Метод взрыва по А. С. Макаренко
Автор: Авдеева Валентина Николаевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
LII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2023)
Дата публикации: 07.06.2023
Статья просмотрена: 1317 раз
Библиографическое описание:
Авдеева, В. Н. Метод взрыва по А. С. Макаренко / В. Н. Авдеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/495/18071/ (дата обращения: 21.11.2024).
В педагогике известны несколько методов, разработанных А. С. Макаренко. Данная статья посвящена описанию метода взрыва.
В работе даётся ответ на вопрос: «Можно ли целенаправленно использовать взрыв в педагогических целях?» А. С. Макаренко на этот вопрос отвечал положительно.
Ключевые слова: метод взрыва.
А. С. Макаренко не оставил монографии по педагогике, но в его художественных произведениях, методических работах, статьях, докладах, лекциях содержится определённая система педагогических воззрений, освещены важнейшие проблемы методологии педагогики, методики и техники воспитания. (Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / Гл. ред. И. А. Каиров. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т. 2: Ж-М.)
Его педагогические методы были просты. Одним из них является м етод взрыва. По словам А. С. Макаренко, это «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления».
На мой взгляд, изучение и использование этого метода в настоящее время актуально и заслуживает особого внимания.
Целью статьи является знакомство с методом взрыва, описанного А. С. Макаренко.
Задачи :
– определить понятие «метод взрыва»;
– выявить требования, предъявляемые к данному методу.
На экзаменах по педагогике студенты слышат вопрос: «Что такое педагогическое мастерство?» Каждый даёт свой вариант ответа, но, разумеется, есть и нечто общее: отличное знание предмета, умение его донести, найти подход к каждому ребёнку, установить с ним контакт, желание понять воспитанника, вникнуть в его проблемы и т. д. Всё правильно. Но неполно. Есть три, на мой взгляд, совершенно необходимых для любого воспитателя качества, без которых нельзя стать мастером. Это диалектичность мышления, педагогическая зоркость и творческий стиль деятельности. Важно заметить тот момент, когда незначительные количественные изменения в личности ребёнка могут дать быстрый качественный скачок. Педагог-диалектик никогда не скажет, что больше ничего нельзя сделать. Он твёрдо знает: его усилия рано или поздно дадут результат.
Искусство педагога не только в том, чтобы заметить предпосылки взрыва, но и создать условия для того, чтобы он произошёл, чтобы воспитанника «перевернуло» в одно мгновение. Необходимо, чтобы действия наставника были основательно продуманы.
Но, к сожалению, многие педагоги не имеют достаточных знаний о взрыве, о методике его применения. В своём коллективе я опросила 10 классных руководителей. На вопрос: «Что такое метод взрыва?» более 90 % опрошенных не смогли дать правильного ответа.
Стоит напомнить определение взрыва в психологии. Это стремительная перестройка личности, происходящая в определённых обстоятельствах под влиянием очень сильных чувств. В педагогике метод взрыва — это способ ярких, неожиданных, необычайно сильных воздействий на воспитанника. Он вызывает глубокое душевное потрясение, одним ударом истребляет закоренелые, негативные привычки.
Можно ли целенаправленно использовать взрыв в педагогических целях? А. С. Макаренко на этот вопрос ответил утвердительно. Он пользовался им с целью «перековки», «выправления характера» и охарактеризовал его как «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления». (Макаренко А. С. Соч.Т.5, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. С.250)
Вокруг этого метода велись и ведутся споры. Однако безусловным остаётся тот факт, что А. С. Макаренко не выдумал «взрыва». Но он его неоднократно наблюдал и был удивлён теми быстрыми изменениями, которые при этом происходили.
Вслед за А. С. Макаренко можно сказать, что взрыв обеспечивает резкий поворот воспитанника в желаемое для воспитателя русло, возвращает его на правильный путь, с которого тот сбит по каким-то причинам. Для А. С. Макаренко этот метод был важен вовсе не потому, что ему приходилось иметь дело с педагогически запущенными детьми. Он и не рассматривал его как специфический метод воспитания так называемых «трудных». А. С. Макаренко советовал педагогам применять его как один из удачных.
Возникают вопросы: «Как применять метод взрыва? В каких формах? В каких ситуациях? Какие требования необходимо учитывать при этом?»
Практика показывает, что далеко не все трудности в воспитании можно разрешить с помощью взрыва. Метод взрыва будет «работать» только в том случае, если классные руководители, учителя, воспитатели станут учитывать его механизм, предъявляемые к нему педагогические требования.
Первое требование. Надо помнить, что метод взрыва — это сильная мера воздействия, которая до корня разрушает самое основание конфликта. Поэтому использование его требует большой осторожности. Иначе он может вызвать у учащегося недоверие к воспитателю, ожесточение, отчуждение от коллектива, уход в себя, депрессию и т. п. А. С. Макаренко неоднократно напоминал, что этот метод очень трудный и болезненный.
