Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бутырина, Н. А. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру / Н. А. Бутырина, А. Н. Рукавишникова, О. А. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17845/ (дата обращения: 21.11.2024).



Одной из ключевых задач современной государственной политики является воспитание личности, укорененной в национальной культуре и ответственно относящейся к судьбе своей страны. Эти задачи закреплены в нормативных документах, таких, как закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция патриотического развития и воспитания гражданина Российской Федерации», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также заложена основа нравственно-патриотического воспитания через задачи, связанные с приобщением детей к традициям семьи, общества и государства, формированием представлений о Малой Родине и Отечестве, формированием социокультурных ценностей нашего народа, традиций. «Нравственно-патриотическое воспитание» представляет собой объемное понятие, в содержании которого объединены две составляющие воспитания − «патриотическое воспитание» в кавычках и «нравственное воспитание», которые являются взаимосвязанными.

Как отмечает в своем исследовании Е. Н. Бородина, патриот — это человек, который выражает и реализует в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Патриотизм как нравственное чувство вырастает из культуры и человеческого бытия, особенностей образа жизни, уклада народных и семейных традиций, закрепляется в системе ценностей личности [3].

В дошкольном возрасте, все то, что окружает ребенка − природа, семья, общество, народ, влияет на воспитание его как личности. Нравственно-патриотическое воспитание начинается, прежде всего, с любви к родной семье, родному городу, родному краю.

В работах Ю. А. Гладковой, О. В. Дудиной, подход к нравственно-патриотическому воспитанию, с точки зрения усвоения культуры, сформированной в родном народе, обозначается как культуроцентрический. В рамках данного подхода у детей формируется осознанная эмоционально-ценностная позиция по отношению к миру родной природы, культуры, истории, развития направленности на мир семьи. Нравственно-патриотическое воспитание базируется не только на формировании патриотизма в ребенке, но и развитии его нравственных качеств [4].

Одним из результатов нравственного воспитания является нравственность − личностная характеристика, которая объединяет в себе совокупность качеств: доброту, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм, правил, принципов поведения по отношению к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, самому себе и труду.

Нравственное воспитание, как и патриотическое воспитание, представляет собой целостный процесс, в ходе которого формируются все составляющие нравственно-патриотического воспитания, включая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент отображает в себе знания о своей Малой Родине, о Родине, о своей семье, на основе которых формируется эмоциональное отношение к родным и близким людям, к своей Родине. В основе эмоционального компонента лежит осознание своих переживаний, связанных с различными аспектами получения опыта в процессе взаимодействия со своей семьей, родным краем, его природой, познанием культурных традиций. Деятельностный компонент отображает в себе умения и навыки, связанные с проявлением чувств по отношению к своей Родине, желании осуществлять охрану природы родного края, участвовать в социально полезной деятельности.

Совокупность компонентов нравственно-патриотического воспитания формируется в результате осуществления деятельности с детьми дошкольного возраста, в рамках которой соединяются воедино познание, эмоциональные переживания и действия. Одним из таких видов деятельности выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей. Разные виды игр обладают определенным потенциалом с точки зрения нравственно-патриотического воспитания, но наименее изученными являются возможности дидактических игр, как средства нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой уникальное средства обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой разновидность игр с правилами, в которых дидактическая задача реализуется через игровую задачу, что создает стимул для детей и активизирует познавательную деятельность.

А. К. Бондаренко отмечает, что возможности дидактической игры, с точки зрения обучения детей дошкольного возраста, велики именно в плане умственного развития. В дидактической игре обучающим элементом становятся игровые действия, которые часто содержат в себе, в завуалированной форме, способы познавательной деятельности [7].

В. Н. Аванесова считает, что в дидактической игре дети овладевают определенными умениями и действиями, такими, как распределение функций между участниками деятельности, объяснение, разъяснение правил, контроль за действиями партнеров по игре и за своими собственными. Исследования показали, что знание правил не обеспечивают возможность совместного хода в игре, применение правил должно являться осознанным. Овладение детьми определенными умениями и действиями в игре раскрывает ее обучающий потенциал и выступает в качестве признаков игры [1].

Созданная в целях развития, дидактическая игра позволяют формировать не только когнитивный компонент нравственно-патриотического воспитания, но и вызывать определенные переживания, а также стимулировать деятельность, направленную на уважение культурных традиций, проявление заботы о природе родного края. участие в социально значимой деятельности.

Рассматривая возможности использования дидактических игр в нравственно-патриотическом воспитании детей, основное внимание необходимо акцентировать на взаимодействии в процессе игры, так как содержание игры стимулирует у детей определенное взаимодействие, влияющее на формирование личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, составляющих их нравственную основу. В этом плане эффективными могут являться словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр и с их помощью можно наполнять и формировать понятие «Малая Родина», закреплять представления о культурных традициях и обычаях, например, национальных блюдах, национальных праздниках и так далее [5].

С помощью словесных игр может формироваться понятийная основа нравственно-патриотического воспитания, так как дети в таких играх могут давать определение разным понятиям. Например, в игре «Ассоциации» дети могут выражать свои ассоциации на различные слова, связанные с Малой Родиной; в игре «Подбери словечко» дети могут выражать свое эмоциональное отношение к разным вопросам, касающимся любви к Родине, касающимся понимания нравственных качеств. Эффективным, из нашего опыта, является использование дидактических игр, в которых детям предлагаются различные ситуации.

В дидактической игре «Объясни поступок», на отдельных карточках написаны ситуации нравственно-патриотического содержания. Детям необходимо в этих ситуациях выразить свое мнение по поводу того, как правильно нужно поступить в этой ситуации, обосновать свою позицию. Другие участники игры могут выразить согласие с этой позицией, либо несогласие. Кроме того, с помощью дидактических игр, дети могут научиться проявлять определенные качества, что также имеет большое значение в контексте нравственно-патриотического воспитания. Например, в играх с правилами дети учатся организованности и дисциплинированности, что помогает сделать взаимодействие уважительным и характеризующимся следованием правилам. В игре дети могут проявлять доброжелательность по отношению к сверстнику, выражать варианты заботы, участия через правильно поставленную задачу в дидактической игре. На данный момент, дидактических игр, посвященных нравственно-патриотическому воспитанию разработано немного, именно поэтому существуют широкие возможности для эффективного использования данного средства в контексте нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что дидактические игры обладают определенным потенциалом в нравственно-патриотическом воспитании детей, но их содержание и методика организации нуждается в разработке. Целостная система игр, систематически организуемая с детьми, позволяющая развивать все компоненты нравственно-патриотического воспитания может выступать одним из средств, повышающих эффективность этого процесса.

Литература:

  1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова. — М.: Просвещение, 2012. — 176 с.
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2011. — 160 с.
  3. Бородина Е. Н. Культуроцентрический подход в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturotsentricheskiy-podhod-v-nravstvenno-patrioticheskom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.03.2023).
  4. Гладкова Ю. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: авторская концепция // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-avtorskaya-kontseptsiya (дата обращения: 15.03.2023).
  5. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под ред. Н. В. Микляевой. М.: Сфера, 2013.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством поддержки детской инициативы

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством поддержки детской инициативы

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста