Национальная составляющая в системе патриотического воспитания
Авторы: Семенчук Людмила Валентиновна, Щеглова Наталья Анатольевна, Мартемьянова Елена Валерьевна, Никишина Елена Юрьевна, Виноградов Андрей Борисович, Ткаченко Наталья Борисовна, Полищук Елена Александровна, Гурьянова Татьяна Николаевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
XXXVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)
Дата публикации: 25.11.2022
Статья просмотрена: 19 раз
Библиографическое описание:
Национальная составляющая в системе патриотического воспитания / Л. В. Семенчук, Н. А. Щеглова, Е. В. Мартемьянова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/467/17587/ (дата обращения: 16.11.2024).
Мы живём в многонациональной стране. Этот факт закреплён в основном законе нашей страны — в Конституции Российской Федерации. В России по разным данным проживает более 190 народов, в число которых входят коренные, малые и автохтонные народы. В национальном разнообразии — наше богатство, а в национальном единстве — наша сила. Мы, российские педагоги, считаем необходимым донести эту абсолютную истину до наших воспитанников, сделать так, чтобы она не только навсегда укоренилась в сознании наших детей, но и в их сердцах, стала неотъемлемой частью их мировоззрения.
На наш взгляд, в современных условиях данная проблема стала особенно актуальной. Не секрет, что многие политические силы в мире пытаются разрушить единство нашей страны, расколоть её изнутри, так как сломить извне не получится. Раскол нашего общества по национальному признаку является одним из направлений подобной подрывной работы. Борьба в данном направлении ведётся за «молодые, неокрепшие» умы подрастающего поколения самыми разными способами, в том числе через интернет и социальные сети. Чем больше молодой человек знает о многонациональной культуре нашей страны, уважает и ценит другие народы, тем он лучше защищён от недружественной пропаганды. Грамотная работа в данном направлении педагогов, положительное влияние семьи и общества создаёт у юного гражданина РФ «иммунную защиту» от национализма, фашизма и прочих разрушительных идеологий.
В нашей школе ведётся постоянная, систематическая и разноплановая работа в данном направлении. В ней фактически задействован весь коллектив школы: классные руководители, воспитатели, учителя предметники, учителя дополнительного образования (то есть руководители кружков и секций). Каждый год мы стараемся придумать что-то новое, интересное, необычное. В этой статье мы хотели бы поделиться частью наших разработок с коллегами. Надеемся, что наш практический опыт будет полезен в вашей педагогической работе.
В начале учебного года за каждым классом «закрепляется» один из народов России. Как правило, право выбора в данном вопросе принадлежит самим детям. Посовещавшись на классном часу, посоветовавшись с классным руководителем, воспитателем, ребята делают выбор. После этого составляется единая сводная таблица, дабы избежать повторений. Однако параллельные классы могут объединяться и совместно работать над одним общим проектом. Например, в этом году распределение прошло следующим образом:
класс |
Народ России |
1а и 1б |
русские |
2а |
якуты |
2б |
армяне |
3а |
удмурты |
3б |
табасаран(ц)ы |
4а и 4б |
Республика Марий Эл |
5а |
аварцы |
5б |
башкиры |
6а |
буряты |
6б |
татары |
7а |
калмыки |
7б |
евреи |
8а |
мордва |
8б |
народы Севера |
9а |
народы Кавказа |
9б |
чуваши |
10 |
чеченцы |
11 |
даргинцы |
Далее в течение всего года обучающиеся стараются как можно больше узнать и рассказать о выбранном народе. Формы этой работы меняются и чередуются, но есть те, которые проводятся ежегодно.
В связи с большой учебной нагрузкой и другими многочисленными воспитательными мероприятиями, проводимыми в нашей школе, технически невозможно провести все нижеперечисленные мероприятия в рамках одного учебного года, но мы стараемся реализовать максимальное их количество. Однако здесь важно придерживаться принципа меры, соизмерять нагрузку на обучающихся и постоянно поддерживать их интерес.
Данная работа должна вызывать у детей исключительно положительные эмоции, заинтересованность и желание в ней активно участвовать.
Во-первых, обязательно оформляется тематическая стенгазета и проводится соответствующий конкурс с призами, подарками и разными номинациями: «За самую информативную газету», «За самую креативную», необычную, красивую, познавательную и т. д.
Так же оформляется стенд, материалы на котором постоянно обновляются. Каждый желающий может разместить на нём свою заметку, фотографию или иной материал с интересным фактом, описанием достопримечательности, традиции, праздника, национального костюма, рецептом национального блюда, рассказом о традиционных детских играх и т. д.
После этого организуется конкурс рисунков по национальным мотивам на самые разные темы: национальные костюмы, жилища, блюда, узоры, посуда, местные достопримечательности и т. д. Если погода позволяет, то проводится в том числе и конкурс рисунков на асфальте мелом. Наши дети действительно очень любят рисовать и делают это с большой охотой и желанием. В день народного единства, который отмечается 4 ноября, в нашей школе традиционно проходит конкурс рисунков и плакатов на тему «Мы вместе! Мы едины!»
В наши дни в работе педагога большое место занимают современные технологии. Дети с большой охотой пользуются различными «гаджетами» и «дружат» с компьютером, поэтому следующий этап программы ни у кого не вызывает сложностей, а скорее положительные эмоции. Обучающиеся получают задание самостоятельно подготовить от класса презентацию о выбранном ими народе. Обычно презентация делается в PowerPoint, но это не обязательное условие. Учащиеся сами выбирают удобный формат и программу.
Для того, чтобы участвовать в школьном конкурсе, презентация должна соответствовать определённым, точно прописанным критериям и включать в себя заранее оговоренные блоки. Например, делая презентацию о бурятах 6 класс «А» придерживался следующего плана:
1) официальные символы республики Бурятия (флаг, герб, гимн),
2) географическое положение,
3) климатические и природные особенности,
4) столица региона, город Улан-Удэ,
5) юрта — национальное жилище бурят,
6) национальная одежда,
7) особенности и традиции бурятской кухни,
8) традиционные праздники,
9) детские игры,
10) озеро Байкал — жемчужина Бурятии.
Примерно такой же схемы, но с учётом национальной специфики, придерживались и остальные классы, стараясь максимально широко отразить культурные особенности выбранного им народа, передать богатство его духовного наследия и традиций.
Подготовка презентации осуществлялась коллективно, то есть всем классом. Наиболее широкий и полный охват участников, их максимальная вовлечённость — является одним из основных принципов данной воспитательной работы. Обучающиеся класса делятся на небольшие творческие группы по два-три человека и получают задание по подготовке того или иного слайда презентации: кто-то ищет материал по географическому положению выбранного региона, кто-то — по особенностям национальной кухни, кто-то — по традиционному костюму, кто-то — по местным достопримечательностям и т. п. Слайды должны быть не только красочными и зрелищными, но и в достаточной степени информативными, так как в процессе воспитания важную положительную роль играет и познавательная составляющая. Например, рассказывая о флаге республики необходимо дать информацию о его создании, о смысловой нагрузке каждого цвета, символов и элементов.
После того, как в установленный срок презентация будет подготовлена, её отправляют на общий конкурс. Каждый класс во время классного часа подробно разбирает свою презентацию и выбирает ведущих, которые будут представлять её в других классах и на конкурсе. Начинается самый интересный этап обмена презентациями с целью ознакомить с ней как можно большее количество обучающихся, учителей и воспитателей. Выполняя подобную работу, мне все узнаём и открываем для себя много нового и интересного о различных народах нашей великой страны.
Далее обучающиеся начинают готовиться к школьному концерту: разучивают по выбору песни или танцы выбранных народов. В условиях пандемии, когда проведение подобных мероприятий было запрещено или существенно ограниченно, нами была принята форма не концертных выступлений, а записи видеороликов с их последующей дистанционной демонстрацией. Техническая оснащённость и подготовленность обучающихся помогли им легко справиться с этой задачей. Разумеется, воспитатели, классные руководители, учителя музыки и танцев помогали своим воспитанникам. Подобный вид работы вызвал у детей неподдельную заинтересованность. Ученикам очень понравилось участвовать в видеоконкурсе, поэтому данный формат было решено сохранить и применять наряду с классической, уже привычной концертной деятельностью.
Также отдельное внимание было уделено различным блюдам национальной кухни. Ребята готовили некоторые традиционные для выбранного ими народа блюда на уроках технологии или в жилых отсеках в свободные от учебных занятий часы. Делалось это под руководством учителя технологии и воспитателей. Детям очень понравился данный вид познавательной деятельности. Многие с удовольствием лепили пельмени, пекли блины, готовили чак-чак или форшмак, а другие с не меньшим удовольствием пробовали угощения.
На уроках технологии, а также в свободное от учебных занятий время с обучающимися проводился ещё один вид работы, который всем понравился: мастер-класса по изготовлению поделок. Например, кто-то под руководством учителей технологии или воспитателей пытался сделать традиционные национальные игрушки, кто-то национальные украшения или декоративные элементы костюма, кто-то осваивал азы вышивки, плетения кружева, декоративной росписи.
На уроках изобразительного искусства дети получали задания, связанные с традиционными искусствами, промыслами или ремёслами. Например, нарисовать жостовский поднос, или пейзаж в стиле гжельских мастеров, предмет с городецкой росписью, дымковскую игрушку, башкирские, казахские, мордовские, татарские, ханты мансийские, дагестанские орнаменты, традиционную узбекскую или бурятскую посуду, человека в национальном костюме и тому подобное.
В нашей школе достаточное внимание уделяется занятиям физкультурой, спортом, физическому развитию детей. Помимо уроков физической культуры, работает несколько кружков и секций, проводятся дополнительные занятия, соревнования, чемпионаты, первенства и дни здоровья. Многие дети с удовольствием ходят на кружок «Спортивные игры». Именно на таких занятиях дети играли в традиционные игры разных народов нашей страны, знакомясь с национальной культурой другого народа через спорт и подвижные игры. Дети по своей природе любят играть и это занятие вызывает у них самые положительные эмоции. Они с огромным интересом знакомились с правилами игры, применяли их на практике, отмечали схожие и различные моменты в играх разных народов. Мы считаем, что подобные мероприятия способствуют появлению симпатии к другому народу, чувству единения, понимания, общности и уважения.
Также в нашей школе ведётся библиотечная работа, у классов есть свои библиотечные часы. На таких дополнительных занятиях, а также на основных уроках литературы воспитанники знакомятся с литературным творчеством народов России, изучают их сказки, преданья, легенды. После подобных уроков дети часто делают один нехитрый вывод: «У нас больше общего, чем различного. Многие сказки очень похожи, говорят об одних и тех же важных вещах, осуждают одни и те же плохие дела, поступки, черты характера. Да, персонажи в них отличаются, главные герои носят разные имена, но суть и главный смысл сказки почти одинаковый».
Ещё у нас была идея провести викторину на сопоставление пословиц, так как в них заложена народная мудрость, переданная в образных выражениях. Но пока данный проект находится на стадии разработки и подбора материала на разных языках. Идея его такова: на карточках или на интерактивных слайдах написать 10–15 русских пословиц и столько же их аналогов у других народов (дословно переведённые на русский язык). Например, у известной русской пословицы «Встречают по одежке, провожают по уму» есть прекрасная казахская сестра-близнец «В знакомых местах уважают человека, в незнакомых — шубу». Такая общность пословиц, а значит и исконной народной мудрости, лишний раз доказывает нам, что наши народы смотрят на мир во многом одинаково, ценят и уважают одно и тоже, отрицательно относятся к одним и тем же вещам.
С этого учебного года в образовательную программу был включён очень интересный, полезный и познавательный предметный цикл «Разговоры о важном». Ознакомившись с его программой, легко найти подтверждение тому, что наша тема «Национальная составляющая в системе патриотического воспитания» действительно является весьма важной и актуальной. Только в ноябре темами «Разговоров о важном» были следующие: «День народного единства», «Мы разные, мы вместе», «Наша страна — Россия», «Символы России». А значит важность данного направления воспитательной работы подтверждена на государственном уровне.
Литература:
- https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/analogi-russkih-poslovits/
- https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-natsionalnogo-samosoznaniya-v-identifikatsionnyh-protsessah?ysclid=lakqdnvvof730589803
- https://slavdok.mirtesen.ru/blog/43476701893/Raznoobrazie-i-znachenie-traditsionnogo-russkogo-ornamenta?ysclid=lakqfg2dvz361437741
- https://infourok.ru/ornamenti-narodov-rossii-klass-308731.html?ysclid=lakqgb2j5k690061734
- https://razgovor.edsoo.ru/