Второе требование. Каждый воспитатель должен ясно представлять цель своего педагогического воздействия и его результат. По мнению А. С. Макаренко, ему необходимо иметь программу человеческой личности, которую он хочет получить. Воспитатель должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет.
Любой метод воспитательного воздействия, а метод взрыва тем более — это целенаправленное, заранее продуманное, не допускающее аффекта действие. Важно заранее оценить, что может помочь, а что и кто противостоять. При этом преподаватель всегда должен помнить, что взрыв вызывается как сильным положительным, так и отрицательным чувством, которое в одних ситуациях проявляется стихийно, а в других — в ответ на применение тех или иных приёмов педагогического воздействия.
Третье требование. Метод взрыва следует применять в тех случаях, когда между личностью и коллективом возникла «очень глубокая, совершенно непроходимая толща конфликтных соприкосновений» (А. С. Макаренко), которые мирным путём разрешить невозможно. Организованный детский коллектив может творить настоящие чудеса, а его решительный протест, требования к отдельной личности могут быть категорическими.
Четвёртое требование. Взрыв может быть использован лишь в крайнем случае как вынужденное средство, когда уже нет иных путей для достижения желаемых результатов. Ведь взрыв — рискованный метод воздействия, и преподаватель, применяя, например, осуждение, наказание, обязан соблюдать педагогический такт и чувство меры. На это обстоятельство неоднократно указывал А. С. Макаренко. Он подчёркивал, что важным принципом в воспитательной работе является «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости к воспитанникам».Там, где начинает доминировать одна из противоположных тенденций (или строгость, или доброта по отношению к воспитаннику), там, как правило, наблюдается потеря педагогического такта, и, как следствие, срабатывает механизм «однобокой педагогики» — кнута или пряника.
Пятое требование. Прежде чем применять метод взрыва, следует тщательно и всесторонне проанализировать сложившуюся ситуацию, изучить возрастные и психологические особенности учащегося, его положительные и отрицательные стороны, продумать предварительно стратегию и тактику педагогического воздействия, чтобы исключить возможность нервного срыва.
Шестое требование — оптимистическая сущность взрыва. Нельзя понимать под взрывом только «проработку» воспитанника, различные назидания, нагнетание отрицательных переживаний. А. С. Макаренко указывал, что метод взрыва он мог бы иначе назвать методом удивления.
Седьмое требование. Эффективность взрыва в значительной мере обеспечивается тогда, когда он осуществляется не изолированно от других методов, а в их взаимосвязи.
Обычно метод взрыва завершается самоперевоспитанием. Если этого не произошло, то за взрывом должны следовать переубеждение, переучивание и воспитание новых положительных качеств, что требует дополнительных усилий от педагога. Но длительное воспитание после взрыва, подчёркивал А. С. Макаренко, не какое-то особое, а обычное, нормальное воспитание нормальных детей. Эта возможность нормального, а не какого-то особого воспитания — важнейший вывод А. С. Макаренко.
Восьмое требование. При использовании метода взрыва классный руководитель, учитель, воспитатель должны предусмотреть, предвидеть, какое параллельное действие он может оказать на ученический коллектив или отдельных ребят, какой отзвук, какие изменения вызовет в личностных характеристиках учащихся, их отношении к учёбе, труду, товарищам, учителям, родителям и т. д. Особенно необходимо это учитывать в тех коллективах, где есть педагогически запущенные подростки.
Девятое требование. Взрыв может выражаться в самых разнообразных формах: решениях коллектива, коллективного гнева, осуждения, бойкота, отвращения. Важно, чтобы эти формы были эмоционально выразительны. Метод бойкота интересно описан А. С. Макаренко в его бессмертной «Педагогической поэме». Он был применён к колонисту Ужикову, укравшему портфель со стипендией рабфаковцев. Товарищеский суд постановил не разговаривать с ним, не есть за одним столом, не спать в одной спальне и т. д.
И колония, и Ужиков приступили к бойкоту с увлечением. Колонисты прекратили всякое общение с Аркадием. И на работе, и в столовой Ужиков был один. А вокруг, как всегда, бурлил коллектив, звенел смех, раздавались шутки.
Через несколько дней ребята заметили, что Ужиков разительно переменился. Он вовремя выходил на работу, подметал большой двор, очищал сорные ящики, поправлял изгороди, поднимал бумажки и окурки. На общем собрании колонисты его амнистировали. Аркадий вышел на сцену, посмотрел на собрание, открыл рот и … заплакал.
Как относился к бойкоту А. С. Макаренко? Он считал его опасным средством и не рекомендовал его как широкую меру, но в данном случае считал полезным: если Ужиков бойкот выдержит, уважение к нему повысится.
Таковы некоторые требования, предъявляемые к методу взрыва. Его необходимо применять строго индивидуально, с учётом характера конфликта, глубины назревшей ситуации. Словом, за разумное, творческое использование этого метода в работе, успех которой обеспечивает нестандартный подход к решению учебно-воспитательных задач.
Литература:
- Кушнер, Ю. Метод взрыва по А. С. Макаренко / Ю. Кушнер // Воспитание школьников. — 1990. — № 5. — С. 22–25.
- Макаренко А. С. Соч.Т.5, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. С.250)
- Макаренко А. С. Педагогическая поэма: Изд-во «Детская литература», М.: 1986.
- Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / Гл. ред. И. А. Каиров. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т. 2: Ж-М.)
Ключевые слова
метод взрываПохожие статьи
Развитие продуктивного мышления школьников через решение экспериментальных задач по физике
В данной статье рассматриваются особенности использования экспериментальных задач в курсе физики средней школы, показывается их влияние на развитие продуктивного мышления школьников, приводятся примеры применения экспериментальных задач в 7 классе.
Научная гипотеза. Методы проверки научной гипотезы в педагогических исследованиях
В данной статье отражены понятие научной гипотезы, её создание и структура, а также раскрыты методы проверки научной гипотезы.
Диагностика в дошкольном образовательном учреждении
В статье говорится о роли диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения. Автором рассматриваются методы педагогической диагностики. Более подробно описывается значение педагогического наблюдения.
Проблема почерка в современной школе
Настоящая статья призвана проанализировать проблему почерка в современной школьной практике. Проблема почерка на сегодняшний день признаётся одной из актуальных проблем школы. Анализируя существующие труды по данному вопросу, приводя аргументы из оте...
Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе
В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...
Задания для пропедевтической работы по подготовке учащихся 5-го класса к доказательству теорем
В статье описываются формирование потребности в логическом доказательстве, а также примеры составленных задач на доказательство. Основные виды задач на доказательство, используемые в 5классе, опираясь на основные направления пропедевтической работы, ...
Воспитание читательской культуры младших школьников в контексте педагогики К. Д. Ушинского
В данной статье анализируется проблема воспитания читательской культуры у младших школьников. Выдвигается гипотеза, что многие проблемы обучения и воспитания детей, рассматриваемые К. Д. Ушинским, остаются актуальными для современной педагогики и пси...
Особенности применения проблемных методов по предмету «Окружающий мир» в начальной школе
В статье рассматриваются возможности применения проблемных заданий на уроках с младшими школьниками при изучении предмета «Окружающий мир».
Концептуальный подход к организации самостоятельных занятий учащихся при изучении математики на примере темы «Действительные числа»
В статье автор предлагает собственную систему взглядов на решение проблемы организации самостоятельной работы учащихся при изучении действительных чисел в курсе математики.
Эмпирическое исследование ситуаций буллинга
В статье рассматривается актуальная проблема буллинга. На основании проведённого эмпирического исследования представлен анализ ситуаций травли в школе, дается характеристика видов объектов и субъектов буллинга.
Похожие статьи
Развитие продуктивного мышления школьников через решение экспериментальных задач по физике
В данной статье рассматриваются особенности использования экспериментальных задач в курсе физики средней школы, показывается их влияние на развитие продуктивного мышления школьников, приводятся примеры применения экспериментальных задач в 7 классе.
Научная гипотеза. Методы проверки научной гипотезы в педагогических исследованиях
В данной статье отражены понятие научной гипотезы, её создание и структура, а также раскрыты методы проверки научной гипотезы.
Диагностика в дошкольном образовательном учреждении
В статье говорится о роли диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения. Автором рассматриваются методы педагогической диагностики. Более подробно описывается значение педагогического наблюдения.
Проблема почерка в современной школе
Настоящая статья призвана проанализировать проблему почерка в современной школьной практике. Проблема почерка на сегодняшний день признаётся одной из актуальных проблем школы. Анализируя существующие труды по данному вопросу, приводя аргументы из оте...
Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе
В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...
Задания для пропедевтической работы по подготовке учащихся 5-го класса к доказательству теорем
В статье описываются формирование потребности в логическом доказательстве, а также примеры составленных задач на доказательство. Основные виды задач на доказательство, используемые в 5классе, опираясь на основные направления пропедевтической работы, ...
Воспитание читательской культуры младших школьников в контексте педагогики К. Д. Ушинского
В данной статье анализируется проблема воспитания читательской культуры у младших школьников. Выдвигается гипотеза, что многие проблемы обучения и воспитания детей, рассматриваемые К. Д. Ушинским, остаются актуальными для современной педагогики и пси...
Особенности применения проблемных методов по предмету «Окружающий мир» в начальной школе
В статье рассматриваются возможности применения проблемных заданий на уроках с младшими школьниками при изучении предмета «Окружающий мир».
Концептуальный подход к организации самостоятельных занятий учащихся при изучении математики на примере темы «Действительные числа»
В статье автор предлагает собственную систему взглядов на решение проблемы организации самостоятельной работы учащихся при изучении действительных чисел в курсе математики.
Эмпирическое исследование ситуаций буллинга
В статье рассматривается актуальная проблема буллинга. На основании проведённого эмпирического исследования представлен анализ ситуаций травли в школе, дается характеристика видов объектов и субъектов буллинга.