Библиографическое описание:

Козырева О. А., Надбережная Л. П., Петросян Д. А. Формирование культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 11-14.

Проблемы и дилеммы современной продуктивной педагогики тесно связаны с проблемой самостоятельности и продуктивной состоятельности обучающегося и профессионала. В таком ракурсе не безынтересны такие категории современной дидактики, как научная организация труда (НОТ), культура самостоятельной работы (КСР), профессионально-педагогическая культура (ППК) и т.д. НОТ обучающегося и студента в современной системе образования незаслуженно забыт. И вина не в том, что стандартизация и унификация профессионально-педагогической деятельности оставляет желать лучшего, а всего-навсего – реформирование образования сводит все проблемы качества обучения и образования на счет формирования инновационных измерителей и показателей, а ведь как не измеряй стол – он всё равно, если не наносить вреда его целостности, останется в прежних размерах, но эти единицы и их численное выражение могут быть такими, какими пожелают исследователи и обучающиеся. Это значит, что, измеряя своей линейкой, не сообщая системы перехода на прежнюю шкалу, можно значительно повысить результат обучения и образования. Кроме того, можно опустить этим же методом планку, до которой необходимо поднимать уровень обученности обучающихся. И самый коварный способ нанесения вреда системе образования – постановка необъяснимых, недосягаемых, несостоятельных целей с выбором неизвестных, несистемных, некондиционных измерителей (например, тесты с разнообразными дидактическими и гносеологическими ошибками) при еще худшем варианте рассмотрения проблемы – невостребованности таких специалистов в социально-профессиональном поле из-за всех вышеперечисленных проблем и проблемы современной российской безработицы.

Итак, – на смену ЗУН-ов пришли компетенции, на смену пятибалльной системы оценки все чаще появляются 100-балльное, процентное оценивание результатов учебной деятельности. В конце XX века появился феномен КСР, тесно связанный с ППК. Очень не плохие варианты формирования КСР обучающихся и специалистов могут быть получены при мотивированном социальном и социально-профессиональном взаимодействии. Под КСР педагога по ФК мы будем понимать матрицу формируемых преобразователей (общеучебные ЗУН-ы и компетенции), системно трансформирующих опыт деятельности и общения, модели познания, преобразования объективного внутреннего мира и среды, включающей поэтапное становление педагога в цепочке объект-индивид-субъект-личность в мультисреде, деятельности, культуре, искусстве, спорте и пр.

Одним из примеров связи КСР и ППК является модель, представленная в таблице 1.

Таблица 1

Модель взаимосвязи уровней функционирования КСР, уровней сформированности КСР педагога и уровней формирования ППК

Уровни
функционирования КСР

Уровни сформированности КСР педагога

Уровни формирования профессионально-педагогической культуры (ППК)

1

2

3

Объектный (О)

Использование средств фиксации информации.

  • Формирование основ самообучения, саморазвития и самообразования.

  • Формирование общеучебных знаний, умений и навыков, фасилитирующих процессы социализации, самореализации, самосовершенствования.

Индивидуальный (И)

Моделирование продуктов мыслетворчества.

  • Становление личности педагога как посредника репродуктивной и продуктивной деятельности.

Субъектный (С)

Моделирование и реализация продуктов моделирования.

  • Становление личности педагога как субъекта общества, обучения, педагогического взаимодействия, культуры, профессии.

Личностный (Л)

Создание условий для использования средств фиксации информации, моделирования и внедрения продуктов моделирования.

  • Становление личности педагога как профессионала, мастера, наставника.


Из модели взаимосвязи уровней функционирования КСР, уровней сформированности КСР педагога и уровней формирования профессионально-педагогической культуры (табл. 1) видно, что первый уровень – объектный предполагает в структуре формирования КСР педагога использование средств фиксации информации, а на уровне формирования профессионально-педагогической культуры благодаря владению совокупностью средств фиксации информации – формирование основ самообучения, саморазвития и самообразования, формирование общеучебных знаний, умений и навыков, фасилитирующих процессы социализации, самореализации, самосовершенствования.

На втором уровне – индивидуальном предполагается в структуре формирования КСР педагога использование моделирования как метода исследования, метода построения и преобразования объективной реальности, т.е. в данном направлении ведется моделирование продуктов мыслетворчества, а на уровне формирования профессиональ­но-педагогической культуры благодаря владению совокупностью средств фиксации информации, а также моделированию происходит поэтапное становление личности педагога как посредника репродуктивной и продуктивной деятельности в структуре изучения социального опыта подрастающим поколением, включенное в решение проблем самоопределения, самовоспитания, самообразования, саморазвития, самосовершенствования и самореализации.

На третьем уровне – субъектном предполагается в структуре формирования КСР педагога использование моделирования и реализации продуктов моделирования в ведущей деятельности и общении, а на уровне формирования профессионально-педа­го­ги­чес­кой культуры благодаря владению совокупностью средств фиксации информации, моделирования и реализации продуктов моделирования в ведущей деятельности и общения происходит становление личности педагога как субъекта общества, обучения, педагогического взаимодействия, культуры, профессии.

На четвертом уровне – личностном предполагается в структуре формирования КСР педагога использование ресурсов педагогического сотрудничества, сотворчества в создании условий для использования средств фиксации информации, моделирования и внедрения продуктов моделирования в ведущую деятельность и общение, результатом коих у данной группы индивидов, субъектов, личностей будет формироваться профессионально-педагогическая культура, а именно, – становление личнос­ти педагога как профессионала, мастера, наставника.

