Авторы: Горбунова Ирина Анатольевна, Козырева Ольга Анатольевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Горбунова И. А., Козырева О. А. Система принципов социально-педагогического взаимодействия как механизм формирования и становления личности будущего педагога [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 90-93.

Становление и формирование личности педагога в системе среднего и высшего профессионального образования есть функция пространственно-временных ресурсов, где культура и система полисубъектных отношений, ролей, связей и моделей поведения, самоопределения, самореализации и самосовершенствования выступают матрицей социализации и самореализации личности, включенной в систему социально и личностно значимой деятельности и общения, возможность коих отражается в таких направлениях, как спорт, наука, искусство и религия. В таком контексте рассмотрим первое направление – «спорт», где личность благодаря неустанным тренировкам силы воли, тела и ума, добивается поставленных результатов в личностно допустимых пределах саморазвития и самореализации, ограниченных системой принципов и норм культуры и деятельности.

Рассмотрим систему принципов социально-педагогического взаимодействия в Новокузнецком училище олимпийского резерва (НУОР-е).
1. Принцип научности, последовательности, системности, систематичности, доступности в реализации условий продуктивного социально-педагогического взаимодействия:
  • принцип дихотомического сочетания традиционного и инновационного в структуре педагогического взаимодействия;
  • принцип преемственности и последовательности изучения особенностей и возможностей становления личности в культуре и системе наук;
  • принцип системного рассмотрения моделирования возможностей и результатов будущего педагога в контексте идей здоровьесберегающей педагогики и ситуативно допустимой трансформации ресурсов человека и среды;
  • принцип гносеолого-герменевтических преобразований индивида, субъекта, личности в информационном и культурно-историческом поле, создающем и трансформирующем личность в контексте мультисредовых отношений и ролей;
  • принцип достижения результатов деятельности и общения, опосредованных конгломератом чувств, мыслей, эмоций, рефлексии и самоидентификации, объективизма и реализма, учения, труда и отдыха личности, включенной в систему средовых и профессионально-деловых отношений;
  • принцип формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога и профессионально-педагогической культуры в контексте научной организации труда будущего педагога и нормативно-правовой базы среднего и высшего профессионального образования.
2. Принцип гуманизма и аксиакмеологического формирования и становления будущего педагога:
  • принцип ценностно-смысловой направленности социально-педагогического взаимодействия;
  • принцип синергетически устойчивой, ситуативно-реконструируемой персонификации личности будущего педагога;
  • принцип своевременной смены и реконструкции социальных ролей;
  • принцип создания условий для поиска адаптивного знания субъектами воспитательно-образовательного пространства и культурно-исторической среды;
  • принцип оптимизации и продуктивности ведущей деятельности и общения в микро-, мезо-, макро- и мегасредах.
3. Принцип природосообразности и культуросообразности в становлении, формировании и развитии личности:
  • принцип учета индивидуальных особенностей субъекта общества и требований микро-, мезо-, макро- и мегасреды;
  • принцип уважения, тактичности, дисциплинированности, ответственности в модели взаимодействия субъекта и общества;
  • принцип воспитания, обучения, социализации и адаптации личности в коллективе и через коллектив;
  • принцип формирования самостоятельности востребованной личности, сочетающей в своей матрице саморазвития и самореализации три основополагающих, социокультурных модели: человек-гражданин, человек-труженик, человек-семьянин;
4. Принцип ограниченности среды и личности условиями процесса взаимодействия (время, материально-технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т.д.) и др.
Поясним некоторые понятия в системе принципов социально-педагогического взаимодействия. Термины «микро-, мезо-, макро-, мегасреда» пояснения не требуют, однако, понятие «мультисреда» появилось сравнительно недавно [2]. Под мультисредой понимают результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-истори­чес­ко­го пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования [2]. Понятие было введено с дефиницией категории «самореализация». Самореализация личности в мультисредах определяется возможностями и потребностями личности и среды, создающей и трансформирующей личность в полном смысле данного полидефинитного феномена на протяжении ее включения в мультисреду. В таком ракурсе ведется формирование и развитие культуры самостоятельной работы (КСР) студентов олимпийского резерва. В общем случае формирование КСР – совокупность формально-ло­ги­чес­ких и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педа­го­ги­чес­ко­му феномену, обуславливающему формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъект­ных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе – это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр. В нашем конкретном случае данная дефиниция (определение) уточнено и под феноменом «КСР студента олимпийского резерва» мы понимаем совокупность формально-ло­ги­чес­ких и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педа­го­ги­чес­ко­му феномену, обуславливающему формирование и развитие личности, включенной в среду здоровьесберегающих и акмеаксиологических отношений, фасилитирующих формирование таких процессов, как получение наивысших достижений в спорте, искусстве, культуре, науки и прочих направлениях современной педагогики, где личность определяет поле деятельности и общения и реализует свои способности, склонности, таланты и дарования (результат саморазвития, самосовершенствования, самореализации), одновременно отражая перспективы своего полисубъектного взаимодействия в выделяемых ею и социальной средой направлениях, наиболее оптимально сочетающих решение основных диалектических противоречий становления профессионала как ценности и условия, как продукта и объекта культуры и деятельности, общения и науки, обучения и образования.
Профессионально-педагогическая культура – система и механизм становления личности педагога в условиях профессионального самоопределения, педагогического взаимодействия, рефлексии, самоидентификации, самореализации, самосовершенствования и саморазвития в контексте идей гуманно-личностной педагогики и норм культуры, возможностей среды и личности быть включенными в деятельность, общение и культурно-досуговые мероприятия, специфика коих отражает морально-нравственные, психо-эмо­цио­наль­ные, гносеолого-герменевтические нюансы и модели антропологического поля, создавшего и продолжающего создавать человека индивидом, субъектом, личностью, творцом и результатом культуры, деятельности и общения.
Поясним исторические корни моделирования и апробации данной модели системы принципов социально-педагогического взаимодействия. Училища олимпийского резерва (УОР) были созданы на базе общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля в 1989 г. Результаты деятельности училищ доказали целесообразность создания такой образовательной структуры в системе спорта: ежегодно до 50 и более процентов учащихся училищ попадают в списки сборных команд страны, выступают на всех соревнованиях Российского и международного календарей и завоевывают награды, при этом выпускники училищ поступают в высшие учебные заведения для продолжения профессионального образования или приступают к работе в качестве специалистов-мастеров в спортивной и культурно-досуговой деятельности. На сегодняшний день училища олимпийского резерва – это единственные учебные заведения, где спортсмены, уделяющие много времени тренировочному процессу, могут получить среднее профессиональное образование без ущерба для здоровья или отказа от двухразовых тренировок. Достижения, проблемы и пути развития УОР можно рассмотреть на примере Новокузнецкого училища олимпийского резерва (НУОР), созданного в 1999 г. распоряжением Администрации Кемеровской области.
Основными задачами УОР являются:
  • обеспечение условий получения общего и профессионального образования обучающимися с обеспечением круглогодичной специализированной спортивной подготовки обучающихся;
  • подготовка кандидатов и членов национальной сборной команды России;
  • удовлетворение потребностей обучающихся в повышении уровня спортивного мастерства;
  • удовлетворение потребности обучающихся в интеллектуальном развитии и обеспечение его социальной адаптации;
  • удовлетворение потребностей общества в специалистах в области физической культуры и спорта;
  • формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности;
  • сохранение и преумножение нравственных и культурных ценностей общества.
НУОР – современное перспективное учебное заведение высокой профессионально-педагогической культуры, обеспечивающее качественную подготовку специалистов в области физической культуры и спорта. В сентябре 2000 г. был произведен первый набор наиболее способных спортсменов, прошедших предварительную подготовку в ДЮСШ и СДЮШОР Кузбасса в количестве 84 человек по 13 видам спорта.
За 11 лет своего существования, Новокузнецкое училище олимпийского резерва проделало огромный путь в достижении высоких спортивных результатов – по итогам ежегодного рейтинга в 2008 г. Новокузнецкое училище олимпийского резерва стоит на 6 месте во второй группе среди 30 училищ олимпийского резерва России. Среди студентов и выпускников училища 4 заслуженных мастера спорта, 14 мастеров спорта международного класса, 87 мастеров спорта.
Учебно-тренировочный процесс постоянно совершенствуется, его осуществляют опытные кадры, профессионалы, высококвалифицированные тренеры и преподаватели. Преподавательский состав, тренеры решают задачи повышения качества и эффективности подготовки физкультурных кадров и высококвалифицированных спортсменов. Вопросы оптимизации учебной деятельности в УОР очень остро стоят перед преподавателями общеобразовательных дисциплин базового уровня среднего профессионального образования, которым приходится сталкиваться со следующими проблемами: разный уровень подготовки учащихся по общеобразовательным дисциплинам; их длительное отсутствие в связи с участием в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях; разный уровень мотивации к обучению. Для повышения эффективности учебного процесса преподаватели НУОРа применяют дифференцированный подход с использованием разноуровневых заданий. Процесс обучения организован по индивидуальным учебным планам, разрабатываются методические рекомендации для самостоятельной и индивидуальной работы учащихся во время учебно-тренировочных сборов. В то же время, в училище уделяется большое внимание и воспитательному процессу, главная цель которого – создание условий для активной жизнедеятельности студентов, личностного самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном и культурном развитии. В НУОРе студентами и педагогами организуются праздники, которые стали традициями: "День знаний", "День учителя", "Посвящение в олимпийцы", "День матери", "Новый год", "День защитника Отечества", "8 Марта", "Масленица", "Праздник, посвященный окончанию спортивного года", "Последний звонок", "Выпускной" и др.
Таким образом, в НУОРе создаются условия для профессионального самоопределения, самосовершенствования и самореализации субъектов педагогического взаимодействия, а личностно и социально значимая реализация основ социально-педагогического взаимодействия есть, ни что иное, как система принципов социально-педагогического взаимодействия, трансформируемая в продуктах ведущей деятельности и общения как педагогов-наставников, так и будущих педагогов – студентов училища.


Литература:

1. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методичес­кое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.
2. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
3. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
Основные термины (генерируются автоматически): принципов социально-педагогического взаимодействия, олимпийского резерва, культуры самостоятельной работы, будущего педагога, училище олимпийского резерва, профессионального образования, становления личности, формирования культуры самостоятельной, структуре педагогического взаимодействия, принципов педагогического взаимодействия, личности педагога, личности будущего, личности будущего педагога, формирование личности педагога, принцип формирования, становления личности педагога, Новокузнецкое училище олимпийского, Система принципов, самореализации личности, принцип формирования культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос