Педагогические основы семейного воспитания мальчика на базе национальных традиций
Автор: Рахманова Фотима Шамсиддиновна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 1154 раза
Библиографическое описание:
Рахманова, Ф. Ш. Педагогические основы семейного воспитания мальчика на базе национальных традиций / Ф. Ш. Рахманова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2391/ (дата обращения: 17.12.2024).
Этнопедагогические и этнопсихологические традиции, присущие узбекской нации, в свою очередь, занимают важное место в решении социально-экономических проблем. История жизненного уклада узбекского народа свидетельствует о высоком уровне сплоченности семьи, о её всестороннем развитии. Узбекские национальные традиции имеют важное значение в воспитании сознания молодёжи национальной идеи независимости, в создании будущего великого государства, а также в выборе правильного направления в деле духовного воспитания, в том числе в подготовке мальчиков к семейной жизни. Национальные традиции требуют совместной деятельности в образовании и воспитании. В связи с этим центральное место занимают и определяют содержание национальных традиций следующие принципы: давать знания и получать знания; система мирового образования; поведение; преобладание национальных традиций и ценностей, единство морали; межнациональное согласие, патриотизм и любовь к народу, защита Родины, серьезность эстетического вкуса; овладение профессией; трудолюбие; защита природы; физическое закаливание; честность; доброта; прямолинейность; справедливость и правдивость; дружба; сотрудничество; заботливость; милосердие; умение прощать; бдительность; находчивость и другие. Эти качества, обладая общественным характерам, развиваются в семье в процессе подготовки мальчиков к семейной жизни. Поэтому в своем произведении «Семья и порядок управления семьей» Фитрат пишет о целях и задачах семьи, о её материально-духовных и правовых основах, об образе жизни мужа и жены, о месте мужчины и женщины в семье, о долге. Вторая часть произведения посвящена воспитанию ребенка. Размышляя о необходимости воспитания ребенка со дня рождения (физического, нравственного, умственного), он дает педагогические, психологические и медицинские научно – практические рекомендации. Его рекомендации и в настоящие время не потеряли своего значения [1, с.112].
Известно, в 80-е годы широко поднимался вопрос о подготовке молодёжи к семейной жизни. И.В. Гребенников создает программу и пособие «Этика семейной жизни и психология» для учащихся средних общеобразовательных школ. В программе и пособии предусмотрена межпредметная связь учебных предметов в подготовке молодежи к семейной жизни и воспитании здоровой личности. На базе программы и рукописи под редакцией И.В. Гребенникова был издан учебник «Этика семейной жизни и психология» [2, с.560]. В нём было обращено внимание на вооружение молодёжи знаниями и навыками в подготовке к семейной жизни.
В настоящее время преобразования в обществе вносят изменения в жизненном укладе людей. В жизни имеют место такие отрицательные явления, как расторжение браков. Причинами этому являются неподготовленность молодёжи к созданию семьи, к ведению семейного хозяйства ни в материальном, ни духовном планах, педагогико-психологическая безграмотность, зависимость молодых семей от родителей, духовная нищета. Из-за чего и возникла необходимость подготовки мальчиков – подростков к семейной жизни. По этой же причине была создана программа в учебном плане академических лицеев и колледжей. В программе были определены задачи подготовки мальчиков – подростков к семейной жизни. Программа предусматривает введение темы «Семья и её значения», проведение бесед об уважении к дедушкам и бабушкам, родителям, братьям и сестрам, проведение национальных праздников и национальных традиционных мероприятий. На занятиях рекомендуется межпредметная связь. Беседы, занятия с учащимися академических лицеев усложняются и они, чувствуя себя повзрослевшими, овладевают знаниями о семье, её задачах, гигиене и физическом воспитании, семейной этике и психологии. Курсу «Этика семейной жизни психология» в лицеях и колледжах отведено от 17 до 34 часов. В нем освещены вопросы создания семьи, подготовка к браку, семейные отношения и их закономерность, воспитание детей в семье, секреты хозяйства, традиции семьи.