Условия формирования КСР педагога – это совокупность тенденций, закономерностей и принципов, обеспечивающих процесс формирования и его качество в режиме идеального или оптимального, реального педагогического или лабораторно-включенного моделирования и апробации данных моделей, математически и логически подтверждающих истинность теории и практики исследования.

Итак, одним из методов формирования КСР педагога является моделирование, а одним из видов моделирования является моделирование определений. Вслед за моделированием дефиниций следуют разработки методического характера, фасилитирующие решение проблем, связанных с деятельностью педагога. Итак, в потоке моделированных дефиниций попробуем представить еще одну совокупность как некую гносеологическую плоскость, раскрывающую возможности полисубъектного поля и результаты совместной деятельности в микро- и мезомасштабах.

Моделирование дефиниций категории «воспитание» – самое простое из доступных на современном этапе обучения студентов и педагогов средств, т.к. о воспитании мы знаем практически всё, и в то же время мы не знаем ничего, а об умениях и компетенциях остается лишь догадываться, т.к. современный мир и его тенденции изменения ставят нас одновременно на старт и на финиш из-за несостоятельности ряда социально-экономических инноваций, приведших нашу страну туда, где мы и находимся, т.е. самый лучший из университетов нашего государства уже не попадает в сотку лучших, на олимпиадах мы уже не так хороши, на рынке продукции нас практически нет и можно продолжать дальше.

Дефиниции категории «воспитания» помогут нам понять природу воспитания, но качество данного явления не всегда зависит от нас. Итак:

Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это механизм получения педагогом и воспитанниками методологических ориентиров и компетенций, фасилитирующих поиск и стремление всех субъектов социального и социально-профессионального взаимодействия в достижении вершины саморазвития, самосовершенствования, самореализации, опосредованных системностью и синергетичностью накопления социального опыта, т.е. способностью получать, обобщать, систематизировать, моделировать, апробировать, ретранслировать ценности и смыслы как единицы антропологического поля, выделяющие вектора состоятельности и устойчивости среды и личности в ней (Надбережная Л. П. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это механизм передачи от старшего поколения к младшему социального опыта, норм общества, акцентирующих внимание на таких значимых ценностях, как здоровье, семья, работа, патриотизм, благополучие и пр., фасилитирующих включение подрастающих субъектов общества в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредовые отношения, системно раскрывающие возможности и состоятельность, креативность и устойчивость, гуманность и продуктивность личности в деятельности и общении (Надбережная Л. П. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это процесс создания условий для позитивной ретрансляции социального опыта, обусловленного постановкой и решением системы противоречий индивидуального и социального генеза (материальное обеспечение, устойчивость гуманно-личностного развития среды и субъекта, продуктивность, здоровьесбережение и пр.), фасилитирующие включение личности в разнообразные мультисредовые отношения, свидетельствующие о состоятельности идей развития общества и личности (Петросян Д. А. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения антропологического подхода – это механизм определения места и роли человека в обществе, в ходе которого происходит формирование индивидуально и социально востребованных качеств, черт характера, моделей познания, преобразования объективного внутреннего и внешнего, результат преобразований способствует сохранению и преумножению богатств и наследия цивилизации, культуры, личности (Надбережная Л. П. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения гносеологического подхода – это механизм познания окружающего мира, способствующий изучению и преобразованию объективной реальности в структуре научного контента явлений, событий, феноменов, фактов и пр., системно трансформирующих мировоззрение и модели поведения и отношений, преобразования и взаимодействия, свидетельствующих о целесообразности и состоятельности процессов, возникающих в социальной и социально-профессиональной среде (Надбережная Л. П. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения диалектического подхода – это механизм непрерывного развития личности, фасилитирующий формирование потребности в ситуативной, своевременной смене социальных и профессиональных ролей и моделей, системно раскрывающих решение противоречий в структуре хочу-могу-надо-есть, обеспечивающих надлежащее качество деятельности и, так называемой, социокультурной страховки – системы реализуемых средств социальной защиты и гуманно-личностного пополнения копилки материального и морально-этического стимулирования (Надбережная Л. П. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это механизм ретрансляции духовных ценностей, верований, религиозных представлений, мистических и мифических, сюрреалистических и эзотерических теорий с целью развития внутреннего мира субъекта в системе ограничений и возможностей антропологического и антропософского знания, фасилитирующих вхождение в социальную среду через общение и систему морально-этических норм, заложенных в основу взаимодействия (Надбережная Л. П. – 2011/2012 уч. г.).

Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это механизм определения человеком ценностей, норм культуры, модели поведения и отношений, создающий условия для преобразования объективного внутреннего и внешнего, ситуативно и эзотерически обеспечивающих сохранение как человека, так и общества в целом (Петросян Д. А. – 2011/2012 уч. г.).


Литература

1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.

2. Козырева, О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: монография / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 374 с. – ISBN 978–5–85117–411–7.

3. Козырева, О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. – 385 с. – ISBN 5–85117–239–8.

1

Основные термины (генерируются автоматически): формирования КСР педагога, точки зрения, Надбережная Л, КСР педагога использование, структуре формирования КСР, будущего педагога, становление личности педагога, преобразования объективного внутреннего, педагога использование моделирования, работы будущего педагога, социального опыта, средств фиксации информации, моделирования дефиниций категории, дефиниций категории «воспитание», зрения эзотерического подхода, зрения аксиологического подхода, продуктов моделирования, поэтапное становление педагога, Петросян Д, точки зрения эзотерического.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle