Статья посвящена размышлениям о двойственности педагогики. Относя педагогику к гуманитарным наукам, автор размышляет о том, какова роль учителя в жизни ученика, и о том, какого педагога можно назвать искусным. Автор приходит к выводу, что педагогика имеет много общего с искусством в том, каким образом учитель формирует учебный процесс и взаимодействует с учениками.
Ключевые слова: педагогика как наука, педагогика как искусство, воспитание, обучение.
Что собой представляет педагогика как наука? На что она направлена, что изучает и какова ее значимость в современном мире? Размышления над этими вопросами представляются актуальными для молодого поколения педагогов.
Мы знаем, что все существующие в нашем мире науки разделены на две большие подгруппы: естественные и гуманитарные. Если учесть, что к естественным наукам относят те, которые рассматривают мир с точки зрения законов природы и взаимосвязанных событий в ней, то за человека, его развитие и взаимодействие отвечают остальные науки.
Так, все естественные науки связаны с познанием человеком основных законов окружающего нас мира и являются объектами изучения разных предметных областей: физики, химии, биологии. Законы природы выполняются без участия человека и их нельзя изменить или заменить. Гуманитарные и общественные науки направлены на изучение личности человека и общества. Такие науки, как например философия или история более субъективны, чем науки естественные, поскольку они связаны с человеком и его представлениями и размышлениями об окружающем мире и поиске своего места в нем. Гуманитарные науки нужны, чтобы взглянуть на мир через призму другой науки.
Попытаемся оценить значение педагогики и определить ее место в нашей жизни. При этом следует помнить, что окружающий наш мир целостен и так же целостным должно быть наше к нему отношение, поэтому разделение наук весьма условно [1].
Ну, конечно же, ее нужно отнести к гуманитарным наукам, поскольку она рассматривает целенаправленный процесс передачи опыта и знаний человечества следующим поколениям [2, 3].
Исторически лишь недавно педагогика начала быть «обобщенной» наукой в силу динамического развития и распространения средств массовой информации и коммуникации в мире. Проще говоря, появилось то, благодаря чему все стали друг другу подражать. Но всё же до сих пор сохраняются некоторые педагогические средства и методы, которые характерны для отдельной национальности или страны. В нашей стране, в Росси, например, существует крылатая фраза «воспитывать кнутом и пряником».
Кстати, о воспитании. Целью педагогического процесса является именно воспитание дисциплины, качеств характера, определенных или специальных навыков и т. д. Казалось бы, если эта наука о передаче знаний, то почему обучение не является её главной целью? Я считаю, что обучение в педагогике — это одна из задач, но не цель. Потому что одним «пичканьем» ученика информацией, мало каких результатов можно добиться [4].
Приведу пример: учитель русского языка объяснила три правила по теме «Пунктуация в сложноподчиненных предложениях» и задала на дом найти несколько примеров из художественных произведений. Этим она хотела «убить двух зайцев сразу», потому что ученики, таким образом, научились бы не только замечать правила, различать их в тексте, тем самым уменьшая шанс совершения ошибки на письме, но и самодисциплине, целеустремленности, усидчивости. Конечно, это очень маленький вклад в воспитание каждого ребенка, да еще и при том, что не всякий откликнулся на ее просьбу и, либо просто нашел эти примеры в интернете, либо проигнорировал вовсе. Так как это абстрактная ситуация, то мы не можем судить об уровне организованности класса и об авторитете этой учительницы, поэтому в реальности такой пример может и не найти место. Однако он подтверждает неразрывность воспитания и обучения.
Поясним, что понимается под «воспитанием» и «обучением». Воспитание — процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей. Обучение отличается от воспитания степенью организованности — оно определено более жесткими рамками. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный образовательный стандарт.
Кого называют невоспитанным ребенком? Того, который выходит за рамки дозволенного, нарушает правила поведения в обществе. Никто же не скажет, что ребенок необразованный. И, тем не менее, воспитание невозможно представить без образования, особенно в наше время. Это взаимосвязанные процессы, которые направлены на развитие навыков ребенка как социальных, так и познавательных (тех, которые позволяют быстро добывать и усваивать информацию). Это касается образовательных учреждений. Педагогика не то, что присутствует, она просто создана для того, чтобы изучать взаимодействие «ученик-учитель» (в роли учителя может выступать не только педагог).
В образовательных учреждениях учение не происходит без педагогического взаимодействия. Несложно догадаться, что это не просто акт произвольной коммуникации между преподавателями и учениками, а четко организованное мероприятие, составляющими которого являются воспитание и обучение. Пример воспитания учителем ученика я уже приведен выше.
Итак, воспитание — это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая воздействует на ребенка таким образом, что он приобретает определенные качества. Это могут быть как личностные, так и качества, связанные с определенной сферой деятельности, такие как работа, учеба, дисциплина, субординация и т. д.
Но что делать, если ты — учитель и уже долгое время пытаешься как-то повлиять на конкретного ученика, а он не поддается этому влиянию? Например, из лучших побуждений вызываешь его к доске, чтобы он научился выступать перед публикой, а ему это никак не дается. Здесь стоило бы изначально поинтересоваться его мнением, нужно ли ему это умение.
В такой ситуации некомпетентный учитель начал бы высказывать ему перед классом, какой он нехороший, что не понимает доброты учителя. Это весьма неправильно. Ведь ребенок, скорее всего, расценит это как «нападение». А дальше уже пойдет «защита». И тут уже всё зависит от того, как сработают его защитные механизмы. Он как минимум запомнит это как что-то плохое, как максимум получит психологическую травму. Это обязательно нужно учитывать, потому что, во-первых, это некорректно, некрасиво и совсем не красит учителя (да и любого другого человека) как личность; во-вторых, дети сейчас очень хорошо разбираются в психологии, чуть ли не с пеленок, и от них можно ожидать чего угодно. Настали времена, когда не дети боятся учителей, а учителя детей.
Это подводит нас к вопросу: можно ли считать педагогику искусством?
Часто мы можем слышать о людях, которые успешно выполняют свою работу, которые профессионалы своего дела: «искусный кулинар», «мастер своего дела». Но, к сожалению, редко такое можно услышать о преподавателе. Неужели так мало профессионалов в этой сфере? Или, может быть, тяжело стать профессионалом? И что такое искусство педагогики? Это весьма сложные, неоднозначные вопросы, потому что они связаны с психологией отношений, а человеческие отношения нельзя оценивать шаблонно, не рассматривая с разных точек зрения [5].
Но всё же, какого педагога можно назвать «искусным»? Я считаю, что в первую очередь он должен в идеале знать предмет и уметь донести эти знания до своей аудитории. Он даже не должен, а, скорее, обязан правильно выстраивать отношения с каждым учеником в классе. Но, как известно, ничего идеального нет в нашем мире, и даже самый мудрый учитель может «сломаться». Никто из нас не застрахован от плохого настроения или бед, например, в семье. Вот и учителя могут выгорать или неадекватно реагировать на учеников, превышая свои полномочия (например, повышать голос на детей). В этом, на мой взгляд, и заключается вся сложность работы учителем, потому что один такой случай — и ты испортил мнение о себе, стал врагом для ребенка.
Хорошо, что старшие классы еще могут понять его как человека, хотя сами могут специально (или нет) довести его до такого состояния. Если учитель открытый, то он вправе поделиться своей проблемой с классом. Возможно, это их даже сблизит, ведь наши ошибки делают нас человечными в глазах других. С другой стороны, дети склонны высмеивать учителей, поэтому с этим надо осторожно обходиться. Но, как правило, смеются только над теми, кто им не нравится или как-то обидел. Мне нетрудно это вспомнить, поскольку я окончила школу всего год назад. Итак, старшие классы в силу возраста могут входить в положение учителя и вести себя так, чтобы ему было проще провести урок. Младшие и средние классы чаще всего еще не склонны понимать других.
Но и не все понимали работы великих музыкантов и художников, и до сих пор могут не понимать всю глубину их творческого замысла. Так всё же, как рассматриваемая нами наука связана с искусством? Я бы объяснила это так: как скульптор лепит фигурку, так и учитель помогает ребенку стать взрослым человеком, и не просто взрослым, а образованным взрослым. Искусство педагогики не сильно замечается обществом, поскольку оно не материально. Учитель годы воспитывает учеников, помогает им осознать свое счастье, стать немного лучше. Как неосязаемая нить, связывает все эти года учителя с учеником опыт. «Хороший учитель научит даже тому, чего сам не знает» — про образование ли эта фраза? Не исключено, но ее еще можно трактовать иначе, потому что учитель учит не только «вычитать и умножать», а еще и «малышей не обижать».
И что мы имеем в итоге? Что же такое педагогика — искусство или наука? Я учусь учить других или принести в этот мир что-то новое, как творец? Мне кажется, что и то и другое. Самое главное — это сделать мир чуточку лучше, воспитав достойного человека, а может быть даже и поколение.
В заключении подводя итог размышлениям о педагогике заметим, что это, бесспорно, наука, целью которой является передача знаний и опыта человечества через систематическое воздействие на ученика. Однако ее легко сравнить с искусством, поскольку педагогика требует креативного подхода. Педагог должен быть способен находить новые и интересные способы обучения, подходящие для каждого конкретного ученика, как художник создает уникальные произведения искусства. Педагогический процесс также может быть творческим. Учитель может вдохновлять своих учеников, побуждать их к действию и вызывать эмоции, схожие с воздействием произведений искусства. Подобно тому, как каждый художник имеет свой уникальный стиль, педагог должен суметь индивидуализировать обучение и адаптировать его к потребностям каждого ученика. И, наконец, так же как и искусство педагогика требует не только знаний, но терпения и таланта, заключающегося в способности слушать, понимать и вдохновлять учеников.
Литература:
- Safontseva N. Yu. On the dualistic unity of natural science and the humanities // SHS Web of Conferences 164, 00028 (2023), CILDIAH-2022.
- Каменная Е. О., Коноплева Н. А. Образование как базовая ценность российской культуры: история и современность // Ценности и смыслы. 2022. № 2 (78). С.146–160.
- Штурба В. А., Васильев С. С. Образование как социально-культурный феномен. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2009. № 1. С. 6–18.
- Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного воспитания. Ростов н/Д., 2000.
- Алаева З. М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования № 21 (99). Часть 2. 2020. С. 78 -81.