Программа учебного курса (2010 г.) «Основы здорового образа жизни и семья» (спецкурс) отведено 16 часов. В ней анализируются проблемы влияние здорового образа жизни на членов семьи, показатели здоровья, причины, влияющие на здоровье, подготовка совершеннолетних детей к семейной жизни и целый ряд проблем, связанных со здоровьем человека [3, с.14].
От женщины и мужчины в их брачных отношениях требуется высокая степень нравственности психолого-педагогическая подготовка и культура. Поэтому подготовку подростков к семейной жизни необходимо начинать с первого года их жизни. Воспитание в молодёжи всех качеств и умение оценивать и сдерживать чувства, подготовка к семейной жизни – так оценивает значение программы И.В. Гребенников.
И.В. Гребенников, перечисляя общественную, нравственную, правовую, психологическую, эстетическую, хозяйственно-экономическую направленность, имеет в виду их взаимосвязь. Поэтому личность, её способности, характер, темперамент, самовоспитание, взаимовлияние общества и семьи, личности и семьи, психология межличностных отношений, культура отношений и общения, нравственные основы отношений юношей и девушек, женская гордость, внешняя и внутренняя красота, товарищество и дружба. И их национальные основы, любовь как высокое человеческое чувство, свойственные ей особенности, культура поведения влюбленных, её связь с общей культурой человека, любовь как средство воспитания, не допущение ошибки в любви – обо всем этом даются сведения в программе. Особое внимание уделяется одной из крупных проблем – теме брака и семьи, задачам подготовки к браку, его правовым основам. Анализируются вопросы семьи и её значение, общественно-экономические основы, основные задачи семьи, её особенности, взаимоотношения мужа и жены в семье, первые годы брака, семьи, ждущей ребенка, ступени развития семьи.
Самым важным в семье является создание среды для трудового воспитания мальчиков при подготовке к семейной жизни. В связи с этим как самая насущная задача возникает необходимость воспитания в мальчике трудолюбивого гражданина, умеющего вести и составить семейный бюджет.
Тема «Этика жизни», одна из важных тем, обращает внимание на этическое воспитание семьи, на связь её с членами семьи. В теме «Последствия разрыва семейных отношений» автор подробно освещает причины беды в семье, распады семьи, вопросы семьи и детей, заботы общества и семьи детях, защита материнства и детства, система, ступени развития личности, семейные традиции в воспитании, родительский долг, задачи, лидерство отца или матери в семье.
Известно, для обучения детей по предмету «Этика семейной жизни и психология» учителя сами должны пройти соответствующую подготовку.
В труде И.В. Гребенникова освещена главная идея автора – семья и история брака, особенности современной семьи и задачи, духовно-нравственные нормы в семейных отношениях, психологическая обстановка в семье, экономические вопросы. Надо отметить, в юности дружба, товарищество и проблема любви составляют основу жизни подростка. Теме – появление любви в подростковом и юношеском возрасте, умение её оценить, сберечь, не сбиться с пути – дается педагогико-психологический анализ.
Сегодня самой востребованной проблемой, стоящей перед педагогикой, является подготовка мальчиков к семейной жизни на основе национальных традиций и поэтому необходимо проанализировать, что даже брак, его значение и главные требования к нему, физическая и социальная зрелость подростка, нравственная готовность его к браку, его требований и условий.
Известно, настоящий мужчина – семьянин воспитывается в семье, в школе, в колледже и лицее, в вузе. Процесс развивается по определенной системе. Эта система основывается на следующих педагогических принципах: связь юношей – подростков с семейной жизнью; взаимосвязь всех направлений в развитии подростков; единство воспитания, образования и развития; сотрудничество воспитателя и воспитуемого; системность и взаимосвязь воспитания; учёт индивидуальных особенностей подростке и другие. Вместе с тем, дидактические принципы обеспечиваются научностью, удобством, наглядностью, соответствующими различными видами, методами и средствами образования. Осуществление всего этого дает возможность учитывать требования, поставленные перед обществом и семьёй при подготовке подростка к семейной жизни на основе национальных традиций.
Таким образом, создание здоровой среды в семье и правильная подготовка подростка к будущей семейной жизни на основе национальных традиций, организация своевременной подготовки, как в медицинском, так и в педагогическом аспектах являются целенаправленными. Здоровая обстановка в семье, её сплоченность, согласие и благополучие, участие в развитии и воспитании подростка махалли, медицинских, образовательных учреждений и общественных организаций, национальные ценности и традиции, государственных и негосударственных организаций, образцы устного народного творчества, воспитательные мероприятия, научные учреждения – сотрудничество всех этих средств создают общественно – педагогическую базу идеологии независимости.
Вместе с тем, дидактическим вопросам воспитания мальчиков-подростков и подготовки их к семейной жизни уделялось мало внимания.
В укреплении семьи, материальном обеспечении, сохранение семьи в морально нравственном отношении, в воспитании детей большая обязанность возлагается на отца. Для подготовки мальчиков-подростков к семейной жизни в образовательных учреждениях необходимо:
- в процессе обучения экономике на теоретических и практических занятиях учить экономичности, предпринимательству, бизнесу, правильному распределению семейного бюджета;
- на занятиях по гигиене учить правилам здорового образа жизни и физическому совершенствованию;
- на уроках педагогики учить духовно-нравственному совершенствованию, уважительным чувствам к будущей супруге, трудолюбию;
- на уроках психологии учить нравственному совершенствованию, бодрости, умению сдерживать чувства, себя в любых ситуациях, не идти на поводу чувств;
- на уроках философии воспитывать чувство осознания себя, семьи в развитии общества, своей роли в семье и т.д.
Необходимо обратить особые внимание на то, что в подростковом возрасте усиливается чувственность юношей, оказывающая влияния на их духовно-эмоциональное развитие, растущее чувство справедливости и правдивости, их важности в семейной и социальной среде, увлечение прекрасным и эстетическое восприятие будущей семейной жизни.
Наблюдения подтверждают, что цели по подготовке мальчиков к семейной жизни можно достичь по следующим направлениям:
- учить управлять собой в любой жизненной ситуации;
- воспитание и разносторонность эстетического вкуса;
- межличностные отношения в семье;
- физиолого-гигиеническая и духовно-нравственная подготовка подростка к семейной жизни;
- педагогические знания по вопросу воспитания детей;
- экономическое управление семьей;
- культура семьи;
- народные традиции, национальные ценности, развитие традиций;
- культура ведения семьи и другие.
Необходимо, чтобы вышеуказанные педагогические направления и принципы, связанные с семейной жизнью, опирались на научную основу и практику.
Решение данных вопросов началось в первые дни независимости. Было определено, что важным направлениям в развитии общества является воспитание детей, что в воспитании ребенка важна роль общества и семьи, долг и ответственность родителей. Особо выделены культура общения, создание здорового климата в обществе и здоровых отношений намечены идти предупреждения отрицательного во взаимоотношениях членов семьи, отражение в художественной литературе восточных, национальных отношений.
Таким образом, в последнее десятилетие проблема подготовки мальчиков-подростков к семейной жизни стала кульминационной педагогической проблемой. Она входит в число важных исследований в Узбекистане и требует внимания широкой общественности, учёных, работников образовательных учреждений.
Литература:
Абдурауф Фитрат. «Оила». (На узбекском языке). Издательство – «Маънавият». Ташкент. 1998. – С.112.
Гребенников И.В. «Этика семейной жизни и психология». (На узбекском языке). Издательство – «Укитувчи». Ташкент. 1984.
«Основы здорового образа жизни и семья» (спецкурс). Программа учебного курса. – Ташкент. 2010. – С.14.