому восприятию, развитие мыслительных процессов, интенсификация процесса обучения в целом.

Применение электронного учебника усиливает активность каждого студента, повышает его заинтересованность в изучении иностранных языков. Самостоятельная работа с электронным учебником или работа в учебной аудитории позволяет научить студента ориентироваться в информационном пространстве, находить решение каких-либо проблем. Использование современных методов обучения студентов в вузах, а именно – электронных учебников, улучшает качество знаний, ускоряет процесс получение информации. Рациональное применение электронных средств образования при изучении английского языка способствует увеличению лексического запаса, позволяет студентам формировать языковые компетенции и повышает их мотивацию к получению новых навыков и умений.


Литература:

  1. Джанджугазова, Е.А. Информационные процессы и современный туристский бизнес // Сборник научных трудов XIII Международной научно-практической конференции «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». – М., 2011. – С.101-109.

  2. Червякова, Я.И., Чибисова, О.В.Электронный учебник как средство новых информационных технологий // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. №4.– С.52-53.

Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, английский язык, имя Гагарина, повышение уровня, качество знаний, учебный процесс, межкультурная коммуникация, высокий уровень, Социально-культурный сервис, студент.

Похожие статьи

Английский язык и межкультурная коммуникация.

Процесс глобализации вывел межкультурную коммуникацию на новый уровень.

межкультурная компетенция, русский язык, чужая культура, межкультурное общение, английский язык, межкультурная компетентность, межкультурная коммуникация, языковая...

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках...

иностранный язык, язык, межкультурная коммуникация, культура, критерий подбора материалов, социокультурный характер

Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком.

Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому...

...английский язык, язык, иностранный язык, межкультурное общение, знание

иностранный язык, язык, межкультурная коммуникация, культура, критерий подбора

социокультурная компетенция, иностранный язык, межкультурный диалог, студент...

Владение иностранным языком как фактор улучшения...

Английский язык и межкультурная коммуникация | Статья...

иностранный язык, студент, английский язык, академическая адаптация, родной язык, учащийся, молодой человек, Россия, межкультурная компетенция, процесс обучения.

Языковые единицы как средства межкультурной коммуникации

В новых условиях, при новой постановке проблемы преподавания иностранных языков стало очевидно, что радикальное повышение уровня обучения коммуникации, общению между людьми разных национальностей может

Английский язык и межкультурная коммуникация.

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

...язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация...

Английский язык, как компонент системы основных элементов...

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся...

межкультурная компетенция, русский язык, чужая культура, межкультурное общение, английский язык

язык, качество, культура, умение, способность, межкультурная компетентность, будущий специалист, компетентность, знание, межкультурная коммуникация.

Межкультурная коммуникация. Понятие, уровни, стратегии

В данном случае речь идет о социальной коммуникации — коммуникационных процессах в обществе.

Межкультурная коммуникация может осуществляться и быть исследована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне.

Межкультурная компетенция в целях обучения иностранным...

Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции средствами электронно-почтовой группы (английский язык, профильный уровень): Автореферат дис. … кандидата пед. наук.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Английский язык и межкультурная коммуникация.

Процесс глобализации вывел межкультурную коммуникацию на новый уровень.

межкультурная компетенция, русский язык, чужая культура, межкультурное общение, английский язык, межкультурная компетентность, межкультурная коммуникация, языковая...

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках...

иностранный язык, язык, межкультурная коммуникация, культура, критерий подбора материалов, социокультурный характер

Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком.

Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому...

...английский язык, язык, иностранный язык, межкультурное общение, знание

иностранный язык, язык, межкультурная коммуникация, культура, критерий подбора

социокультурная компетенция, иностранный язык, межкультурный диалог, студент...

Владение иностранным языком как фактор улучшения...

Английский язык и межкультурная коммуникация | Статья...

иностранный язык, студент, английский язык, академическая адаптация, родной язык, учащийся, молодой человек, Россия, межкультурная компетенция, процесс обучения.

Языковые единицы как средства межкультурной коммуникации

В новых условиях, при новой постановке проблемы преподавания иностранных языков стало очевидно, что радикальное повышение уровня обучения коммуникации, общению между людьми разных национальностей может

Английский язык и межкультурная коммуникация.

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

...язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация...

Английский язык, как компонент системы основных элементов...

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся...

межкультурная компетенция, русский язык, чужая культура, межкультурное общение, английский язык

язык, качество, культура, умение, способность, межкультурная компетентность, будущий специалист, компетентность, знание, межкультурная коммуникация.

Межкультурная коммуникация. Понятие, уровни, стратегии

В данном случае речь идет о социальной коммуникации — коммуникационных процессах в обществе.

Межкультурная коммуникация может осуществляться и быть исследована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне.

Межкультурная компетенция в целях обучения иностранным...

Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции средствами электронно-почтовой группы (английский язык, профильный уровень): Автореферат дис. … кандидата пед. наук.

Задать вопрос